Выступая на ПМЭФ, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин сделал заявление о том, что «Россия попала в ловушку среднего дохода».
По его словам, из-за низкого качества инфраструктуры у российских производителей растут издержки, что снижает их конкурентоспособность на мировом рынке. Кроме того, в стране ежегодно на 200−300 тысяч человек сокращается число населения трудоспособного возраста. В результате конкуренция за рабочую силу растет, а вместе с ней — и стоимость рабочей силы. При этом рост происходит непропорционально росту производительности труда. Это ловушка среднего дохода, которая возникает, когда ВВП на душу населения приближается к $ 16 000, а Россия как раз близка к этому уровню. В итоге Россия начинает проигрывать странам с высококвалифицированной рабочей силой и большим объемом экспорта технологий и, одновременно, странам с низкими уровнями доходов и дешевым производством.
Сегодня сложилась ненормальная ситуация — никакой связи с производительностью труда у уровня доходов населения не имеется. Россия начинает превращаться во вторую «Грецию» — у нас часто складывается ситуация, когда заработная плата в разы превышает реальный вклад работника в экономику.
Попав в ловушку среднего дохода, Россия не может конкурировать на экспортных рынках с другими странами с более низкими издержками производства. В то же время они по-прежнему отстают от передовых стран с более высокой стоимостью продукции. Производство начинает стагнировать, а сама страна застывает на близких к нулевым темпам развития довольно на долгое время. Исторические сроки выхода из такого рода институциональных ловушек не определены, это минимум несколько лет, максимум — десятилетия. Способы выхода еще менее понятны: все страны, покидавшие «ловушку», делали это своим собственным путем.
Что делать, чтобы выбраться из такой «ловушки»? Очевидный ответ: «Надо поднимать производительность труда!».
По показателям производительности труда Россия сейчас отстает от развитых стран (таких, как Германия и США) в среднем в 3−4 раза. Но это общие цифры. Если брать ключевые отрасли промышленности, например, машиностроение, то там сегодня уровень производительности труда отстает от показателей США и стран ЕС приблизительно в 5−10 раз.
Как следствие, отставание в уровне производительности ведет к слабой конкурентоспособности российской промышленности на мировой арене. Так, по данным 2010 года, доля России составляла 2,2\% от общего объема мирового рынка в сфере легкового автомобилестроения, 5,2\% — в авиационной продукции (включая гражданский и военный сегменты самолетостроения, вертолетостроения, двигателестроения, агрегатостроения и приборостроения) и 0,4\% — в сфере радиоэлектроники.
Чтобы преодолеть этот разрыв, в конце прошлой недели российское правительство утвердило и опубликовало «План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест» (распоряжение от 9 июля 2014 года № 1250-р). По мнению разработчиков, меры ускорят рост производительности труда до 6−8\% в год и создадут почти 4,5 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2018 году.
Сам план довольно обширен. В нем 7 основных направлений-задач с прилагаемыми решениями и сроками. Если говорить обобщённо и кратко, то они следующие:
Направление № 1. Стимулирование инвестиций для обновления и модернизации производства
Решения:
- упрощение процедуры отбора инвестиционных проектов и порядка предоставления государственных гарантий при их реализации,
- формирование фонда развития промышленности,
- расширение применения предприятиями и банками механизмов проектного финансирования.
Направление № 2. Стимулирование технологического обновления
Решение:
- содействие внедрению наилучших доступных технологий через механизм формирования отраслевых справочников наилучших доступных технологий.
Направление № 3. Стимулирование замены устаревших рабочих мест
Решения:
- повышение уровня налогообложения организаций, имеющих основные фонды (оборудование) с истекшим сроком полезного использования,
- проведение специальной оценки рабочих мест.
Направление № 4. Создание условий для профессионального развития работников
Решение:
- развитие системы утверждения профессиональных стандартов и независимой сертификации квалификаций.
Направление № 5. Реализация мер по повышению мобильности трудовых ресурсов
Решение:
- Принятие федерального закона об арендном жилье.
Направление № 6. Меры по повышению производительности труда в компаниях с государственным участием
Решение:
- утверждение программ снижения издержек включением положений о необходимости достижения целевых показателей в долгосрочные программы развития и трудовые договоры руководителей.
Направление № 7. Меры по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства
Решения:
- развитие национальной системы гарантийных организаций,
- наделение субъектов Федерации правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым субъектам малого предпринимательства,
- внедрение механизма возмещения субъектам Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов.
Но все эти меры, в основном, долговременные. А жизнь требует повышения производительности труда уже «здесь и сейчас».
Одно из очевидных, легких и быстрых решений повышения производительности труда, уже сейчас взятых на вооружение правительством и бизнесом — это сокращение персонала. В России уже начался процесс сокращения неэффективных производств и увольнений работников в моногородах.
Так, в прошлом году «Русал» закрыл пять заводов в европейской части России. В черной металлургии сокращение численности персонала составило в среднем 9\%, в алюминиевой — 6\%, в РЖД — 4,8\%. У большинства российских компаний есть возможность легко увеличить производительность труда на 30\%, если они не будут бояться увольнять неэффективных работников, особенно в госсекторе. Госсектор в экономике России составляет 50\%, и эта половина экономики по природе своей совершенно не склонна увеличивать собственную эффективность. Кроме того, существенная часть устаревших рабочих мест находится именно в госсекторе. Поэтому и важно устанавливать целевые показатели по оптимизации персонала именно для госсектора и жестко спрашивать по ним назначаемых руководителей.
Не остался в стороне и Татарстан — на ведущих предприятиях и учреждениях республики полным ходом идет волна оптимизаций и сокращений. Сокращения касаются и чиновничьего аппарата — в Татарстане в 2014 году уволят 1,5 тысячи чиновников.
Но, сокращая персонал, республика неизбежно столкнется с вопросом, куда девать освободившихся людей. Ведь увеличивающаяся безработица неминуемо приведет к социальному взрыву. Решать эту проблему надо не однобоко, а комплексно. Поэтому и важно очень внимательно «проштудировать» общероссийский план повышения производительности труда и на его основе незамедлительно принять республиканский.
Альберт Бикбов
руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: