Новости
11 Марта 2016, 10:30

«Вы видите, сколько вреда может принести один непродуманный закон»

В Казани прошло премьерное заседание совета по предпринимательству при президенте РТ. Под председательством Рустама Минниханова его участники выслушали первые результаты работы. Многие проблемы бизнеса возникают из-за непроработанных федеральных законов, а решения — исходя из написания законов местных. Благодаря им Казань сможет регулировать мобильную торговлю и частично вернуть преимущественное право аренды земли, а сами предприниматели могут строить планы по работе на Лебяжьем озере.

Подробно о структуре нового органа, который призван решать проблемы бизнеса, уполномоченный по правам предпринимателей РТ Тимур Нагуманов рассказывал месяц назад. Напомним, указ о создании Совета по предпринимательству, спустя почти шесть месяцев с момента, как о нем было объявлено впервые, 4 января 2016 года подписал Рустам Минниханов.

На расширенном заседании собрались 800 предпринимателей и представителей органов власти, а также федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов и его коллеги из нескольких регионов. Модератором встречи выступил депутат Госсовета РТ Леонид Барышев.

«Мы поддержали идею проектного офиса. Совет — это не консультативный орган (и по словам Барышева, не книга жалоб и предложений, ред.), это инфраструктурное явление. Здесь нет членов, нет комиссий. Основная боевая единица — проектная группа, которая занимается одной темой. Она должна носить системный характер, а цель должна быть достижима и ограничена во времени — одним годом. Сейчас около 20 проектов в работе», — рассказал о работе совета один из его кураторов Владимир Кутилов.

Как работают эти проектные группы? Инициатор обращается в совет, создается группа — бизнесмены и органы власти обсуждают ее за одним столом. Далее проект передается на заседание совета и внедряется в жизнь. Подробнее о жизненном цикле проектом можно узнать на сайте совета.

«Без давления со стороны правительства»

Собственно, на заседании и рассмотрели первые труды проектных групп. Первая из них занималась темой спекуляций цен на социально-значимые хлеба. Проблема — в высоких конечных ценах на хлеб.

«Объем рынка — 2,5 млрд рублей в год. Производитель прикладывают большие усилия, чтобы сдерживать цены на хлеб, но конечные цены формируются не ими. Есть торговые сети, где социальный хлеб не возвращается и нет маркетинг-бонуса. Но они есть в 70\% сетей. Только возврат хлеба составляет 200 млн рублей в год — 6,5 тыс. тонн хлеба возвращаются из магазинов обратно к производителю», — рассказал куратор группы Булат Кутдусов.

По его словам, в рамках работы совета за одним столом удалось собрать 50\% торговых сетей и производителей, работающих в Татарстане, которые «без давления со стороны правительства», договорились подписать «джентльменское соглашение». «Оно даст минимальные цены на социальный хлеб, стабильность в вопросах ценообразования, отсутствие скрытых привилегий для торговцев, а производители смогут направлять эти 200 млн рублей возврата на развитие», — резюмировал Кутдусов.

«Прозрачное для бизнеса Лебяжье»

Вторая тема была не менее важной — разрешение бизнесу вести дела на Лебяжьем озере. Эта территория является особо охраняемой зоной, поэтому хозяйственные виды деятельности на ней вести нельзя.

«Выявился ряд правовых расхождений относительно регулирования деятельности на особо охраняемых природных территориях. Важно сделать территорию Лебяжьего комфортной для жителей и прозрачной для бизнеса», — сказал глава Кировского и Московского районов Казани Дамир Фаттахов.

В частности, группа планирует разделить парк на зоны активного отдыха и сугубо рекреационную зону с сохранением статуса «особо охраняемой». «Важно определить максимально исчерпывающий перечень видов деятельности, разрешенных на территории лесопарка, но все это требует изменений в нормативных актах на республиканском и муниципальном уровне», — сказал Фаттахов.

Эти изменения коснутся постановления кабмина РТ 1996 года и постановления исполкома Казани 2009 года. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин сказал, что помнит постановление 20-летней давности и что «по мере согласования предложений» парламент может рассмотреть документы, но оперативнее будет действовать через кабмин.

«А Татспиртпром, курирующий зону, что-нибудь там сделал?», — спросил Минниханов. По словам Фаттахова, компания должна оплатить изыскательные экологические работы. Также президент РТ предложил расширить эту тему и на зоны Казанки и Волги.

Фудтраки получат свой закон

Также Рустам Минниханов поддержал инициативу предпринимателей по развитию мобильной торговли. Главная проблема — отсутствие закона, регламентирующего действия фудтраков.

«Для исполкома с точки зрения текущего законодательства мы те же самые киоски, только на колесах. Для комитета по благоустройству — некая непонятная малая архитектурная форма, которая не должна быть в том месте, где мы стоим. Для ДПС — неправильно припаркованный автомобиль, для Роспотребнадзора — новый рынок, который нужно регулировать», — сказал директор Wok&go Марат Багаутдинов.

По его словам, сейчас в Казани работает около 10 фудтраков, но к нему лично обращались втрое больше бизнесменов, которые планировали заняться подобным бизнесом, но пока решили не рисковать.

В итоге в проектной группе с подачи казанского исполкома разработали модель работы: определяется список мест работы фудтраков, измеряется их емкость, а исполком пакетно продает их на аукционе. Сейчас готовится проект постановления кабмина. На этом проектная группа не останавливается: в планах — сформировать специальные площадки в городе для фудтраков со всей инфраструктурой.

Президент РТ главным критерием при мобильной торговле считает соответствие оборудования, транспорта и людей определенным стандартам.

«Это нормальная форма, когда есть нормальный продукт, нормальные автомобили, нормальное обслуживание. Если стакан воды купить негде, перекусить… Столько туристов в городе! Не везде можно стационарную торговлю организовать, а вот передвижные объекты кстати будут. У нас Болгар есть, Свияжск есть — туда можно поставить. Поэтому эту инициативу надо поддержать», — сказал Минниханов, поручив минэкономики РТ подумать насчет включения мобильной торговли в программу «Лизинг-грант».


На совете поднимали и такой вопрос, как льготная аренда помещений в Казани. Замруководителя исполкома Иван Кузнецов презентовал новую программу по поддержке бизнеса, сами предприниматели попросили выделять помещения и меньших размеров, а вице-президент «Опоры России» Азат Газизов предложил сдавать аренду не только муниципальную собственность, не проданную с торгов, но и подумать насчет федерального имущества.

Новый виток получило и обсуждение прошлогодних поправок в Земельный кодекс, которые исключают преимущественное право на заключение нового договора аренды муниципального участка по истечении срока договора. Эту тему поднимали и на ассамблее ТПП РТ. Поправки не хороши тем, что объекты нестационарной торговли — ларьки, павильоны — необходимо сносить для участия в аукционах. В этом вопросе решили брать пример с Санкт-Петербурга — там есть местное постановление. Аналогичное решение было найдено еще одной проектной группой, которая занималась таксистами: по федеральному закону они не имеют права самовольно аннулировать лицензию, только по решению суда.

Инициатива из Челнов — создание республиканского реестра муниципальных участков производственного назначения. По словам начальника управления экономразвития местного исполкома Радмира Беляева, это позволит сократить сроки получения разрешительной документации для инвестора с нескольких месяцев до 36 дней.

Изменения в федеральном законе вызвали опасения у переработчиков бытовых отходов. Поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает создание единого регионального оператора, ответственного за весь цикл по обращению с отходами. Подзаконных актов нет, бизнесмены не могут планировать деятельность и боятся, что единый оператор вытеснит малый бизнес в этой сфере.

«Необходимо в течение этого года разработать республиканский закон, так как федеральный по многим позициям носит справочный характер», — сказал представитель проектной группы Николай Атласов.

«Нельзя принимать решения по МСБ без учета мнения регионов»

«Вы видите, сколько вреда может принести один непродуманный, непроработанный закон. Вся наша работа с вами насмарку. Один закон разрушает все планы, а люди деньги берут, планируют свою жизнь.

Я бы попросил вас обратиться, если надо, и мы тоже об этом скажем — пожалуйста, судьбоносные решения должны проходить обсуждение и должны получать региональное одобрение. Нельзя принимать решения по малому и среднему бизнесу без учета мнения регионов", — заявил Минниханов в конце встречи, обращаясь к федеральному бизнес-омбудсмену.

Борис Титов просьбу не прокомментировал, но похвалил интересный формат совета и заявил, что намерен его тиражировать в других регионах РФ.

— Будете роялти платить нам, — сказал Минниханов.

— Не-не-не, если права свободные, можно не платить.

— Мышление старое. Патент наш, просто не успели оформить…

Илья Иванов

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 3
Новости
13 Ноября 2019, 11:46
Генплан Казани до 2035 года

Концепция запуска метробусов в Казани обойдется в ₽15 млн

Комитет по транспорту ищет подрядчика, который разработает «дорожную карту» запуска пилотных маршрутов скоростного автобусного сообщения.

Казань готова заплатить 15 млн рублей за разработку концепции запуска пилотных маршрутов скоростного автобусного сообщения, следует из тендера на сайте госзакупок. Заказчиком выступает Комитет по транспорту исполкома столицы РТ.

Исполнителю предстоит проанализировать возможности реализации не менее трех вариантов транспортных коридоров прохождения метробусов с учетом текущей и перспективной транспортной инфраструктуры и развития города. Работы необходимо выполнить в течение 8 месяцев с момента заключения контракта.

TatCenter ранее сообщал, что метробусы смогут курсировать в Казани по трем маршрутам. Они выглядит как сочлененный автобус, который ездит только по выделенной полосе и останавливается у транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В этих узлах поставят павильоны, где пассажиры смогут пересесть с одного транспорта на другой. В метробусах не будет кондукторов — пассажиры попадут в салон из павильона через турникеты. В Казани планируют установить 17 ТПУ.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: