В настоящее время в Казани завершаются испытания экспресс-тестов на свинину. С их помощью мусульмане смогут узнать, что в колбасе или фарше нет свинины. Как Вы думаете, будут ли эти тест-полоски популярны у простых граждан?
— Насчет популярности тест-полосок сейчас с полной уверенностью говорить невозможно, потому что они предназначены не для определения халяльности самого продукта, а для определения наличия свинины или свиного жира. Но ведь отсутствие свинины еще не означает, что перед вами халяльная продукция. Мясо по стандарту «Халяль» должно быть забито по традициям шариата. Тест-полоски будут востребованы контролирующими органами, например, Роспотребнадзором. Маловероятно, конечно, что свинину будут добавлять в колбасу. У такого человека должны отсутствовать понятия веры и совести.
Если же тест-полоску усовершенствовать и сделать ее пригодной для определения халяльности говядины, то такой тест будет очень востребован.
Насколько сегодня в России популярна продукция по стандарту «Халяль»?
— В последнее время количество такой продукции возросло. Некоторые производители видят в этом дополнительную прибыль, а другие — выход из кризиса, потому что халяльный товар всегда востребован. Конечно, Татарстан сейчас обеспечен такой продукцией. Но в некоторых регионах России чувствуется дефицит халяльных товаров. В наш комитет часто обращаются жители других регионов с просьбой о создании у них производства продуктов питания по стандарту «Халяль». Мы приезжаем в данный регион и объясняем производителям, для чего нужно готовить продукты по нашему стандарту. Когда комитет только появился, наш руководитель Ильнур Гайнуллин потратил много времени на подобные объяснения. Сейчас у нас некоторые предприятия стоят на очереди с документами, чтобы получить разрешение на использование марки «Халяль» от нашего комитета и войти в наш реестр.
Еще одна причина, которая послужила росту популярности среди производителей этого стандарта, — принятие 17 февраля 2009 года на общефедеральном уровне системы «Халяль». В этой системе объединены каноны ислама и требования государственных нормативных документов, направленных на безопасность производимой продукции. Эти документы предусматривают соблюдение требований ислама в подготовке скота, его забою, если говорить о мясной продукции. А дальше уже подключаются специалисты органов по сертификации, которые смотрят, как из этого мяса произвести ту или иную продукции.
С какими странами и регионами России Вы работаете?
— Так, Казахстан полностью перенял нашу систему халяльной индустрии. В Самаре открыли предприятие, где будут покупать товары по стандарту «Халяль» от татарстанских производителей. Сейчас идут переговоры с Пермским краем о создании холдинга, подконтрольного нашему комитету, по производству халяльной продукции. Первое время он будет реализовывать продукцию татарстанских производителей, так как у них пока нет своего производства. Мы активно продвигаем своих производителей в другие регионы России. Самая дальняя точка, в которой производится продукция под нашей маркой, — птицефабрика в Челябинске.
Сколько производителей сегодня работает с сертификатом комитета по стандарту «Халяль»?
— В нашем реестре 20 крупных предприятий по России. Есть и мелкие производители полуфабрикатов. Ассортимент халяльной продукции составляет около 70 наименований. Также нам подконтрольны четыре бойни.
В прошлом году два наших крупных производителя произвели 2,5 тыс. тонн мяса птицы. В остальной мясной промышленности трудно определить количество мяса, потому что некоторые предприятия предпочитают данную информацию не разглашать. Впрочем, «халяль» — это не только мясная продукция, но вся пищевая промышленность, где могут использоваться добавки животного происхождения. Сейчас мы выдали свидетельство на производство майонеза и кетчупа под маркой «Халяль» компании «Счастливые времена».
В кондитерском производстве некоторые переходят на растительные жиры. Зарубежные добавки сомнительного происхождения заменяются аналогичными ингредиентами. Заграничные ингредиенты не должны содержать ГМО.
Скажите, поступают ли сейчас жалобы на халяльную продукцию?
— Раньше поступало много жалоб со стороны покупателей. Сейчас их количество уменьшилось. Чаще всего жалуются на качество полуфабрикатов: 80−85\% продуктов с надписью «Халяль» или «По-мусульмански» сделаны не по канонам ислама. В колбасных изделиях контрафактной продукции составляет около 20−25\%.
Как покупателю определить правильную ли продукцию «Халяль» предлагают в магазинах?
— Во-первых, можно поверить продавцу на слово, тогда грех ложиться на продавца, если он обманул. Во-вторых, стоит обращать внимание на специальный значок нашего комитета. Если он есть, то можно в продуктах не сомневаться. Если нашего значка нет, а есть надпись «Халяль» или «По-мусульмански», то нет гарантии, что этой продукции можно доверять. Также стоит доверять продукции из других регионов России под маркой «Халяль» Совета муфтиев России.
В-третьих, в магазине можно попросить у продавца наличие сертификата государственного образца на халяльную продукцию или свидетельство нашего комитета. Стоит заметить, что сегодня халяльная продукция востребована не только мусульманами, но и людьми других религий и национальностей. Слово «халяль» сегодня стало тождественно слову «качество».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: