Новости
30 Января 2009, 10:00

Активные казанцы не отказываются от фитнеса

Интенсивный рост казанского рынка фитнес-услуг, наблюдаемый в последние три года, прекратился — из-за финансового кризиса степень его насыщенности замерла на уровне 20%. Однако и резкого падения — даже в сегменте корпоративного фитнеса — пока не наблюдается.

По мнению аналитиков, заработать лояльность клиентов клубы смогли благодаря широкой линейке фитнес-программ и гибкой ценовой политике. Как считают эксперты издания, в Казани сегодня работает не менее 50 фитнес-клубов. В УК «Финам Менеджмент» потенциальную емкость местного рынка фитнес-услуг оценивают в $ 100 млн. в год. Согласно подсчетам директора сети клубов «Планета Фитнес» Ивана Войтко, сейчас в Казани занимаются фитнесом не более 2\% взрослого населения, или около 20 тыс. человек. Притом, что рынок считается насыщенным, если услугами фитнес-центров пользуется примерно 10\% населения.

«В трех клубах „Планеты Фитнес“ занимаются не менее 10 тыс. человек, — говорит г-н Войтко. — Еще около 5 тыс. клиентов делят между собой крупные казанские игроки — клубы „Гольфстрим“, „Диана“, „Динамит-Жим“, „Икс-Фит“ и открывшийся недавно „Эпицентр“. Оставшаяся четверть общей клиентской базы распределена между небольшими клубами».

Крупные фитнес-клубы сосредоточены в центре города

В последние три года рынок фитнес-услуг в Казани рос на 20\% ежегодно. Аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «В 2006 году казанские фитнес-клубы „собрали“ порядка $ 15 млн., по итогам 2007 года объем рынка вырос примерно до $ 18 млн. За последний, „докризисный“, год рынок прибавил еще $ 2‑4 млн. Однако, несмотря на быстрый рост, достаточно большое число оздоровительных центров и присутствие в Казани крупных федеральных игроков, уровень конкуренции даже в условиях финансового кризиса продолжает оставаться достаточно комфортным».

Сегодня месячный абонемент в фитнес-клуб стоит в среднем 2 тыс. рублей, годовой — 22‑24 тыс. рублей. Исключение составляет элитный клуб «Планета Фитнес», расположенный на территории развлекательного комплекса «Ривьера» — здесь годовая индивидуальная клубная карта стоит существенно выше. Клиентам этого клуба предоставляется оптимальная физическая среда, дорогое оборудование и современные фитнес-программы.

Стоимость клубной карты зависит от набора услуг, предлагаемых клубом, уровня его оснащения и наличия бассейна — абонементы и клубные карты в центры с «водой» стоят на 15‑20\% дороже. Собственными бассейнами располагают клубы «Гольфстрим», «Эпицентр», «Альтер Эго», «Ак Барс», а также все три клуба сети «Планета Фитнес».

Большого разброса цен на фитнес-услуги в Казани нет. Стоимость абонементов и в крупные центры, развивающие все направления фитнеса, и в небольшие фитнес-клубы с ограниченным набором услуг примерно одинакова. «Естественно, клиенты предпочитают заниматься там, где предлагается максимум программ, высокий уровень оснащенности и подготовки инструкторов», — считает Иван Войтко.

Эксперт убежден, что фитнес-центр в своем составе должен иметь залы для групповых занятий, тренажерный и кардиозалы, студии единоборств, бассейн и, желательно, помещения для детского фитнеса. «Для многих клиентов обязательно наличие в составе фитнес-центра кабинетов массажа и диетолога, а также салона красоты. Чем больше клуб в состоянии предложить, тем больше клиентов останутся ему верными. Однако совмещать все это без ущерба для качества возможно только на больших площадях», — считает г-н Войтко.

Директор «Центра коррекции фигуры «Ювента-SPA» Майя Антонова согласна с этим мнением. В ее центре фитнес-клуб, включающий зал для групповых занятий и зал кардиотренажеров, совмещен с салоном красоты. Но руководство клуба планирует развести эти направления по разным помещениям, как только стабилизируется экономическая ситуация. «Это два самостоятельных направления — услугами наших косметологов пользуются не более 20\% клиентов фитнес-клуба. На небольших площадях лучше избегать такого соседства — людям, желающим расслабиться и порелаксировать в SPA-салоне, мешает присутствие людей, занимающихся спортом», — отмечает г-жа Антонова.

Конкуренция между фитнес-клубами наиболее ощутима в центральной части города — здесь работают «Икс Фит», «Динамит Жим», «Ак Барс», «Пирамида» и два клуба «Планеты Фитнес». Постоянный поток клиентов им обеспечивают расположенные здесь же бизнес-центры — сотрудники офисов идут заниматься спортом сразу же после работы.

Фитнес-клубы, работающие в спальных районах, ориентированы на жителей ближайших домов и влияния конкурентов практически не испытывают. «Клуб, открытый в спальном районе, сможет успешно развиваться только в том случае, если он находится рядом с новостройками, — отмечает управляющая фитнес-клубом „Ультра“ Эльвира Халитова. — Увеличивает посещаемость клуба наличие в непосредственной близости школы, детского сада или рынка. Однако как бы успешно не было выбрано место для открытия фитнес-клуба, он не может быть узкоспециализированным, а также предлагать экзотические виды фитнеса — велика вероятность того, что выбранное направление окажется непопулярным». По подсчетам г-жи Халитовой, минимальный объем инвестиций в открытие фитнес-клуба в спальном районе с учетом оборудования составляет $ 70 тыс., а срок окупаемости — не менее трех лет.

Рынок фитнес-услуг «встанет» как минимум на год

Собеседники издания полагают, что финансовый кризис приостановит развитие местного рынка фитнес-услуг. По мнению генерального директора строительной компании «Солнечный город» Павла Кострикина, рынок замрет как минимум на год. При этом резкого падения не ожидается, о чем свидетельствует статистика продления абонементов и клубных карт в крупных фитнес-центрах. «В клубах, работающих не первый год, процент продления абонементов составляет порядка 70\%, — говорит директор фитнес-клуба „Эпицентр“ Яна Япаева. — У старожилов рынка этот показатель — не менее 90\%».

Однако благодаря невысокому уровню конкуренции собственную клиентскую базу смогли наработать даже новички. К примеру, «Эпицентр» открылся осенью прошлого года, а уже к декабрю его посетили порядка 800 человек. По словам г-жи Япаевой, большая часть этих клиентов продлила абонементы и на 2009 год.

Аналогичную статистику приводит и директор фитнес-центра «Пирамида» Гульнара Юсупова — здесь абонементы на январь и февраль продлили около 90\% клиентов. «Мы работаем и с клубными картами, и с абонементами — большинство клиентов предпочитают последнее, — говорит г-жа Юсупова. — Полагаю, что клиенты не будут отказываться от посещения фитнес-клуба и дальше. Во-первых, весенние месяцы являются пиковыми для этого вида бизнеса: люди готовятся к лету. Во-вторых, даже в условиях кризиса люди, которые привыкли заниматься спортом, не станут экономить на фитнес-услугах — это не только способ держать себя в хорошей физической форме, но и отличное средство в борьбе со стрессом».

В небольших же фитнес-клубах все же наблюдается некоторое падение. Так, в «Ультре» в январе продажи абонементов снизились на 20\%. «Пока я объясняю это январским затишьем. Однако если падение продолжится, особенно в весенние месяцы, мы будем вынуждены идти на антикризисные меры: сокращать затраты на рекламу, расходные материалы, урезать зарплату администрации клуба и снижать стоимость абонемента», — призналась г-жа Халитова.

Главным оружием в борьбе за привлечение и удержание клиентов эксперты считают расширение ассортимента и формирование гибкой ценовой политики, в том числе с учетом возрастного и социального факторов. К примеру, в бассейне фитнес-клуба «Эпицентр» предусмотрены специальные часы для мусульманок. «А благодаря скидкам на семейные абонементы, а также абонементам для школьников и студентов доля семейных посещений в общей клиентской базе достигает 15\%», — отмечает г-жа Япаева.

Участники рынка пока не наблюдают падения и в сегменте корпоративного фитнеса. В фитнес-клубе «Альтер Эго» доля юрлиц составляет порядка 20\%. «Как ни странно, данное направление не просело, — говорит управляющая фитнес-клубом „Альтер Эго“ Гузель Мубаракшина. — Главное, что привлекает корпоративных клиентов, — индивидуальные условия оплаты для каждого из них. Скидка зависит от выбранных направлений, времени посещения и количества привлеченных сотрудников. Корпоративным клиентам посещение нашего клуба обходится до 15‑20\% дешевле».

В клиентской базе «Планеты Фитнес» доля корпоративных клиентов достигает 25\%, а скидка по коллективным контрактам колеблется от 15 до 30\%. «Как правило, корпоративные клиенты заключают с фитнес-клубами годовые контракты, — говорит Иван Войтко. ­- Большинство крупных местных компаний и региональных представительств федеральных сетей — а именно они составляют основу корпоративной аудитории — заключили договоры с нашими клубами на 2009 год еще в конце прошлого года».

Эксперты полагают, что падение спроса со стороны компаний не произошло по следующей причине: если раньше оплата фитнеса была включена в соцпакет, то сейчас предприятия оплачивают посещение клубов для своих сотрудников авансом из собственного бюджета, а затем постепенно вычитают стоимость абонемента из зарплаты. «Есть и промежуточный вариант — часть стоимости абонемента оплачивается из бюджета фирмы, часть — из личного бюджета сотрудника», — делится наблюдениями г-н Войтко.

Девелоперы начали строить собственные фитнес-клубы

Одним из факторов, мешающих количественному росту фитнес-клубов, является дефицит площадей, отвечающих техническим требованиям. В числе стандартных требований к таким помещениям — общая площадь не менее 500 кв. м, хорошая вентиляция и высокие потолки. Однако в центральной части Казани площади под фитнес-клубы зачастую арендуются, и техническим требованиям соответствуют немногие помещения. «Кроме того, в Вахитовском районе высокая арендная плата, поэтому владельцы клубов экономят на площадях, предусмотренных для размещения там раздевалок и зон отдыха, — отмечает Яна Япаева. — Наконец, я на собственном опыте убедилась, что многие клиенты уходят в фитнес-клубы, расположенные в спальных районах, из-за перенасыщенности залов в клубах, работающих в центре».

По мнению участников рынка, оптимальное решение проблемы — самостоятельное строительство фитнес-клубов. Г-н Войтко озвучил планы компании по строительству в Казани трех новых клубов «Планеты Фитнес». Ранее предполагалось, что центры будут построены в течение ближайшего года, однако с учетом сложившейся ситуации эти планы, возможно, будут скорректированы. «Инвестиции в строительство одного клуба уровня „Планеты Фитнес“, в зависимости от объема и цены привлеченных кредитных средств, составляют не менее $ 20 млн., а срок окупаемости начинается от 8 лет. Вкладываться в строительство оздоровительного комплекса сейчас, в условиях, когда привлечь новых клиентов трудно, достаточно рискованно», — говорит Иван Войтко.

О строительстве собственного фитнес-клуба заявила и девелоперская компания «Солнечный город». Один из них — площадью около 4 тыс. кв. м — спроектирован на первом этаже жилого дома в одноименном микрорайоне (срок сдачи — IV квартал 2009 г.). Павел Кострикин: «Комплекс рассчитан не только на людей, проживающих в этом микрорайоне, — его клиентская база будет формироваться и за счет жителей прилегающих к „Солнечному городу“ районов». Будущий клуб позиционируется в сегменте middle-up, цена абонементов и клубных карт будет, предположительно, превышать среднюю стоимость по городу на 10‑15\%.

На 2009 год компания запланировала и начало строительства спортивно-оздоровительного комплекса на территории «Солнечного города» общей площадью около 30 тыс. кв. м. Первоначально предполагалось, что комплекс будет включать большой бассейн и крытые теннисные корты, однако впоследствии девелопер отказался от идеи — в 300 м от будущего комплекса к Универсиаде строятся Академия тенниса и Дворец водного спорта. Срок сдачи и название спортивно-оздоровительного комплекса пока не определены. В настоящее время, по информации г-на Кострикина, ведется поиск управляющей компании.

С позиционированием будущего комплекса «Солнечный город» уже определился. «Спортивно-оздоровительный центр будет ориентирован на массовую, в том числе семейную и корпоративную аудиторию, а цена абонемента будет равна средней стоимости по городу», — говорит Павел Кострикин.

Новости
25 Июня 2018, 18:07

В Татарстане устраняют открытое горение на полигоне ТБО

Превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе не зафиксировано.

В Татарстане с 23 июня пожарные устраняют горение и тление мусора на полигоне твердых бытовых отходов в Лаишевском районе. Изначально площадь пожара составляла 150 кв. метров.

«Площадь открытого горения уменьшается. Опасности перехода огня на лесной массив нет», — сообщили 25 июня в МЧС Татарстана.

Полигон ТБО размерами 160×250 м расположен в 1 км от деревни Орел, граничит с лесным массивом. Тление мусора происходит на глубине, пожарные ликвидируют появление открытого огня и проводят проливку поверхностного слоя ТБО.

В минэкологии РТ сообщили, что на месте пожара полигона ТБО в Лаишевском районе превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе не выявлено.

Фото пресс-службы минэкологии РТ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: