Новости
25 Августа 2004, 13:42

Есть ли будущее у отечественной часовой промышленности?

Практически на всех часовых заводах России в 2003 году выпуск наручных часов сократился на 11%. Объемы производства упали с 3,5 млн. до 3,12 млн. штук. На этом фоне благополучно выглядит Чистопольский часовой завод «Восток», которому удалось не только удержать позиции, но и увеличить выпуск продукции на 6,6%.

Отечественной часовой промышленности сегодня трудно выдерживать конкуренцию на рынке. Причина тому — устаревшие производственные мощности, а также низкий спрос на отечественную продукцию из-за неконкурентного модельного ряда и низкого качества часов.

Часовая промышленность в советское время была мощной отраслью отечественной точной индустрии, включавшей около двадцати заводов с общим объемом выпуска часов всех видов — 44 млн. штук. Треть продавалась за рубеж, и от экспорта часов и механизмов к ним страна получала свыше $ 20 млн. в год. Однако после распада Советского Союза вся промышленность страны погрузилась в глубокий кризис. Не стало исключением и часовое производство. После снятия «железного» занавеса продукция отечественных заводов утонула в море контрабанды зарубежных штамповок, которые привлекали покупателей внешней яркостью и низкой ценой. Российские производители из-за инфляции, непомерного роста налогов и цен на энергоносители и материалы (они выросли в 8 — 10 раз) стали снижать объемы производства, чтобы просто выжить «де-факто», но это удалось не многим.

К началу нового века производство отечественных часов составляло уже всего чуть более 2 — 3 миллионов изделий в год, количество действующих заводов можно было пересчитать по пальцам. В то время определился стабильно работающий лидер среди отечественных предприятий по объемам выпуска и продаж часов — Чистопольский часовой завод «Восток». Причина успеха, по мнению генерального директора ОАО ЧЧЗ «Восток» Владислава Цивилина, заключается в том, что десять лет назад главным принципом работы руководство завода определило не выживание предприятия, а его развитие.

Владислав Цивилин:

— Первым и самым важным направлением в реализации новых принципов работы стала реструктуризация предприятия: мы начали создавать малые предприятия по производству деталей к часовым механизмам, которые ранее приобретались на предприятиях России и республик бывшего СССР. До этого Чистопольский часовой завод никогда не выпускал часовые камни, стекла и пружины, кольца времени и кожаные ремешки. 15 вновь созданных предприятий образовали единую технологическую цепочку.

Так, всего за 6 лет чистопольцы создали у себя полный замкнутый цикл производства часов. Сегодня ЧЧЗ «Восток» — единственный в России и пятый в мире завод, имеющий полный цикл производства механических часов.

Созданная структура позволяет заводу ежемесячно экономить 28 млн. рублей, которые тратились ранее на покупку комплектующих на стороне. Создание малых предприятий позволило также сократить сроки освоения нового внешнего оформления в 7 раз (с 1 года до 50 календарных дней) и утвердиться на рынке часов в качестве производителя, чьи изделия соответствуют мировым стандартам по качеству и дизайну.

Сегодня часовой завод «Восток» расширяет свой модельный ряд, работает над разработкой новых механизмов. В настоящее время малые предприятия обеспечивают комплектующими не только завод, но и своих коллег из Минска, Москвы, Углича.

Сам часовой завод «Восток» ежегодно поставляет на рынок страны и за рубеж около миллиона наручных мужских и женских часов, 90\% из них традиционно занимают изделия, доступные массовому потребителю, а 10\% — дорогие престижные модели часов с прецизионным механизмом, особое место среди которых занимают эксклюзивные модели золотых и серебряных хронометров.

Сегодня на промышленной площадке ЧЧЗ «Восток» успешно действуют 59 малых предприятий, под маркой «Восток» выпускаются все виды часов — от наручных до башенных курантов, промышленные приборы времени и бытовые приборы энергосбережения. Это один из первых опытов в республике по созданию мощного технопарка на производственной базе, десятилетняя практика которого показывает, что использование различных форм управления позволяет выработать оптимальную систему взаимодействия. Развитие производства позволило чистопольским часовщикам наладить контакты с зарубежными коллегами.

На этом чистопольцы не остановились. Теперь они сами готовят для себя кадровую базу. За годы экономического кризиса завод сохранил профессионалов высокоточной механики. И в советские времена завод готовил кадры сам, но тогда существовала нехватка специалистов с высшим образованием, которые, отработав по распределению положенные три года, уезжали в крупные города. Для решения этой проблемы в 1986 году в городе открылся факультет «Восток» Казанского государственного технического университета. Сегодня факультет получил статус филиала. Таким образом, на заводе решили для себя проблему подготовки специалистов, обладающих современными научно-техническими знаниями, которым уже никуда не нужно было уезжать: ведь все они чистопольцы.

В настоящее время опыт Чистопольского завода перенимают и внедряют коллеги. Тем не менее положение отрасли остается тяжелым. По словам Владислава Цивилина, реальная рентабельность в настоящее время колеблется от 6 до 8\%. Этого едва хватает для того, чтобы поддержать то оборудование, которому уже по 40−50 лет. На «Востоке» положение чуть лучше, но и чистопольские часовщики не могут позволить себе покупку нового оборудования, поэтому приходится приобретать восстановленное швейцарское.

Владислав Цивилин:

— Хотелось бы, чтобы рентабельность была 15−20\%, но пока в силу разных причин это невозможно. Производство часов — очень дорогое удовольствие, чтобы реализовать свою продукцию производитель устанавливает минимальную отпускную цену. А пока часы доходят до прилавка через оптовых и других поставщиков, их цена увеличивается почти в три раза по сравнению с отпускной ценой завода. И это тоже отрицательный момент.

Еще одна проблема — продвижение продукции на внутренний и внешний рынки.

Владислав Цивилин:

— Если раньше мы отправляли товар на оптовые базы, которые занимались реализацией нашей продукции, то теперь продажа товара является ведущей составляющей нашего развития и движения вперед. Для нас это новое направление работы. К сожалению, чтобы убедить потребителя в том, что предложенная модель имеет более качественные характеристики, нежели предыдущая, нам нужно год, а то и больше. Например, мы испытали на американском рынке наши новые часы «Бриз». Это современная «амфибия» с модными элементами, длительным эффектом свечения, увеличительным стеклом-линзой. Американцы часы понравились, они там успешно продаются. А у нас в России объем их продаж гораздо ниже, то есть мы еще не умеем достаточно грамотно рекламировать наш товар.

Прогнозировать развитие отрасли Владислав Цивилин не рискнул, но отметил, что российский рынок часов достаточно привлекателен. Об этом говорит факт появления целого ряда фирм, которые, выдавая себя за производственные, на самом деле занимаются ввозом импортных часов, выставляя на циферблатах название известной русской марки. Качество, как и цена этих часов низкие, так как механизмы в них китайские.

Несмотря на то что многие часовые заводы до сих пор не могут оправиться от кризиса, некоторые российские производители потихоньку «восстают из пепла». Улучшилась ситуация на Пензенском, Угличском и Златоустовском заводах. Возможно, со временем ситуация изменится, и Россия вновь станет одним из законодателей часовой моды, как это было в недалеком прошлом.

В этом году российские производители впервые участвовали на Базельской выставке BaselWorld — 2004. Отечественных часовщиков порадовало то, что отрицательных отзывов о российских часах не было. Однако специалисты, осматривавшие стенд, давали рекомендации, касающиеся внешнего оформления и ценовой политики. По словам Владислава Цивилина, все предложения будут учтены в дальнейшей работе.

Новости
26 Апреля 2024, 19:49

На модернизацию коммунальной инфраструктуры Казани выделили ₽2,5 млрд

Сети водоснабжения и водоотведения изношены на 79%.

На модернизацию коммунальной инфраструктуры Казани на ближайшие два года предусмотрено 2,5 млрд рублей. В текущем году планируется провести реконструкцию 21 км сетей водоснабжения и водоотведения, а также 42 км тепловых сетей, сообщил замглавы исполкома города Искандер Гиниятуллин.

Сети водоснабжения и водоотведения изношены на 79%. Для приведения их в нормальное состояние требуется 142 млрд рублей, в том числе на водоснабжение и водоотведение — 127 млрд, на теплоснабжение — не менее 15 млрд. За последние пять лет МУП «Водоканал» инвестировало в инфраструктуру 7,5 млрд рублей, «Казэнерго» — почти 1 млрд. Каждый год филиал «Татэнерго» — «Казанские тепловые сети» выделяет на модернизацию до 2 млрд рублей.

Ранее TatCenter писал, что в шести районах РТ планируется начать строительство и реконструкцию водоснабжения за 101 млн рублей.

Гиниятуллин Искандер Анварович

Заместитель руководителя исполкома г. Казани по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: