Новости
30 Декабря 2011, 12:12

Юрий Алаев рассказал, почему газета «Время и Деньги» прекращает свое существование

Сегодня в свет вышел последний номер газеты «Время и Деньги». «Последний не только в этом году — вообще: учредитель и издатель газеты — ЗАО „Время и Деньги“ — прекращает ее выпуск», — обращается к читателям со страниц издания главный редактор газеты «Время и Деньги», гендиректор ЗАО «ВиД Юрий Алаев.

Время и Деньги В своем обращении к читателям Алаев назвал ряд причин, по которым прекращается выпуск газеты. «Первая и главная — газета перестала быть востребованной читателями. Подписные тиражи за последние 2−3 года снизились до смехотворных, соответственно, резко снизились поступления от рекламы, газета вошла в 2011 год с убытками. Акционеры, рассмотрев ситуацию, пришли к выводу, что перспектив у издания нет», — пишет Алаев.

Юрий Алаев:

— Можно ли было избежать печального развития событий? Да, при выполнении ряда условий. Начав выходить в 1992 году как общественно-политическое издание — под названием «Известия Татарстана», наша газета прошла акционирование и была преобразована в деловую в 1996 году, получив название «Время и Деньги». Тогда же контрольный пакет акций был выкуплен у персонала редакции «Татфондбанком» и аффилированными с ним структурами, и возник вопрос о ребрендинге, а по существу о втором стартапе. Соответствующие предложения были сделаны мажоритарному акционеру, но не были услышаны, просто в силу того, что издательский бизнес — это не сфера интересов «Татфондбанка». Вместо ребрендинга тогдашнее руководство ТФБ предложило форму финансовой подпитки на текущие нужды, пусть небольшой, но регулярной. К сожалению, я согласился с таким вариантом, рассчитывая, что мы сможем повторно (после успеха «Известий Татарстана») раскрутиться сами. Это была первая и, возможно, решающая моя ошибка.

Тем не менее газета «Время и Деньги» стала узнаваемой, приобрела авторитет респектабельного издания и даже не слишком потеряла в тираже по сравнению с «Известиями Татарстана», мы прошли кризис 1998—1999 годов. А годом позже произошло событие, которое позволило редакции почти семь лет не очень задумываться о маркетинге, завоевании новых читателей, расширении круга рекламодателей: «ВиД» сумел предложить наименее затратные для госпредприятий, организаций и учреждений условия публикации объявлений о конкурсах, аукционах и торгах и получил статус официального публикатора таких материалов. Это можно было считать коммерческим успехом, но финансовые потоки от публикаций упомянутых объявлений, составлявшие, в среднем за 7 лет, более 40\% всех поступлений от рекламы, постепенно привели к деквалификации рекламного отдела, в определенной степени расхолодили журналистский коллектив — зачем искать острые темы, интересные сюжеты, расшибаться в командировках, когда все идет хорошо и редакция существует относительно безбедно?

Разумеется, «правильный» руководитель обязан был уловить эту тенденцию и переломить ее, а также воспользоваться новым источником доходов для запуска неких вспомогательных коммерческих проектов. Я оказался неправильным руководителем и в свое оправдание могу отметить только одно: едва ли не с первого года существования нашей газеты развивался и другой процесс — наиболее перспективные журналисты «ВиД» активно перекупались теми СМИ, которые имели возможность платить им в полтора-два раза больше, чем мы. Коллеги по цеху знают, сколько сотрудников нашей редакции в разное время перешли в «Коммерсант», «Интерфакс», «Известия», «АК&М», «АиФ-Татарстан», в ту же «Вечерку» и даже — страшно сказать (здесь надо бы поставить смайлик) — в аппарат Президента республики и Госсовет. Иными словами, порой было не до запуска сопутствующих проектов, голова болела о том, как заполнить качественным контентом свои 4−8 полос.

Разумеется, отчасти кадровые потери компенсировались приходом новых сотрудников, не менее, иногда, талантливых и моторных, чем ушедшие, но в целом штат редакции стал постепенно «усыхать», творческая составляющая работы стагнировать; тиражи потихоньку сползали все ниже.

Решающим в истории падения стал 2008 год: в ноябре «ВиД» лишился статуса официального публикатора объявлений о конкурсах, аукционах и торгах, эту функцию правительство передало государственной газете «Республика Татарстан», в том же году (и это распространилось на следующий) более чем на 40\% упали доходы от рекламы — мировой кризис, у всех все упало. Бизнес-структурам с большим запасом прочности или имевшим доступ к госбюджету кризис удалось «проползти»; для ЗАО «ВиД» двойной удар оказался критическим.

Годом позже, успешно достигнув пенсионного возраста, я принял решение отойти от руководства собственно редакцией, предложив коллегам карт-бланш на любые новации, на любое изменение редакционной политики, вплоть до оформления издания и форм подачи материалов. Увы, надежда на всплеск креатива не оправдалась. Возможно, самоустранение от повседневного руководства газетой также было моей большой ошибкой. Последней в этой сфере, хочется думать.

К чему я так подробно обо всем этом рассказываю? Не затем, чтобы оправдаться, оправданий мне нет. Просто, на мой взгляд, это довольно поучительная business-story, даже для тех, кто поднаторел и знает кое-что о бизнес-циклах и естественном умирании тех или иных проектов. Поэтому обращение к читателям и публикуется на полосе «Экономика».

Кто-то может упрекнуть меня в том, что эта business-story неполноценна, так как в ней почти ничего не говорится о роли и месте акционеров, но это просто не моя компетенция. Я могу только сказать, что признателен акционерам в лице «Татфондбанка» за неизменно доброжелательное отношение к редакции и непосредственно ко мне, а особенно — за то, насколько тактично они решили ряд вопросов, связанных с прекращением выпуска газеты «Время и Деньги».

И, разумеется, все мы, сотрудники редакции, не можем не выразить искреннюю и глубокую благодарность людям, которые и по сей день являются нашими читателями и считают, что имеют дело с качественным продуктом. Огромное вам спасибо, с наступающим Новым годом и всех благ!

Юрий Алаев, главный редактор газеты «Время и Деньги», гендиректор ЗАО «ВиД»

P. S. Возможно, кому-то интересен вопрос «что дальше?» Не знаю. Что касается сотрудников, то они, представьте себе, до последнего востребованы в других СМИ, могут даже выбирать. Что касается меня, то, отвечая на этот вопрос популярному (и тоже полнящемуся за счет журналистов «ВиД») интернет-изданию «Бизнес он-лайн», я в шутку заметил, что хочу написать 11-ю главу «Евгения Онегина», то есть предаться тихим радостям пенсионера. Из разряда таких же радостей — мои посты в ЖЖ (alaevs) и в FB, пописываю, можно почитать, поспорить или поддержать.

А еще остается сайт «ВиД», который, если приложить к нему хорошие руки и деньги, может «выстрелить». В конце концов, несмотря на все передряги, он по сей день имеет один из лучших среди сайтов татарстанских газет индекс цитирования по Яндексу. Кстати, и газета «Время и Деньги» по сию пору входит в десятку наиболее цитируемых СМИ, распространяющихся в Татарстане, то есть и федеральных, и местных. Такой показатель выдают и Gallup media (6-е место), и Медиалогия (9-е). Загадка!

«Время и Деньги»

Новости
27 Апреля 2024, 08:06

Из бюджета РТ выделят ₽84 млн на реконструкцию моста В Черемшанском районе

Старый мост демонтируют.

В Черемшанском районе Татарстана обновят мост. Сооружение находится в селе Лагерка и пролегает через одноименную реку. На реконструкцию направят 84 млн рублей, следует из документов, опубликованных на портале госзакупок.

Заказчиком выступает ГКУ «Главтатдортранс». Подрядчик возьмет на себя работы по обновлению моста протяженностью 18,1 м. Компании предстоит демонтировать старое сооружение, признанное аварийным, построить опоры, создать пролетное строение, обустроить мостовое полотно, дорожную одежду. Будут сделаны подходы к мосту, две лестницы.

По условиям контракта, работы необходимо завершить до 25 июля. Деньги на ремонт выделят из бюджета РТ.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: