Новости
10 Июля 2006, 16:36

Рынок горшечных растений в Казани: некролог

Похороны исконно казанского рынка горшечных растений остались для местного цветовода незамеченными. Более того, процесс захвата этого рынка мощными федеральными игроками с самого начала сопровождался потребительской радостью от выбора, который увеличился вдруг и в разы.

Понимание того, что произошло, по мнению бывших лидеров казанского рынка горшечных растений, несомненно, наступит, и похмелье от обманчивой эйфории для цветоводов- любителей может оказаться тяжелым. Однако ситуация необратима уже сейчас: хрестоматийный пример того, как экономические гиганты, приходя, «подминают» под себя любой небольшой рынок, нашел свое очередное воплощение в казанской «цветочно-горшечной» действительности.

Наиль Забиров, генеральный директор ООО «Плезир»:

— Передел казанского рынка горшечных растений начался еще с приходом таких участников федерального масштаба, как ИКЕА, МЕТРО, Перекресток, а закончился с приходом OBI. Соперничать с этими гигантами местным участникам рынка не под силу. Даже тем, кто до их прихода занимал лидирующие позиции. Поэтому практически все теперь уже бывшие казанские лидеры вынуждены сворачивать свой бизнес на поле горшечных растений. Так, если ранее для «Плезира» горшечные растения были если не главной, то все же важной статьей дохода, теперь это направление становится попросту убыточным.

По словам Наиля Забирова, рынок цветов, и горшечных в частности, очень специфичен — удержаться на нем даже в нормальных условиях сложно. Так, в цветочном деле очень многое зависит от грамотного построения схемы бизнеса: компания должна уметь точно просчитывать, сколько товара нужно закупить в тот или иной период.

Наиль Забиров:

— Но и при наличии очень тщательных и верных расчетов избежать потерь не удается. Цветы — продукт скоропортящийся и очень капризный, поэтому, если заказывать слишком много, будут неизбежными постоянные убытки. Горшечным цветам нужно много солнца и тепла — малейшее падение температуры вниз, что очень часто бывает в процессе перевозки -приводит к тому, что очень много «горшечки» пойдет под списание. Даже в очень крупных компаниях под списание идет 10−20\% товара, а ведь они могут позволить себе такое дорогостоящее оборудование для создания оптимальных условий растениям, которое более мелким игрокам просто не по карману. Кроме того, в качестве фактора риска для цветочных магазинов, торгующих горшечными растениями, нельзя не отметить менталитет наших цветоводов, среди которых особым шиком считается вырастить из сворованного в магазине листочка или корешка свое растение. Ущерб, который такие любители живой природы наносят магазинам, иногда сопоставим с тем, когда растения умирают при падении температуры.

Еще одной серьезной проблемой, по словам специалистов, с которой сталкиваются все торговцы горшечными растениями, можно назвать особенности вкуса российского потребителя. Так, европейцы не очень любят ухаживать за цветами: как только период цветения заканчивается, горшок с растением выкидывают. В результате у них горшечные цветы покупают почти как у нас букеты — на три-четыре недели. Россияне же относятся к покупке горшечного растения аналогично приобретению домашнего животного — и предпочитают видеть, как растение цветет много раз, покупают книжку по уходу за ним и добиваются своего.

В совокупности с этими сложностями неизбежное после прихода крупных федеральных игроков общее снижение цен на горшечные растения, отмечает Наиль Забиров, сделало сохранение «горшечного» бизнеса для местных компаний бессмысленным. Интересно, что поддерживают это мнение даже те участники рынка, которые никогда не делали ставку на «горшечку».

Галлия Кузнецова, заместитель директора ООО «Нокса»:

— Торговля горшечными растениями для нас никогда не была основным видом деятельности. Однако в сложившихся условиях даже сохранение этого бизнеса в качестве сопутствующего теряет свой смысл. Проще говоря, работать с «горшечкой» стало нерентабельным. В частности, после открытия в Казани OBI, нами было принято решение ликвидировать это направление нашей деятельности.

Показательным в данной ситуации, безусловно, можно назвать и поведение тех, кто бескомпромиссно вытеснил местных игроков. Так, по словам специалистов пресс — службы «МЕТРО Кэш энд Керри», цветы, представленные на торговых площадях МЕТРО в Казани, находятся там только как сопутствующий товар, а потому говорить о претензиях МЕТРО на значительную долю рынка горшечных растений не стоит. В то же время, по словам Наиля Забирова, МЕТРО практически сразу после своего открытия лишило местных участников корпоративного клиента. Впрочем, остальные федеральные «монстры», оставившие местных игроков без клиентов вообще, любые свои комментарии относительно сложившейся ситуации считают излишними. В самом деле, что может быть непонятным? По оценкам экспертов («Коммерсант»), только гипермаркеты OBI под продажу растений сдают около 2 тыс. кв. м. Так же поступает и компания MЕТРО, которая открыла за последние годы 22 гипермаркета по всей России и собирается в ближайшее время открыть еще 12. А ведь еще существуют «киты» и поменьше, по праву сильнейшего также совершенно законно потрошащие мелкие рынки.

Появление в Казани гипермаркетов, отдающих тысячи метров своих площадей под продажу растений, казалось бы, должно было насторожить чиновников республики, которые могли бы предпринять меры по защите интересов местных участников рынка. Однако, как отметили в Министерстве торговли РТ, рынок горшечных растений не настолько интересен для экономики республики, чтобы отслеживать на нем ситуацию. Впрочем, по их словам, заняться этим рынком все-таки было бы можно — по просьбе тех же местных игроков, например. Однако ни одной жалобы от них не поступало — так откуда же появиться мысли о защите этого рынка?

В то же время отсутствие интереса к «горшечному» рынку со стороны казанских властей не совсем ясно — даже не принимая во внимание того, что в Европе цветочный рынок по стабильности вошел в первую десятку вместе с нефтью, газом и оружием, сегодня объем российского рынка срезанных и горшечных растений оценивается в $ 1,5 млрд. в год, причем на «горшки» приходится около $ 500 млн. Не такая уж маленькая сумма, чтобы быть совсем неинтересной. Тем более напрасным кажется это непонимание потенциала рынка горшечных растений в Казани потому, что сделать сложившуюся ситуацию для всех участников взаимовыгодной можно — у больших магазинов тоже есть свои минусы.

Галия Кузнецова:

— В больших магазинах типа OBI нет консультантов. А цветы — это совершенно особый товар, требующий к себе трепетного отношения. Растения, как никакой другой товар нуждаются в грамотном продавце, способном разъяснить секреты правильного ухода за цветком. Кроме того, условия, созданные в этих магазинах, может быть, и близки к идеальным, но после таких условий растению трудно адаптироваться к условиям в обычной городской квартире. Видимо, совокупностью названных факторов объясняется то, что купленные в больших магазинах растения часто начинают болеть, а иногда даже гибнут. Часто к нам возвращались наши бывшие клиенты, которые купили растения в этих больших магазинах, а приносили с собой уже заболевшие растения, просили профессионального совета. Сначала мы помогали, однако ввиду того, что подобных случаев становилось все больше, мы были вынуждены отказывать в этих консультациях.

По словам Галии Кузнецовой, пока казанцы еще не готовы платить за консультации профессионального цветовода, поэтому размежевать услуги профессионального цветовода и продажу горшечных растений нельзя. Но в будущем, скорее всего, такой подход станет возможным — только профессионалов цветочного дела, по всей видимости, будет уже днем с огнем не сыскать.

Впрочем, отметила специалист цветочного магазина «Мадам де Флер», не пожелавшая представиться, торговцу горшечными растениями сегодня все-таки можно выжить. Правда, только в одном случае — если он сумеет «прикрепиться» к какому-нибудь из «китов — супермаркетов», который способен ежедневно нагнетать вокруг себя сильный покупательский поток. Однако поскольку, как показывает практика, желают этого единицы, прогноз заместителя директора ООО «Нокса» кажется более вероятным.

Ильдар Аблаев, генеральный директор ОАО «Татарская Академия Управления»:

— С точки зрения потребителя приход крупных федеральных игроков на местный рынок в любом случае должен оцениваться со знаком плюс. Как правило, ассортимент, представленный в этих магазинах, значительно шире, более того, приход известных брендов провоцирует скачок в развитии рынка. С другой стороны, с точки зрения местных участников этого рынка приход федеральных игроков может иметь отрицательную окраску. Особенно, если местные участники никак не защищены государством.

По словам Ильдара Аблаева, важно, чтобы рынок при таких условиях не сформировался после передела «однобоким» — минусы монополизации всем известны. А здоровый, нормальный рынок должен представлять самое разностороннее предложение — мирно должны уживаться как крупные игроки, так и мелкие, способные предоставить индивидуальный подход клиенту.

Получается, что воскрешение местных участников рынка горшечных растений нужно. Вот только если сейчас оно еще возможно — будет ли оно также возможно тогда, когда его необходимость поймут те, от кого оно зависит?

Новости
26 Апреля 2024, 19:49

На модернизацию коммунальной инфраструктуры Казани выделили ₽2,5 млрд

Сети водоснабжения и водоотведения изношены на 79%.

На модернизацию коммунальной инфраструктуры Казани на ближайшие два года предусмотрено 2,5 млрд рублей. В текущем году планируется провести реконструкцию 21 км сетей водоснабжения и водоотведения, а также 42 км тепловых сетей, сообщил замглавы исполкома города Искандер Гиниятуллин.

Сети водоснабжения и водоотведения изношены на 79%. Для приведения их в нормальное состояние требуется 142 млрд рублей, в том числе на водоснабжение и водоотведение — 127 млрд, на теплоснабжение — не менее 15 млрд. За последние пять лет МУП «Водоканал» инвестировало в инфраструктуру 7,5 млрд рублей, «Казэнерго» — почти 1 млрд. Каждый год филиал «Татэнерго» — «Казанские тепловые сети» выделяет на модернизацию до 2 млрд рублей.

Ранее TatCenter писал, что в шести районах РТ планируется начать строительство и реконструкцию водоснабжения за 101 млн рублей.

Гиниятуллин Искандер Анварович

Заместитель руководителя исполкома г. Казани по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: