Казанский исполком запретил сотрудникам авиакомпании «Татарстан» пикетировать здание Госсовета РТ 20 марта 2014 года. Причина отказа — другое «ранее запланированное мероприятие на данной территории». Профсоюзу АКТ для проведения пикета предложена альтернативная площадка — парк Крылья Советов, около памятника В.И. Ленину.
Напомним, накануне озабоченность проведением пикета высказал спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. В свою очередь, вице-премьер Шамиль Гафаров пообещал, что ситуация по выплате задолженности по зарплате перед сотрудниками АКТ будет решена в течение одного-двух рабочих дней.
Редакцию портала TatCenter.ru посетил председатель профкома первичной профсоюзной организации Профсоюза работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Антон Бортяков, который рассказал о положении дел в АКТ, задолженности по зарплате, требованиях профсоюзов и беспредметной встрече с руководством авиакомпании, которая прошла в пятницу, 14 марта.
У большинства проблем а/к «Татарстан» — «экономические корни»
— Накануне в Казани состоялось заседание президиума Госсовета РТ, на котором рассматривался вопрос задержки заработной платы сотрудникам авиакомпании «Татарстан». Вице-премьер Шамиль Гафаров заверил, что ситуация по выплате задолженности будет решена в течение одного-двух дней. Вопрос находится на личном контроле президента РТ. Тем же вечером заголовки информационных лент были более чем говорящими. Например, «Рустам Минниханов пообещал срочно погасить задолженность по зарплате перед сотрудниками а/к «Татарстан». Антон, расскажите, как на самом деле обстоит ситуация?
— Неприятная ситуация продолжается в авиакомпании на протяжении последнего полугода. Задержки зарплаты в а/к «Татарстан» были и раньше. Но после размноженных СМИ новостей о том, что а/к «Татарстан» уже в ноябре 2013 года прекратила свое существование, которые не имели ничего общего с действительностью, начался массовый спад в связи со сдачей билетов. И известная трагедия с нашим лайнером «Боинг-737−500» выступила катализатором всех тех проблем, которые имелись в компании на протяжение последних 4−5 лет. Сначала был отозван сертификат эксплуатанта, мы перестали перевозить пассажиров. В дальнейшем были озвучены несколько бизнес-планов, которые должны были поддержать авиакомпанию, как техническую службу, которая обслуживала бы самолеты других авиакомпаний и могла бы тем самым поддерживать свое хоть и не полнопрофильное, но, тем не менее, существование.
— Сколько людей, если можно так выразиться, пострадали из-за сложившейся ситуации?
— Речь идет примерно о 500 человек персонала. Практически половина из них сейчас уже уволены тем или иным способом. И на данный момент очередь дошла до технической службы, которая непосредственно осуществляет техническое обслуживание воздушных судов, в том числе, и в интересах а/к «АК БАРС АЭРО» — дочерней организации «АК БАРС Холдинга». То есть фактически работает с теми воздушными судами, которые были изначально под а/к «Татарстан», но затем были переданы а/к «АК БАРС АЭРО». Ситуация эта имеет под собой экономические корни.
— Что Вы имеете в виду?
— Связано это с дефицитом оборотных и остаточных средств на счетах авиакомпании, которые периодически бывают арестованы ПФР по РТ, например, как сейчас, — за невыплату долга за 2013 год. И вся эта ситуация со сменой руководства в а/к «Татарстан» вызывает проблемы с определением последующей судьбы и самого предприятия, и коллектива. Мы со стороны профсоюзов, а их в авиакомпании три…
— То есть профсоюзы не были объединены? (Накануне об объединении профсоюзов в один на заседании президиума Госсовета РТ объявила председатель республиканской Федерации профсоюзов, депутат Госсовета РТ Татьяна Водопьянова, — прим. автора).
— У нас по-прежнему действуют три профсоюза — профсоюз летной службы, профсоюз бортпроводников и профсоюз технических служб. Мы несколько раз подчеркивали в общении с руководством нашей авиакомпании, что необходимо четко соблюдать законность, а именно ТК РФ, в отношении сокращаемого и увольняемого персонала. Когда было озвучено о планах предприятия по снижению численности персонала, нами изначально было предложено заключить соглашение о переводе сотрудников из а/к «Татарстан» в «АК БАРС АЭРО». Это соглашение было, к сожалению, отвергнуто.
— Под каким предлогом?
— Аргументация была следующая: у а/к «Татарстан» нет возможности обеспечить те же условия оплаты труда и работы персонала в рядах «АК БАРС АЭРО». После этого у нас как раз и начались проблемы с трудоустройством и переводом персонала. То что работодатель отказался от процедуры перевода мы узнали совершенно спонтанно, от личных заявлений граждан. Потому что изначально часть летной службы и службы бортпроводников в «АК БАРС АЭРО» все же благополучно перевели. В этот момент решением г-на Максудова (Руслан Максудов, — прим. автора), который был назначен исполнительным директором в «АК БАРС АЭРО», была полностью анонсирована программа по эксплуатации самолетов типа Airbus и внесение их в сертификат эксплуатанта «АК БАРС АЭРО». И, естественно, люди (сотрудники а/к «Татарстан», -прим. автора) стали никому не нужны.
Сотрудникам АКТ предлагается увольняться по собственному желанию
— О какой сумме задолженности перед сотрудниками АКТ сегодня идет речь?
— Смотря о какой задолженности говорить…
— А их несколько?
— Да. Перед сотрудниками есть несколько типов задолженности, которые работодатель к выплате разделяет. Собственно долг по зарплате, о котором мы сейчас говорим. На сегодняшний день он превышает 50 млн рублей. Суммарная же задолженность по выплатам, которые работодатели обязаны сделать увольняемым сотрудникам, составляет порядка 120 млн рублей. Очень серьезная сумма. Суть в том, что ситуация, сложившаяся в отношении дальнейшего будущего работников авиакомпании «Татарстан», идет в разрез с действующим трудовым законодательством. А именно — работодатель аргументирует, что не может физически оплатить те платежи, которые нужно было выдать сотрудникам, попавшим под сокращение. Их вынуждены «просить» увольняться по собственному желанию, либо по соглашению сторон. В данном случае перед работником встает безальтернативный выбор — либо стоять на свое месте и ждать чего-то, либо увольняться на условиях работодателя — по собственному желанию.
— Сегодня Вы встречались с руководством АКТ, можете рассказать, как прошла встреча?
— К сожалению, встречи как таковой не было. Наш новый и.о. генерального директора Заур Хуснутдинов пришел к нам, пожурил за то, что кворум небольшой и покинул помещение, не сказав собравшимся сотрудникам практически ничего по существу вопроса. При этом, как это бывает, появилась госпожа Алешина (заместитель генерального директора по персоналу, рекламе и внешнеэкономической деятельности ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Елена Алёшина, — прим. автора), и выразила желание встречаться с каждым сотрудником индивидуально. Подчеркну, что она не имеет к авиакомпании «Татарстан» никакого отношения. Но уже не в первый раз, это касалось и летной службы, и службы бортпроводников, она берет на себя смелость и в какой-то степени ответственность договариваться с нашим персоналом об условиях увольнения. В данном случае, как раз видимо это и было у нее в планах. Наш персонал, зная о ее ничтожном статусе по отношению к нашей авиакомпании, просто разошелся.
— То есть фактически встречи по существу не состоялось?
— Фактически да.
Дадут ли профсоюзу АКТ провести пикет?
Обращение с просьбой в содействии организации пикета
— Антон, принимая во внимание тот факт, что профсоюз 20 марта намерен вывести сотрудников на пикет у здания Госсовета РТ, а именно на эту дату назначено очередное заседание парламентариев, как Вы считаете, какие-то предложения в течение недели к Вам поступят?
— Во-первых, согласно законодательству, если не получено согласование от руководства района, где проводится пикет, митинг или любая другая акция протеста, выход на этот пикет считается незаконным. На данный момент разрешения исполкома у нас нет на руках. В устной форме до нас довели, что в этом месте и в это же время запланирован другой пикет. Нам предложили либо присоединиться к пикету другой организации, либо выбрать другое место из предложенных исполкомом. Почему-то в Авиастроительном районе Казани. Мы свой ответ на это пока не даем.
Требования профсоюза а/к «Татарстан»
— Какие требования Вы выдвигаете, и в каком случае сотрудники готовы отказаться от пикета?
— Наши требования выплатой лишь заработной платы не ограничиваются. Это незаконно. У нас имеются на руках решения прокуратуры, трудовой инспекции… Необходимо решить целый ряд вопросов. Например, прекратить экономическое давление на профсоюзы АКТ, которое оказывает работодатель, не выплачивая в течение нескольких месяцев средства уже удержанные из зарплат сотрудников в виде профвзносов, но не переведенные на счета профсоюзов. То есть здесь на лицо фактически пользование чужими денежными средствами работодателем и экономическое давление на профсоюзы.
— Суммы можете озвучить?
— В отношении нашего профсоюза — это 200 тысяч рублей. В отношении летного профсоюза — более одного миллиона рублей. Профсоюзу бортпроводников должны свыше 600 тысяч рублей. Это все серьезные суммы. У нас есть на руках предписание прокуратуры. Кроме этого имеется заключение трудовой инспекции об исключении фактов ущемления законных прав работников на увольнение по сокращению штата и на все законные выплаты, которые должны быть при этом сделаны. Работодатель же на данный момент не обладает финансовыми возможностями выплаты сделать и предлагает работникам увольняться самим. Что тоже, в принципе, незаконно. Прибытие госпожи Алешиной, на мой взгляд, преследует именно эти цели. Это попытка индивидуально с каждым работником, минуя мнение профсоюза и присутствие профсоюза, договориться на каких-то своих условиях, тихо и мирно. То есть, чтобы человек согласился и ушел.
— Что еще?
— Опять-таки перекладывание финансовых проблем предприятия на плечи сотрудников, например, затягивание сроков полного расчета с увольняемыми. На месяцы. Причины те же — нет средств. Ну и многих авиаторов Татарстана, а таких на наших предприятиях большинство, очень волнует ситуация, создавшаяся в связи со сворачиванием программ выпуска гражданских самолетов на казанских предприятиях. Например, программа по выпуску Ту-334, которая согласно имеющемуся постановлению правительства России должна была быть развернута на наших предприятиях. Она фактически не воплощена…
— Не работает…
— Нет. На заводах начинается сворачивание тех наработок и линий, которые позволили бы выпускать этот тип отечественного воздушного судна серийно. И эксплуатировать, и обучать наших сотрудников техэксплуатации этого судна. К сожалению, происходит фактическое сворачивание этой программы, и мы остаемся без среднемагистрального, очень нужного типа воздушного судна.
Беседовала: Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: