Новости
05 Февраля 2016, 11:30

Мнение в защиту ЕГЭ: «Школы „за уши“ подтягивали учеников, лишь бы показать больше медалистов»

Споры вокруг ЕГЭ не утихают с самого первого дня его введения, констатирует Альберт Ахметов. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнения» директор казанского лицея-интерната № 7 для одаренных детей рассуждает об очевидных минусах ЕГЭ, но при этом находит и плюсы, объясняя, почему именно возврата к прежней форме выпускного экзамена нет.

В Госдуму РФ внесен проект закона, предусматривающий отмену единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве выпускного и вступительного в вузы. Авторы инициативы считают, что форма ЕГЭ неэффективна, так как не отражает реальных знаний учащихся.

Споры вокруг ЕГЭ не утихают с самого первого дня его введения. Каждый год рассуждают о том, что необходимо отменить данный экзамен, приводя при этом различные аргументы.

Но, давайте, сравним современную итоговую аттестацию с прежней формой сдачи выпускного экзамена в школе.

Введение ЕГЭ для учащихся позиционировалось как вынужденная мера, основной целью которой было искоренение коррупции на стадии сдачи экзамена в школе и поступления в ВУЗ.

Прежняя форма выпускного экзамена была на руку самой школе, ведь, согласитесь, удобно было самому учить и потом оценивать свою работу.

Конечно, при такой системе все учебные заведения старались показать как можно лучшие результаты. Ученики тоже были довольны: учителя родной школы не давали в обиду и всегда могли «подтянуть» оценки. Но больше всего от прежней системы выигрывали ВУЗы.

С одной стороны, подготовительные курсы по предметам в один институт отличались от других, и старательный абитуриент понимал, что для поступления в желанный ВУЗ ему важно их пройти, ведь знаний, полученных за школьной партой, недостаточно. С другой стороны, вступительные экзамены серьезно отличались по содержанию от школьной программы. Поэтому у ВУЗов сохранялась возможность отбирать детей с определенным уровнем подготовки и знаний.

У известного татарского публициста Туфана Миннуллина есть замечательное произведение «Узебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами»). В этой пьесе выпускник-медалист одной из сельских школ пишет письмо своим учителям, в котором рассказывает о том, что его золотая медаль не помогла ему поступить в ВУЗ, потому что его знания оказались слабее. Он прикладывает медаль к письму и с обидой сообщает, что она ему теперь не нужна и ему придется устроиться на работу, а значит, изменить своей мечте. Все это явилось следствием завышения оценок в его родной школе.

В погоне за рейтингом школы «за уши» подтягивали учеников, лишь бы показать больше медалистов. Учащиеся верили в свои отличные знания, верили в это и родители.

Туфан Миннуллин рассказал о судьбе одного ученика, но этот случай был типичным для того времени.

Введение ЕГЭ должно было исправить все недостатки прежней системы, но, к сожалению, искоренить коррупцию полностью при сдаче экзамена не удалось. И нередко в СМИ попадает информация о том или ином коррупционном скандале.

Во всей этой шумихе кажется, что все это началось только с ведением единого государственного экзамена, хотя никто не говорит о том, что при сдаче выпускного экзамена в школе факты фальсификации были в разы больше.

Подкрепить их точными цифрами не представляется возможным, потому что ранее статистика по списыванию на выпускном экзамене в школе никем не велась, то есть система была непрозрачной, об этом не говорили и не писали.

Необходимо анализировать и практику сдачу ЕГЭ максимально объективно и, в первую очередь, говорить о негативных факторах.

Во-первых, это большой стресс и серьезное испытание для выпускников.

Проход через специальные металлические конструкции, камеры видеонаблюдения, строгие наблюдатели в аудиториях, нервные учителя, родители накануне экзаменов… Все это негативно влияет на психику ребенка и не дает сосредоточиться на самом главном.

Во-вторых, во всех школах идет «натаскивание» на результат ЕГЭ, и во главу угла ставятся ни таланты и способности ребенка, а заветные баллы.

Общеизвестно, что школы рейтингуются по результатам этих экзаменов, поэтому они и стараются выжать максимум из детей. Практически все время и силы учащихся выпускных классов уходит строго на подготовку к экзамену, тем самым, другие не экзаменационные предметы отметаются на второй план.

В-третьих, современный ЕГЭ
проверяет знание предмета и никак не оценивает компетенции выпускников.

Проведем простую аналогию. Это как если бы в автошколе спрашивали только теоритические знания, а практику вождения сдавали бы только в виде теста, развернутого ответа или эссе. Можно ли выпускать таких водителей на дороги?! Думаю, что ответ очевиден.

Но, несмотря на все минусы, ЕГЭ — это единственная возможность провести итоговую аттестацию выпускников школ максимально понятно и открыто. И, несмотря на все имеющиеся идеологические и технические недостатки, другой альтернативы у нас сегодня нет.

Отраден тот факт, что ЕГЭ последних лет отличается по своему содержанию и форме от того экзамена, который был 10 лет назад. Сегодня ЕГЭ все больше отходит от банального тестового экзамена.

С каждым годом повышаются требования и вносятся корректировки. В итоге это должно приводить к повышению качества учебного процесса и общего образования в целом. Полагаю, именно в этом заинтересованы как сторонники, так и противники единого государственного экзамена.

директор лицея-интерната № 7 для одаренных детей

Ново-Савиновского района г. Казани

Альберт Ахметов

Специально для TatCenter.ru*

Ранее в проекте:

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Новости
18 Июля 2019, 20:00

Банки в Татарстане выдали 301,5 тыс. потребкредитов в январе-июне 2019 года

По этому показателю республика вошла в топ-5 российских регионов.

В Татарстане в первом полугодии количество выданных потребительских кредитов увеличилось на 2,7% и составило 301,5 тыс. против 293,7 тыс. годом ранее, свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй. По этому показателю республика вошла в топ-5 российских регионов.

В целом по РФ в январе-июне банки выдали более 9 млн «потребов», нарастив количество кредитов на 2,5% к уровню аналогичного периода прошлого года.

Самое большое количество выданных потребительских кредитов зафиксировано в Москве (417,2 тыс. займов), Московской области (384,9 тыс.), Краснодарском крае (354,1 тыс.), Башкортостане (320,8 тыс.) и Татарстане (301,5 тыс.).

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: