Новости
30 Января 2009, 10:00

Активные казанцы не отказываются от фитнеса

Интенсивный рост казанского рынка фитнес-услуг, наблюдаемый в последние три года, прекратился — из-за финансового кризиса степень его насыщенности замерла на уровне 20%. Однако и резкого падения — даже в сегменте корпоративного фитнеса — пока не наблюдается.

По мнению аналитиков, заработать лояльность клиентов клубы смогли благодаря широкой линейке фитнес-программ и гибкой ценовой политике. Как считают эксперты издания, в Казани сегодня работает не менее 50 фитнес-клубов. В УК «Финам Менеджмент» потенциальную емкость местного рынка фитнес-услуг оценивают в $ 100 млн. в год. Согласно подсчетам директора сети клубов «Планета Фитнес» Ивана Войтко, сейчас в Казани занимаются фитнесом не более 2\% взрослого населения, или около 20 тыс. человек. Притом, что рынок считается насыщенным, если услугами фитнес-центров пользуется примерно 10\% населения.

«В трех клубах „Планеты Фитнес“ занимаются не менее 10 тыс. человек, — говорит г-н Войтко. — Еще около 5 тыс. клиентов делят между собой крупные казанские игроки — клубы „Гольфстрим“, „Диана“, „Динамит-Жим“, „Икс-Фит“ и открывшийся недавно „Эпицентр“. Оставшаяся четверть общей клиентской базы распределена между небольшими клубами».

Крупные фитнес-клубы сосредоточены в центре города

В последние три года рынок фитнес-услуг в Казани рос на 20\% ежегодно. Аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «В 2006 году казанские фитнес-клубы „собрали“ порядка $ 15 млн., по итогам 2007 года объем рынка вырос примерно до $ 18 млн. За последний, „докризисный“, год рынок прибавил еще $ 2‑4 млн. Однако, несмотря на быстрый рост, достаточно большое число оздоровительных центров и присутствие в Казани крупных федеральных игроков, уровень конкуренции даже в условиях финансового кризиса продолжает оставаться достаточно комфортным».

Сегодня месячный абонемент в фитнес-клуб стоит в среднем 2 тыс. рублей, годовой — 22‑24 тыс. рублей. Исключение составляет элитный клуб «Планета Фитнес», расположенный на территории развлекательного комплекса «Ривьера» — здесь годовая индивидуальная клубная карта стоит существенно выше. Клиентам этого клуба предоставляется оптимальная физическая среда, дорогое оборудование и современные фитнес-программы.

Стоимость клубной карты зависит от набора услуг, предлагаемых клубом, уровня его оснащения и наличия бассейна — абонементы и клубные карты в центры с «водой» стоят на 15‑20\% дороже. Собственными бассейнами располагают клубы «Гольфстрим», «Эпицентр», «Альтер Эго», «Ак Барс», а также все три клуба сети «Планета Фитнес».

Большого разброса цен на фитнес-услуги в Казани нет. Стоимость абонементов и в крупные центры, развивающие все направления фитнеса, и в небольшие фитнес-клубы с ограниченным набором услуг примерно одинакова. «Естественно, клиенты предпочитают заниматься там, где предлагается максимум программ, высокий уровень оснащенности и подготовки инструкторов», — считает Иван Войтко.

Эксперт убежден, что фитнес-центр в своем составе должен иметь залы для групповых занятий, тренажерный и кардиозалы, студии единоборств, бассейн и, желательно, помещения для детского фитнеса. «Для многих клиентов обязательно наличие в составе фитнес-центра кабинетов массажа и диетолога, а также салона красоты. Чем больше клуб в состоянии предложить, тем больше клиентов останутся ему верными. Однако совмещать все это без ущерба для качества возможно только на больших площадях», — считает г-н Войтко.

Директор «Центра коррекции фигуры «Ювента-SPA» Майя Антонова согласна с этим мнением. В ее центре фитнес-клуб, включающий зал для групповых занятий и зал кардиотренажеров, совмещен с салоном красоты. Но руководство клуба планирует развести эти направления по разным помещениям, как только стабилизируется экономическая ситуация. «Это два самостоятельных направления — услугами наших косметологов пользуются не более 20\% клиентов фитнес-клуба. На небольших площадях лучше избегать такого соседства — людям, желающим расслабиться и порелаксировать в SPA-салоне, мешает присутствие людей, занимающихся спортом», — отмечает г-жа Антонова.

Конкуренция между фитнес-клубами наиболее ощутима в центральной части города — здесь работают «Икс Фит», «Динамит Жим», «Ак Барс», «Пирамида» и два клуба «Планеты Фитнес». Постоянный поток клиентов им обеспечивают расположенные здесь же бизнес-центры — сотрудники офисов идут заниматься спортом сразу же после работы.

Фитнес-клубы, работающие в спальных районах, ориентированы на жителей ближайших домов и влияния конкурентов практически не испытывают. «Клуб, открытый в спальном районе, сможет успешно развиваться только в том случае, если он находится рядом с новостройками, — отмечает управляющая фитнес-клубом „Ультра“ Эльвира Халитова. — Увеличивает посещаемость клуба наличие в непосредственной близости школы, детского сада или рынка. Однако как бы успешно не было выбрано место для открытия фитнес-клуба, он не может быть узкоспециализированным, а также предлагать экзотические виды фитнеса — велика вероятность того, что выбранное направление окажется непопулярным». По подсчетам г-жи Халитовой, минимальный объем инвестиций в открытие фитнес-клуба в спальном районе с учетом оборудования составляет $ 70 тыс., а срок окупаемости — не менее трех лет.

Рынок фитнес-услуг «встанет» как минимум на год

Собеседники издания полагают, что финансовый кризис приостановит развитие местного рынка фитнес-услуг. По мнению генерального директора строительной компании «Солнечный город» Павла Кострикина, рынок замрет как минимум на год. При этом резкого падения не ожидается, о чем свидетельствует статистика продления абонементов и клубных карт в крупных фитнес-центрах. «В клубах, работающих не первый год, процент продления абонементов составляет порядка 70\%, — говорит директор фитнес-клуба „Эпицентр“ Яна Япаева. — У старожилов рынка этот показатель — не менее 90\%».

Однако благодаря невысокому уровню конкуренции собственную клиентскую базу смогли наработать даже новички. К примеру, «Эпицентр» открылся осенью прошлого года, а уже к декабрю его посетили порядка 800 человек. По словам г-жи Япаевой, большая часть этих клиентов продлила абонементы и на 2009 год.

Аналогичную статистику приводит и директор фитнес-центра «Пирамида» Гульнара Юсупова — здесь абонементы на январь и февраль продлили около 90\% клиентов. «Мы работаем и с клубными картами, и с абонементами — большинство клиентов предпочитают последнее, — говорит г-жа Юсупова. — Полагаю, что клиенты не будут отказываться от посещения фитнес-клуба и дальше. Во-первых, весенние месяцы являются пиковыми для этого вида бизнеса: люди готовятся к лету. Во-вторых, даже в условиях кризиса люди, которые привыкли заниматься спортом, не станут экономить на фитнес-услугах — это не только способ держать себя в хорошей физической форме, но и отличное средство в борьбе со стрессом».

В небольших же фитнес-клубах все же наблюдается некоторое падение. Так, в «Ультре» в январе продажи абонементов снизились на 20\%. «Пока я объясняю это январским затишьем. Однако если падение продолжится, особенно в весенние месяцы, мы будем вынуждены идти на антикризисные меры: сокращать затраты на рекламу, расходные материалы, урезать зарплату администрации клуба и снижать стоимость абонемента», — призналась г-жа Халитова.

Главным оружием в борьбе за привлечение и удержание клиентов эксперты считают расширение ассортимента и формирование гибкой ценовой политики, в том числе с учетом возрастного и социального факторов. К примеру, в бассейне фитнес-клуба «Эпицентр» предусмотрены специальные часы для мусульманок. «А благодаря скидкам на семейные абонементы, а также абонементам для школьников и студентов доля семейных посещений в общей клиентской базе достигает 15\%», — отмечает г-жа Япаева.

Участники рынка пока не наблюдают падения и в сегменте корпоративного фитнеса. В фитнес-клубе «Альтер Эго» доля юрлиц составляет порядка 20\%. «Как ни странно, данное направление не просело, — говорит управляющая фитнес-клубом „Альтер Эго“ Гузель Мубаракшина. — Главное, что привлекает корпоративных клиентов, — индивидуальные условия оплаты для каждого из них. Скидка зависит от выбранных направлений, времени посещения и количества привлеченных сотрудников. Корпоративным клиентам посещение нашего клуба обходится до 15‑20\% дешевле».

В клиентской базе «Планеты Фитнес» доля корпоративных клиентов достигает 25\%, а скидка по коллективным контрактам колеблется от 15 до 30\%. «Как правило, корпоративные клиенты заключают с фитнес-клубами годовые контракты, — говорит Иван Войтко. ­- Большинство крупных местных компаний и региональных представительств федеральных сетей — а именно они составляют основу корпоративной аудитории — заключили договоры с нашими клубами на 2009 год еще в конце прошлого года».

Эксперты полагают, что падение спроса со стороны компаний не произошло по следующей причине: если раньше оплата фитнеса была включена в соцпакет, то сейчас предприятия оплачивают посещение клубов для своих сотрудников авансом из собственного бюджета, а затем постепенно вычитают стоимость абонемента из зарплаты. «Есть и промежуточный вариант — часть стоимости абонемента оплачивается из бюджета фирмы, часть — из личного бюджета сотрудника», — делится наблюдениями г-н Войтко.

Девелоперы начали строить собственные фитнес-клубы

Одним из факторов, мешающих количественному росту фитнес-клубов, является дефицит площадей, отвечающих техническим требованиям. В числе стандартных требований к таким помещениям — общая площадь не менее 500 кв. м, хорошая вентиляция и высокие потолки. Однако в центральной части Казани площади под фитнес-клубы зачастую арендуются, и техническим требованиям соответствуют немногие помещения. «Кроме того, в Вахитовском районе высокая арендная плата, поэтому владельцы клубов экономят на площадях, предусмотренных для размещения там раздевалок и зон отдыха, — отмечает Яна Япаева. — Наконец, я на собственном опыте убедилась, что многие клиенты уходят в фитнес-клубы, расположенные в спальных районах, из-за перенасыщенности залов в клубах, работающих в центре».

По мнению участников рынка, оптимальное решение проблемы — самостоятельное строительство фитнес-клубов. Г-н Войтко озвучил планы компании по строительству в Казани трех новых клубов «Планеты Фитнес». Ранее предполагалось, что центры будут построены в течение ближайшего года, однако с учетом сложившейся ситуации эти планы, возможно, будут скорректированы. «Инвестиции в строительство одного клуба уровня „Планеты Фитнес“, в зависимости от объема и цены привлеченных кредитных средств, составляют не менее $ 20 млн., а срок окупаемости начинается от 8 лет. Вкладываться в строительство оздоровительного комплекса сейчас, в условиях, когда привлечь новых клиентов трудно, достаточно рискованно», — говорит Иван Войтко.

О строительстве собственного фитнес-клуба заявила и девелоперская компания «Солнечный город». Один из них — площадью около 4 тыс. кв. м — спроектирован на первом этаже жилого дома в одноименном микрорайоне (срок сдачи — IV квартал 2009 г.). Павел Кострикин: «Комплекс рассчитан не только на людей, проживающих в этом микрорайоне, — его клиентская база будет формироваться и за счет жителей прилегающих к „Солнечному городу“ районов». Будущий клуб позиционируется в сегменте middle-up, цена абонементов и клубных карт будет, предположительно, превышать среднюю стоимость по городу на 10‑15\%.

На 2009 год компания запланировала и начало строительства спортивно-оздоровительного комплекса на территории «Солнечного города» общей площадью около 30 тыс. кв. м. Первоначально предполагалось, что комплекс будет включать большой бассейн и крытые теннисные корты, однако впоследствии девелопер отказался от идеи — в 300 м от будущего комплекса к Универсиаде строятся Академия тенниса и Дворец водного спорта. Срок сдачи и название спортивно-оздоровительного комплекса пока не определены. В настоящее время, по информации г-на Кострикина, ведется поиск управляющей компании.

С позиционированием будущего комплекса «Солнечный город» уже определился. «Спортивно-оздоровительный центр будет ориентирован на массовую, в том числе семейную и корпоративную аудиторию, а цена абонемента будет равна средней стоимости по городу», — говорит Павел Кострикин.

Новости
26 Сентября 2018, 17:31

На территории сельхозпредприятия в Татарстане ввели карантин по бешенству

На территории ООО «Селхозпредприятие „Юлбат“» для содержания молодняка КРС у с. Юлбат в Сабинском районе Татарстана ввели карантин по бешенству. Соответствующий указ, подписанный президентом РТ Рустамом Миннихановым, размещен на официальном портале правовой информации.

На время действия карантина запрещается торговля домашними животными, вывоз их за пределы подкарантинной территории, вывоз недезинфицированных шкур и шерсти, продажа и использование в пищу молока здоровых животных без пастеризации и убой на мясо больных животных. Также запрещено отлавливать и вывозить диких животных.

Ранее карантин по бешенству ввели на территории Зеленодольского, Тукаевского и Апастовского районов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: