Улицы Казани не похожи друг на друга, каждая пропитана своей ни с чем не сравнимой атмосферой. Можно почувствовать дух прошлого, а можно — ритм большого динамичного города…
Одной из самых интересных и загадочных улиц города можно назвать улицу Габдуллы Тукая. С ней связана многогранная деятельность великого татарского поэта. Здесь жили многие его друзья-единомышленники, с которыми он был связан тесными творческими узами. В Казани поэт прожил недолго, но посвятил ей немало прекрасных строк.
Рядом на соседней улице Татарстана находится здание Восточного клуба — место встреч татарской интеллигенции, где часто бывал поэт, и знаменитый Сенной базар (улица Московская), описанный Тукаем в сатирических произведениях. Сенной базар вошел в историю как татарский общественно-торговый центр, являвшийся самым крупным восточным базаром европейской части России. Сюда приезжали за уникальными изделиями казанских ремесленников и промышленников.
Казанские предприятия по обработке кожи, производству мыла, обуви и сукна, мастерские знаменитых ювелиров, медночеканщиков, местные художники-каллиграфы славились не только в России, но и в Европе и на Ближнем Востоке.
Отсюда по узким поперечным улочкам можно спуститься к озеру Кабан, любимому месту прогулок поэта, воспетому им во многих произведениях. На улице, носящей его имя, поэт бывал довольно часто, работал в газете «ЭЛЬ-ИСЛАХ» («Реформа»), редакция которой находится в доме № 63. По этой улице поэт и ушел в свой последний путь… На Юнусовской площади (пересечение улиц Тукая и Ф. Карима) состоялся многотысячный траурный митинг…
Удивительно, идешь по современному городу, где много торговых центров, высотных домов, зданий, построенных в стиле нового модерна, и вдруг в самом центре открывается вид на прошлое. И пусть здесь ездят современные автомобили, всё равно складывается ощущение, что прикасаешься к чему-то старинному. Вокруг ветхие здания, уносящие наши мысли вдаль, и волей-неволей хочется угадать, что было здесь раньше, кто жил, работал, творил…
На многих домах улицы Тукая можно увидеть мемориальные доски — эти дома имеют историческую ценность и является культурным наследием нашего города. В одном из домов, в котором некогда располагалась татарская учительская школа, обучался в 1907- 1911 годах Мирсаид Хайдар Галиевич Султан-Галиев, известный татарский революционный писатель. Сейчас в этом доме находится лицей № 30, с обучением на татарском языке.
Вот знаменитый дом № 74, где расположен музей Г. Тукая. Старинный особняк, в котором расположен музей, ранее принадлежал купцу Ибрагиму Исхаковичу Апакову. Купец имел единственную наследницу — дочь Бибимарьямбану, которую в 1884 году выдал замуж за отставного генерал-майора Мухаметшафи Шамиля, сына известного борца за национальное освобождение народов Кавказа шейха Шамиля аль-Гали.
На этой улице еще остались уютные дворики, окутанные вуалью прошлого. Входишь в них через старинные арки, и возникает ощущение чего-то безвозвратно утерянного, того, что уже не вернешь… Это памятник старому городу и одному из старейших слобод Казани — Старо-Татарской слободе, в которой и располагается улица Тукая.
История слободы описана в одноименной книге, авторами которой являются историки и археологи Института истории АН РТ, казанские архитекторы и культурологи, а также сотрудники историко-культурной заповедной территории «Иске Татар бистэсе» («Старо-Татарская слобода»). Составители сборника — кандидаты исторических наук Рамиль Хайрутдинов и Радик Салихов.
Историки рассказывают, что в 1552 году в завоёванной Иваном Грозным Казани территория Казанского Кремля стала для татар запретной зоной. Правда, из писцовых книг известно, что в Кремле и его посаде всё же было несколько татарских домов, где жили толмачи и другие люди, которые пошли служить новой власти.
Другие служивые т атары, пришедшие из Нижегородчины, Касимова, стали первыми поселенцами татарской слободы. Затем здесь стали селиться казанцы, которые поступали на русскую службу. Домовладельцами в казанских слободах были люди состоятельные, способные платить налоги за недвижимость в городе.
Они в основном занимались предпринимательством либо находились на хорошо оплачиваемой службе. Но при больших домах проживало много различного рода торговых служащих, приказчиков, просто прислуги, наёмных рабочих. В конце ХIХ-начале ХХ веков с развитием промышленности и торговли в Казани широкое развитие получило строительство доходных домов, в том числе и в Старо-Татарской слободе.
Центром слободы становятся две улицы, фактически составляющие одно целое, — Екатерининская (название получила от стоявшей здесь приходской церкви великомученицы Екатерины), а ее продолжением после пересечения с Евангельской (ныне улица Татарстан) была Тихвинская улица (названа в честь приходской церкви Тихвинской божьей матери).
Тихвинская вливалась в большую Варлаамовскую (по имени церкви святого Варлама) — сейчас на этом месте развернулся Колхозный рынок. Здесь селилось купечество, промышленники, духовенство.
Во многом не похожа эта улица на другие: здесь старинные постройки соседствуют с современными зданиями, здесь татарский колорит деревянных домушек преплетается с обездушенным фасадом современных домов. Уютный парк, со множеством аллей, где слышится аромат свежескошенной травы… И легко можно закрыть глаза, присесть, передохнуть и дальше двинуться в путь изучать потаенные уголки этой величественной улицы…
В статье использованы материалы:
1. По улицам Казани. Амиров. Казань 1997;
2. Казань в памятниках истории и культуры. Казань, 1982.
3. Портал «Татарский мир» http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=229§ ion=0&heading=0
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: