Новости
09 Марта 2005, 17:32

Коммерческое образование — парадоксы развития

Не первый год государственным вузам серьезную конкуренцию составляют вузы негосударственные. Как некрасивым девушкам, им приходится прикладывать вдвое больше усилий, чтобы завоевать хотя бы треть симпатий, выпадающих на долю «красавиц» — госвузов. Пока это приводит только к парадоксу — качество образования в негосударственных вузах выходит на принципиально новый уровень, но давно сложившийся стереотип, что государственное образование лучше, почему-то не меняется.

Главную причину этого специалисты видят в том, что негосударственные вузы в России в целом, а тем более в республике, сформировались как особая сфера образовательного процесса совсем недавно, а значит, не успели устояться традиции, сформироваться общественное мнение.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Хотя в России первым негосударственным, а точнее общественным вузом была Московская практическая академия коммерческих наук, образованная в 1810 году, уже при советской власти все вузы перешли в собственность государства, когда, собственно, и появился термин «государственный вуз», который лишний раз подчеркивал принадлежность. Далее изменения продолжились уже только с приходом перестройки. В 1992 году был принят закон, который допускал существование наряду с государственной и других форм собственности: частной, смешанной, общественной. Тогда и возникли негосударственные вузы в современном понимании, главная их особенность заключалась в том, что за обучение платил сам студент, а не государство. В настоящее время доля негосударственных вузов составляет почти 50\% среди общего количества вузов России.

Азат Ганеев, проректор по учебной и воспитательной работе Казанского государственного финансово-экономического института, директор программы «Мастер делового администрирования»:

— Условием рыночных отношений является здоровая конкуренция. Если есть государственные образовательные учреждения, логично, что должны быть и негосударственные. Тем более если есть люди, готовые выбрать такой тип обучения и платить за него. Другое дело, что качество такого образования должно соответствовать очень высоким стандартам и предлагать клиентам очень высокий уровень знаний.

В Татарстане появление негосударственных вузов принято связывать с 1994—1995 годами — временем, когда такая форма обучения громко заявила о себе (к этому времени в РТ уже существовало 7 вузов, активно реализующих свою деятельность, пройдя начальные этапы развития с 1992 года).

С тех пор прошло чуть более 10 лет. Тремя ведущими татарстанскими негосударственными вузами были созданы две ассоциации негосударственных вузов республиканского значения, которые, впрочем, никаких функций (помимо интеграции филиалов этих вузов) не выполняют и сейчас. В республике сложилась группа лидеров негосударственного высшего образования, известных даже за пределами Татарстана, а все равно работодатели еще пишут в объявлениях: «выпускникам негосударственных вузов не беспокоить».

Галина Шишова, проректор по связям с общественностью ТИСБИ, доцент, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РТ:

— Негосударственным вузам, какое бы качественное образование они ни предлагали, пока никак не удается пробить стену общественного мнения и изменить сложившиеся стереотипы, что государственное образование лучше. И это, в общем-то, нормально — ведь негосударственным вузам от силы десять лет. А для вуза это очень маленький срок. За это время невозможно создать свою историю, особые традиции, даже обрасти легендами — все то, что лучшими государственными вузами формировалось на протяжении многих десятков лет, сменой поколений как студентов, так и профессоров. Нам нужно время, нужны выпускники, которые бы гордились своим вузом и были бы ему благодарными за полученное образование, нужна сильная научная школа, отличный профессорский состав. У современных негосударственных вузов есть все — кроме времени. Так что вопрос признания в этой ситуации — вопрос будущего.

Справедливость этих слов доказывает и то, что даже за небольшой срок, который негосударственные вузы существуют, небольшие подвижки есть. Шаг за шагом, но негосударственное высшее образование прокладывает себе дорогу в будущее.

Алла Кайбияйнен, проректор по связям с общественностью, кандидат филологических наук, доцент Института экономики, управления и права:

—  За 10 лет cуществования негосударственного сектора на образовательном рынке Татарстана мы, его представители, очень остро ощущали изменения отношения к своей работе. В первые годы нам постоянно приходилось сталкиваться с непониманием и прямым сопротивлением, препятствиями в нашей работе. Например, на первых порах нас не поддерживал Совет ректоров государственных вузов, которым хотелось остаться монополистами, быть вне конкуренции. Ведь тогда, в условиях огромного спроса на образовательные услуги у государственных вузов была настоящая монополия. Однако жизнь заставила изменить сознание ректоров государственных вузов. Когда они убедились, что масштабы подготовки специалистов столь велики, что существующие государственные вузы не в силах удовлетворить потребности народного хозяйства, они стали менять свое отношение к негосударственным вузам в лучшую сторону.

Сегодня представители негосударственных вузов входят практически во все региональные Советы ректоров вузов. А последние 2−3 года работать стало и вовсе легче: пришло признание, уважение, основанное на реальных достижениях негосударственных вузов. Большую поддержку в работе в последние годы стало оказывать нам и Министерство образования и науки республики. Мы проводим совместные научно-практические конференции и семинары, активно участвуем в выставках и презентациях. Студенты лучших негосударственных вузов всегда приглашаются министерством на крупные общественные, молодежные мероприятия. Тем более что студенчество негосударственных вузов очень активно — побеждает на республиканских и всероссийских конкурсах студенческих научных работ, ребята много ездят по стране, участвуют и становятся дипломантами научных конференций и форумов. Впрочем, прямым следствием начинающегося признания стало то, что к качеству услуг негосударственного вуза еще повысились требования. Сейчас негосударственный вуз, аккредитованный Минобразования и науки России, должен не только соответствовать всем требованиям Государственных стандартов по уровню подготовки специалистов, лицензионным нормативам в части обеспеченности учебными площадями, литературой и т. д.

Студент, сделав свой выбор в пользу негосударственного вуза, предъявляет высокие требования к качеству обучения, материально-технической обеспеченности учебного процесса. Негосударственный вуз всегда должен быть в авангарде, постоянно доказывая свои преимущества, внедряя новейшие методы и методики обучения, развивая науку и формируя научные школы, организуя систему воспитательной и индивидуальной работы со студентами, постоянно обновляя материальную базу учебного процесса.

Впрочем, понятие «негосударственный» некоторыми специалистами оспаривается. Говорят, что оно неточно и некорректно. Как же «негосударственные» вузы могут таковыми считаться, если находятся в государстве, занимаются подготовкой специалистов, нужных государству, да и процесс обучения у них должен соответствовать Госстандарту? Многими в связи с этим предлагается в будущем вообще в названии не акцентировать внимание на форме собственности. Вуз высшего профессионального образования — и все. А остальное пусть указывается в договоре со студентом.

ВОПРОС АККРЕДИТАЦИИ

Высшее образование во всем мире — прежде всего негосударственное высшее образование. И это образование высшего качества. Общепризнанно. Даже несмотря на то, что во всем мире аккредитация, как правило, не государственная, а общественная. Каждый вуз сохраняет свое лицо и имеет право выдавать собственные дипломы — разного цвета, формы и содержания. Так, если студент окончил Гарвардский, Колумбийский или Стэндфордский университет, никто не спросит, есть ли у него диплом государственного образца — имя вуза говорит само за себя.

В сфере российского образования, по мнению многих специалистов, до сих пор сохраняется такой разброд, что по старинке гарантом качества большинство людей считают государство, а не вуз. В связи с этой проблемой весьма актуальным становится выдвижение общих требований к качеству современного учебного процесса. Другими словами — нужна государственная аккредитация. Последняя подразумевает обязательное соответствие стандартам. Специальная комиссия проверяет качество учебных планов, наличие необходимой литературы, материально-техническую базу, оценивает преподавательский состав. У аккредитованного вуза в российских условиях есть ряд преимуществ: он может выдавать дипломы государственного образца, предоставлять отсрочку от службы в армии, обеспечивать льготный проезд студентам и т. д.

Диплом же государственного образца вроде бы дает выпускнику негосударственного вуза при устройстве на работу такие же права, какими обладает выпускник государственного вуза, однако по сей день о равенстве всех форм образования можно говорить сколько угодно, но на практике работодатель обычно смотрит на диплом: государственный — хорошо, в противном случае — «вы нам не подходите».

Рамиль Валеев, начальник управления высшего, среднего профессионального образования и науки Кабинета министров РТ, доктор исторических наук, профессор:

—  До сих пор стереотипы очень сильны в нашем обществе. И это не правильно. Сегодня негосударственные вузы — активно развивающийся сектор высшего образования, который за счет качественных изменений в организации учебно-воспитательного процесса выходит на принципиально иной уровень образования и воспитания. Новые образовательные концепции успешно реализуются в таких вузах благодаря высокой концентрации интеллектуального потенциала, возможности гибкого и рационального использования привлекаемых средств обучающихся.

С 1995 года, когда негосударственных вузов насчитывалось всего 7, их количество увеличилось до 30, из которых 11 вузов — самостоятельные и 19 — филиалы. То есть количество негосударственных вузов увеличилось в 4,2 раза. Более того, численость студентов с 1995−96 учебного года в 2004—2005 учебном году также значительно увеличилась (более чем в 17 раз) и составила 47,2 тыс. человек. Вообще в настоящее время неаккредитованных негосударственных вузов в республике осталось очень мало, что также говорит о положительном прогрессе этого сектора образования.

Несмотря на то что аттестованных и аккредитованных негосударственных вузов с каждым годом становится все больше и больше, все-таки остаются еще и такие «экземпляры», которые умудряются осуществлять свою деятельность без соответсвующей лицензии образовательной деятельности, без образовательной программы и даже не готовятся к обязательной комплексной аттестации. Чаще всего это неперспективные вузы, бывает — филиалы столичных. Чем дальше от столицы находится такой вуз, тем больше вероятности, что клиент окажется обманутым в своих надеждах и «разведен» на деньги. В Москве же некоторые вузы сознательно не проходят госаккредитацию, завоевывая репутацию авторскими программами и методиками. Госаккредитация (читай — стандарты в образовании) авторской программе не дает никаких шансов существовать.

Галина Шишова:

— Процессы аккредитации негосударственных вузов в последнее время проходят очень активно. Ведь у нас без этого негосударственному вузу не выжить. Но для ведущих вузов этого сектора аккредитация давно перестала быть проблемой. Развитая инфраструктура, отличное техническое оснащение, прекрасный библиотечный фонд, качественная работа профессионального состава — аккредитацию мы получаем без проблем. И так будет и в будущем, потому что наблюдается рост числа студентов в негосударственных вузах, в том числе, что любопытно, студентов, которые приходят к нам из госвуза. При таком раскладе может получиться, что государственному вузу через несколько лет будет трудно получить аккредитацию. Ведь она выдается только на 5 лет. Государственные вузы финансируются государством по остаточному принципу, и скоро может наступить момент, когда не на что будет обновлять материально-техническую базу, например.

ПРЕИМУЩЕСТВА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Как ни странно, но одним из главных преимуществ этих вузов в последнее время все чаще называется качество образования. И прежде всего потому, что если человек готов платить за обучение, значит, действительно заинтересован в получении знаний. Если в государственном вузе отменили лекцию, то студенты будут только рады. В негосударственном не так — если по какой-то причине пропало занятие, то студенты могут и поинтересоваться, когда оно будет проведено. Базовая установка на получение знаний положительно сказывается на качестве подготовки. А тех студентов, которые думают, что «кто платит, тот и музыку заказывает», на «место» ставят очень быстро. Вуз вынужден прежде всего думать о своей репутации — только так можно конкурировать в современных условиях, от этого напрямую зависят доходы в будущем, которые измеряются далеко не одним студентом. Поэтому негосударственный вуз заинтересован в хороших специалистах, которые способны поддержать «марку» вуза, сформировать его имидж на рынке труда. Кроме того, отсев студентов (особенно на первом курсе) обычно бывает очень большой. Негосударственный вуз предъявляет очень жесткие требования — каждая пересдача зачета или экзамена стоит довольно дорого. Иногда даже бывает так, что в случае, если студент не может осилить зачет с трех попыток, ему приходится заново оплачивать и изучать весь курс.

Азат Ганеев:

— В настоящее время полностью меняется образовательная парадигма. Главное — не просто дать студенту сумму каких-то знаний, а научить способу мышления, приводящему к открытию новых знаний. Необходимо сделать процесс обучения более мобильным, гибким и интересным. Одно из главных достоинств негосударственных вузов как раз в том, что они имеют возможность дать все это своим студентам. Кроме того, современный хороший специалист — это специалист, постоянно обучающийся. Ведь в сегодняшней ситуации перехода общества в другое качественное состояние знания морально устаревают с огромной скоростью. Таким образом, важное требование, предъявляемое современным миром выпускнику и которому выпускник должен отвечать, — это умение самоорганизовываться и иметь способность к самообучению. Этому негосударственные вузы учат своих «подопечных» изначально, ведь за повторные зачеты в негосударственных вузах надо платить.

И ещё — если в государственном вузе «избавиться» от плохого лектора — целая проблема, то в негосударственных вузах работают только те, кто непосредственно нужен вузу и оправдывает его доверие.

Алла Кайбияйнен:

— Негосударственный вуз, имея экономическую самостоятельность и финансовую устойчивость, обладает широкими возможностями по привлечению преподавателей высокой квалификации, ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Важным фактором успеха внебюджетных вузов является и более высокая, чем в государственных вузах, материальная заинтересованность и социальная защищенность преподавателей и сотрудников — ведь чем выше уровень оплаты труда, тем выше и отдача. Поэтому уже ни для кого не секрет, что качество подготовки специалистов в негосударственных вузах на сегодняшний день не только не ниже, но зачастую даже превосходит качество подготовки в традиционных вузах. Кроме того, негосударственные вузы постоянно внедряют в учебный процесс новые или нетрадиционные методы и технологии обучения студентов, интегрирующие в себе передовой отечественный и зарубежный образовательный опыт.

Интересной возможностью некоторых негосударственных вузов можно также назвать то, что в выборе своего преподавателя могут принимать активное участие сами учащиеся. Поскольку в силу относительной немногочисленности студентов и необходимости предоставлять им действительно качественное образование у негосударственного вуза есть возможность проводить анкетирование, например — «Преподаватель глазами студента». В случае если педагог набирает меньше 70\% положительных оценок — с ним могут и расстаться, меньше 80\% – снизить ставку оплаты, больше 90\% – повысить.

Рамиль Валеев:

—  Ситуация с преподавательским составом в негосударственных вузах менятеся. Достаточно только посмотреть на цифры: в 1995−96 гг. в негосударственных вузах преподавало 315 профессоров и преподавателей, из которых 90\% – «совместители», в 2004−05 гг. преподавателей стало уже более 2 тыс., причем «совместителей» в среднем теперь только 47\%, а штатных — 53\%. Также сейчас во многих негосударственных вузах существует аспирантура — значит, есть возможность «воспитывать» и растить свои кадры для научно-педагогической работы. Кроме того, вопреки всеобщему мнению, что преподавательский состав в государственных вузах отличается более высокими качественными показателями, можно привести следующие цифры. Так, процент профессоров и докторов в негосударственных вузах от общего количества преподавателей составляет 9\%, в государственных вузах этот показатель равен 12,5\%. Что же касается такого же показателя, но относительно кандидатов наук, то здесь различия и вовсе становятся практически незаметными: в негосударственных вузах этот показатель равен 45\%, а в государственных — 47\%. Единственное, чем пока еще государственные вузы сильны по сравнению с негосударственными, так это то, что у них научные и педагогические школы имеют 200-летнюю историю, традиции, они уже завоевали себе репутацию и имя в научных кругах.

По мнению Галины Шишовой, преподавательский состав государственных вузов — это люди в возрасте, которые преподают по старой системе и далеки от новинок современного образовательного процесса. В негосударственных вузах преподавательский состав относительно молод.

Вузы системы негосударственного образования быстрее и четче реагируют на требования рынка занятости. Специальности, которые предлагает такой вуз, чаще всего востребованы.

Алла Кайбияйнен:

— Очень важной особенностью негосударственных вузов является гибкость и мобильность, благодаря которым удается быстро реагировать на общественные потребности. Причем эта мобильность проявляется на разных уровнях: от общей системы управления вузом до ежедневной организации учебного процесса, который подчинен главной цели: достижению отличного качества подготовки специалиста. Упор здесь делается на востребованность, опережающую подготовку специалистов с учетом будущих требований рынка. А в целом, в силу специфики своей организационной структуры, в негосударственном вузе лучше управляемость и организация работы. Хорошие адаптационные возможности, динамизм особенно ярко проявляется в вопросах внедрения инноваций и передового опыта в формах и методах обучения.

Мобильность негосударственного вуза проявляется и в другом. Допустим, на рынке появился новый учебник. Решение о его приобретении руководство негосударственного вуза принимает без всяких бюрократических проволочек. И это нормально — вузу не нужно «пробивать» государственные фонды, искать деньги.

Алла Кайбияйнен:

—  Одно из преимуществ негосударственного вуза — это богатый библиотечный фонд современной литературы. В библиотеку книги поступают непосредственно из издательств Москвы: часто у таких вузов есть свой транспорт, сюда ежемесячно доставляется новейшая литература. Также многие негосударственные вузы имеют собственную типографию и издательство, что также расширяет возможности этих вузов.

По мнению многих специалистов, главное, что делают внебюджетные вузы — это формируют отношение студента к тому, что он делает. Чувство взаимной ответственности университета и студента формируют реальные «взрослые» деловые отношения. Это очень хороший жизненный опыт.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

И все-таки на сегодняшний день еще немало негосударственных учебных заведений, которые работают некачественно. Это негативно отражается на отношении общества ко всей системе негосударственного образования, поддерживает сложившиеся стереотипы, мешает нормальному развитию этого сектора образования.

Рамиль Валеев:

— Первое время в республике большинство негосударственных вузов предоставляли действительно некачественное образование. С трудом можно было говорить о фундаментальности этого образования. Очень часто можно было столкнуться с тем, что профилирующие курсы читал случайный или малоподготовленый в этой области специалист: курс по менеджменту и экономической теории читал лектор с гуманитарным и техническим образованием, а человек с гуманитарным образованием читал некоторые естественнонаучные курсы. Это наблюдалось во многих возникающих негосударственных вузах по всей республике, очень часто нарушения образовательного процесса были характерны для филиалов. Сегодня ситуация улучшилась — системные меры руководства вузов, проверки, комплексные аттестации и естественная конкуренция сделали свое дело — доля аккредитованных вузов значительно увеличилась, многие вузы находятся на стадии подготовки к комплексной аттестации и государственной аккредитации, а частью негосударственных вузов уже пройдена неоднократная комплексная аттестация и аккредитация. Как я отмечал, во многих негосударственных вузах появилась аспирантура, значит — начали оформляться свои педагогические и научные школы.

Подлинной оценкой качества для вуза остаются его выпускники. Если они хорошо подготовлены к профессиональной деятельности и востребованы на рынке труда — обучение соответствует современному уровню.

Галина Шишова:

—  Трудоустройство — это важная деталь работы любого вуза, а тем более негосударственного. Ведь часто работодатели требуют специалистов — выпускников именно государственного вуза. Однако хорошие негосударственные вузы с этой проблемой редко сталкиваются, потому что заранее подходят к решению этого вопроса. Например, устраивают своих студентов на производственные практики на определенные предприятия, заключают договора с этими предприятиями — и закрепляют студентов на все время обучения. По окончанию обучения студент становится уже сформированным специалистом для конкретного предприятия, и оно с удовольствием его берет на работу. Кроме того, у негосударственных вузов распространены «ярмарки вакансий», когда потенциальный работодатель приглашается на защиту дипломных работ и отбирает лучших на его взгляд. Часто работодатели, уже имевшие подобный положительный опыт, подают заявки на студентов на будущие выпуски.

О том, что безработных выпускников не бывает в негосударственных вузах, в один голос говорят почти все основные игроки этого рынка. Качество образования, усилия вуза трудоустроить молодежь, небедные родители со связями — статистика достигается целым комплексом мер.

Алла Кайбияйнен:

— Система содействия трудоустройству выпускников: рекомендации работодателям, всестороннее изучение рынка, прием заявок от государственных учреждений, министерств и ведомств, частных фирм у некоторых негосударственных вузов разрабатывается собственными кадровыми агентствами. Однако помимо этого существует и практика приема уже сотрудников организаций на бесплатную учебу. Так, за 5−10 человек, представителей этих организаций, принятых на бесплатное обучение, эти государственные учреждения предоставляют негосударственным вузам базу для практики — и в дальнейшем берут на работу по 10−15 выпускников этих вузов. Кроме того, у вузов этого сектора высшего образования часто бывает налажена связь с выпускниками вуза, которые уже являются работодателями. Ведь многие выпускники негосударственных вузов успешно «вписались» в рынок, многие открыли собственные фирмы и охотно предоставляют рабочие места будущим выпускникам родного вуза, поскольку знают уровень и качество знаний студентов.

В целом же, если на показатель трудоустройства после вуза смотреть как на один из определяющих факторов, то сказать, что негосударственные вузы сильно опередили государственные никак нельзя. Согласно данным Министерства труда и занятости РТ на барже труда ежегодно числятся выпускники как государственных, так и негосударственных вузов. И даже то обстоятельство, что, возможно, выпускников негосударственных вузов там числится меньше — ни о чем не говорит: общее количество студентов, выпускаемых негосударственными вузами, несравнимо меньше количества выпускников госвузов.

На 1 января 2005 года на бирже труда значилось 339 выпускников, на 1нваря 2004 года этот показатель был равен 251. Подобное положение дел отчасти объясняется тем, что с каждым годом растет число абитуриентов и выпускников как в государственных, так и в негосударственных вузах.

Алла Кайбияйнен:

—  Развитие системы высшего образования в Татарстане, ее адаптация к общемировым тенденциям уже невозможны без участия в этом процессе разнообразных и разноуровневых образовательных структур, среди которых достойное место принадлежит сегодня негосударственным вузам. Негосударственный вуз находится в постоянном поиске новых подходов в обучении и организации учебного процесса и научных исследований. В ходе модернизации и совершенствования российской системы высшего образования и государственные, и негосударственные вузы закономерно будут обогащать друг друга как за счет накопления и отбора положительного образовательного опыта, так и более тесного сотрудничества между собой.

Такая уверенность представителей негосударственных вузов уже помогала и будет помогать им в преодолении трудностей — ведь на вопрос, какое место в будущем негосударственные вузы смогут занимать, однозначного ответа нет.

Рамиль Валеев:

— Несмотря на положительные изменения в развитии сектора негосударственного образования, все равно перспектива отдаленного будущего рисуется не так многообещающе. Полагаю, что многие и многие негосударственные вузы лет через 5−6 начнут «отмирать». Останутся только единицы — самые сильные негосударственные вузы, которые сумеют выстоять и сохранить свое имя, сумеют создать современную материальную, учебно — методическую, информационную и кадровую базу. В целом же — будущее все-таки за именитыми, «брэндовыми» государственными вузами, у которых уже есть традиции и история.

Однако пока ответа не найдено, многие проблемы, встающие перед сектором профессионального образования в России, государственные и негосударственные вузы будут решать вместе. Этого требует от них объективный процесс интеграции России в мировые образовательные системы и вхождение в Болонский процесс.

Болонский процесс — понятие, обозначающее всю совокупность явлений и процессов, проходящих в высшем образовании стран объединенной Европы, которые должны привести к формированию к 2010 году единого образовательного пространства в Европе. Название процесса связано с совместной декларацией министров образования европейских стран, подписанной в г. Болонье (Италия) 19 июля 1999 года, где были объявлены основные цели и принципы деятельности, которые должны привести к образованию «Европы знаний». В сентябре 2003 года министр образования РФ В. Филиппов от имени нашей страны также подписал декларацию — и Россия официально присоединилась к этому процессу.

Галина Шишова:

—  В связи с Болонским процессом хочется отметить особое место негосударственных вузов в России и республике, в частности. С одной стороны, процесс может «убить» вузы слабые и неконкурентоспособные. С другой — даст второе дыхание сильным и именитым вузам негосударственного сектора. Болонский процесс подразумевает «узнаваемость» и сопоставимость документов об образовании, выдаваемых различными учебными заведениями стран, принимающих в нем участие. Так, документ об образовании, полученный в России, будет легко узнаваем, например, в Европе. С этой точки зрения будущее для известных и зарекомендовавших себя положительно негосударственных вузов рисуется в весьма ярких красках.

Получается, что негосударственные вузы уже давно так или иначе представляют собой реальную конкуренцию государственным, а делить вузы на государственные и негосударственные становится не совсем правомерно. Может быть, пора их делить на качественные и все остальные?

Новости
22 Сентября 2018, 19:00

Завтра в Татарстане ожидается туман

Синоптики предупреждают об ухудшении погодных условий 23 сентября в Татарстане. Ночью и утром местами на территории республики и в Казани ожидается туман, сообщает пресс-служба Гидрометцентра РТ.

Днем без осадков. Ветер юго-западный умеренный. Минимальные температуры воздуха ночью +6.+11˚, в западныйх районах до +13˚. Максимальные температуры воздуха днем +20.+25˚.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: