Роза Яппарова: «Кукла и актер — это необходимый тандем»

3 октября состоялась закладка первого камня в фундамент нового здания татарского театра кукол «Экият». О постройке долгожданного здания, о специфике актерской профессии в кукольном театре, о новом театральном сезоне рассказала Роза Яппарова, директор Татарского государственного театра кукол «Экият».

Роза Яппарова — директор Татарского государственного театра кукол «Экият», заслуженный работник культуры РФ и РТ, персональный член УНИМА (Международной организации деятелей театров кукол) родилась в 1949 году. Закончила филологический факультет Казанского государственного университета. По окончании учебы работала в редакциях газет «Яшь ленинчы», «Социалистик Татарстан», в школах № 3 и № 4 Бугульмы преподавателем русского языка и литературы, заместителем редактора районной и городской газеты «Ленинское знамя». C 1993 года руководит театром кукол «Экият» в Казани.

— Роза Саитнуровна, когда Вы первый раз увидели театр, то какое он произвел на Вас впечатление?

— В 1979 году моя семья переехала из Бугульмы в Казань. Тогда в театре кукол было вакантное место педагога-организатора. И хотя в студенческие годы я училась в Казани, в театр не ходила. Так, придя устраиваться на работу в сентябре 1979 года, я первый раз познакомилась с Татарским государственным театром кукол «Экият». Это произошло 30 лет тому назад. Тогда театр произвел на меня не очень благоприятное впечатление, потому что был похож на деревенский хлев. В красный цвет были покрашены стены, гидроизоляция нарушена, а по стенам текла вода. А в 1981 году с потолка упал большой слой штукатурки. Хорошо, что детей успели завести в зал.

— Сегодня состоялась закладка первого камня нового здания театра. Каким оно будет?

— Новое здание в первую очередь будет красивым и современным. Здание я видела только на эскизах, его архитектор Светлана Мямлиева. В проект театра входит стоянка на 175 машин и гараж на 5 машин (у нас гараж на одну машину, остальные стоят во дворе театра). Также в театре будет специальный зал для проведения елок, душевые для актеров, нормальное кафе для работников. Сейчас актерам даже поесть негде. Есть буфет, но там только выездная торговля — соки и выпечка, а в «Туган авылым» дорого. Впрочем, до недавнего времени и этого не было.

В новом здании будет ресторан для детей, где они смогут отметить свои дни рождения. Я знаю, что в некоторых городах люди в очереди стоят, чтобы записаться и провести день рождения ребенка в театре. С виду наше старое здание кажется большим, но к работе оно совсем не приспособлено. Известно, что раньше здесь была церковь Сошествия Святого Духа, построенная в ХVII веке, так что зданию сейчас уже 275 лет.

— Роза Саитнуровна, какими чертами характера, на Ваш взгляд, должен обладать человек, который хочет руководить театром?

— В первую очередь он должен любить детей. Театр кукол находится на стыке двух областей знаний педагогики и искусства. Я пять лет преподавала в школе после окончания Казанского университета, а потом работала в газете. И втайне мечтала о работе, которая могла бы совмещать в себе творчество и общение с детьми. Могу сказать, что мечта моя исполнилась.

— А творческими людьми легко руководить?

— Мне кажется, что легко. Мои дети говорят: «Мама, ты такая строгая, мы даже боимся тебя». Может быть, я и строгая, но всегда сопереживаю каждому своему сотруднику, о судьбе каждого стараюсь заботиться. За 16 лет моей работы в качестве директора театра кукол «Экият» 22 человека получили почетные звания. Согласитесь, это много значит. Раньше мы даже квартиры получали как детский театр, капусту, куриц привозили, потом продавали сотрудникам театра дешево. Тогда времена такие были, все было в дефиците, но для своих людей мы всегда старались что-то делать.

— Вы 16 лет директор театра кукол «Экият». Наверное, детские вкусы, пристрастия со временем изменились?

— Конечно, вкусы детей с течением времени меняются. Вот мы поставили «Репку». По сути это простая русская сказка, но мы решили ее осовременить, приблизить к сегодняшней действительности. Как говорится, хороший спектакль рождается на столе у драматурга. Девочка в спектакле «Репка» супер-пупер, слушает Глюкозу. Ее семья решает, что посадить в огороде. То есть мы учитываем, что 2008 год — Год Семьи, домочадцы заботятся друг о друге, поэтому репка выросла большая.

— То есть старые сказки у современных детей еще ценятся?

— Знаете, когда мы ездили в Москву в командировку по творческой линии через союз театральных деятелей, у нас состоялась встреча с Николаем Караченцовым. По его словам, когда Марк Захаров захотел поставить Островского, то во всех кулуарах говорили: «Зачем нам Островский? Мы театр Ленинского комсомола. Нам нужны современные пьесы». А когда великий режиссер рассказал о своем видении, свою режиссерскую экспозицию, то в курилках заговорили: «Как же мы до этого не поставили Островского?» Сегодня нельзя ставить классику так же, как в 19 или в 20 веке. Старую сказку должна оживить современная музыка, пластика и драматургия, современный язык.

— Только ли детям интересен кукольный театр? Ставите ли Вы спектакли с куклами для взрослых?

— Для взрослых ставили несколько раз спектакли: «Ловите миг удачи», «И дольше века длится день» по Чингизу Айтматову на татарском языке, «Старый холостяк» на татарском языке, на русском языке по В. Сологубу «Беда от нежного сердца», «Цыгане» по А.С.Пушкину со второй линией Пушкин и Натали. Но работаем мы все же для ребенка.

— Что в театре кукол важнее — кукла или актер?

— Кукла сама по себе важна, но ведь без актера она не оживет. Тандем куклы и актера очень важен. Также большую роль играют художники. Даже оклады главного режиссера и главного художника одинаковые. Художники создают действующих лиц для спектакля. Поэтому хорошо сделанный художником образ — половина успеха. Актеру же надо так перевоплотиться, что зритель может забыть, что перед ним кукла. Так, на спектаклях Валерия Вольховского зрители часто забывали обо всем на свете, а билеты на спектакли было не достать. Он часто работал для взрослых. Так, в спектакле «Мертвые души» он использовал открытый план. Гоголь — полумаска — длинный нос, рот открыт, и ты забываешь, что это кукла. Открытый план играть труднее всего.

— Ваш театр часто бывает за границей. Чем он отличается от других театров?

— У нас в одном театре два театра: русская и татарская труппа. Каждая из них работает по своим спектаклям и не смешивается, потому что со сцены должен звучать литературный язык. В других республиках труппы, играющие на разных языках, давно перемешались. А раз есть национальная труппа, мы используем национальный фольклор: татарские сказки, легенды. Мы единственный театр, который был в Каннах. Там нас, кстати, очень хорошо приняли. У нас каждая кукла делается скрупулезно, обращается внимание на мельчайшие детали. А во Франции куклы другие, во всем используют современные технологии.

Например, в спектакле для взрослых тянь-шаньские горы изобразили при помощи воздуха, накачав им белый шелк. И вот по таким горам идут две небольшие куклы и ведут философские беседы. У нас на таком спектакле зритель бы сразу заскучал. В то же время в Париже показали спектакль Вольховского «Аленушка и солдат» в стиле а-ля рус, в белых льняных костюмах, живым планом актеры разыграли сказку. Как смеялись дети во Франции, как они аплодировали, а ведь они не знают русского языка. Я люблю наблюдать за залом и поэтому знаю: чтобы рассмешить нашего юного зрителя надо очень постараться.

— Роза Саитнуровна, поделитесь планами на 75-й театральный сезон? Что будет нового?

— В новом сезоне мы пригласили одного из самых знаменитых кукольников Станислава Железкина. У него свой театр в Мытищах. К нам он приезжает на постановку, уже сейчас в цехах идет работа по изготовлению кукол. Конечно, у нас два блестящих режиссера. Но без новой крови, без новых имен в театре никак. Станислав Железкин 23 января поставит сказку по Борису Шульгину. Также работаем над пьесой Рената Хариса. Это пьеса о том, что надо жить в мире, согласии, чтобы не произошло никакого взрыва.

25 декабря для русского зрителя состоится премьера пьесы «Усатый полосатый» по сказкам Маршака, а также премьерный спектакль Владимира Фельчина по произведениям Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». В конце года мы будет отмечать 75-летний юбилей театра. Кстати, за прошедший год мы сыграли 520 спектаклей, их увидело 74 тысячи зрителей.

 — Роза Саитнуровна, сейчас часто в кукольном театре используют новые компьютерные технологии. Как Вы думаете, наступает ли эра нового театра кукол?

— Не секрет, что многие спектакли пользуются компьютерной графикой. И забывают, что в театре кукол самые главные действующие лица — кукла и актер. А все остальное — это уже другой вид искусства. Я видела во МХАТе спектакль «Ундина». Это один из лучших кукольных спектаклей со спецэффектами. Конечно, он меня потряс. На сцене была разыграна настоящая волшебная сказка: русалочка уходила под воду, превращалась в птицу.

Но я не думаю, что для того, чтобы поставить настоящую сказку, нужна компьютерная графика. Для настоящей волшебной сказки нужна волшебная сцена. У нас сцена как в деревенском клубе. А возможности у сцены в кукольном театре должны быть больше, чем у сцены в академическом театре. Хорошая сцена нужна, чтобы ребенок попал в сказку. Тогда наступит новое время для кукольного театра. И мы надеемся, что в новом зале у нас появится такая возможность.

Новости
18 Марта 2024, 19:44

В Казань поступит 39 новых троллейбусов В 2024 году

15 из них обеспечат движение по Вознесенскому тракту.

По словам гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Айдара Абдулхакова, в 2024 году в Казань поступит 39 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Из них 15 будут использоваться на маршруте по Вознесенскому тракту.

В 2023 году в город поступило 25 современных троллейбусов марки МАЗ третьего поколения, имеющих автономный ход на 2 км и приобретенных в лизинг. Они заменили устаревшие модели 2007 года выпуска, половину стоимости которых оплатил бюджет региона.

Ранее TatCenter писал, что в Казани не хватает 263 автобусов, 39 троллейбусов и девяти поездов метро.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: