В Казани стартовала конференция «Вакф в России: современность и перспективы». Прибывшие в столицу Татарстана европейские и исламские ученые, эксперты и финансисты рассмотрят проблемы институализации вакуфной системы в РФ. Участники встречи констатировали, что в современной России мало, кто знает, что значит понятие «вакф», а кто знает — путают его с другими видами собственности.
Вакф — это нетленная собственность, которая не подлежит присвоению, отмечает муфтий РТ Камиль Самигуллин.
«Вакф считается одобряемым и востребованным шариатом делом. Основой возникновения подобного вида имущества является Благородный Коран и Пречистая Сунна», — поясняет он.
По его словам, история вакфа берет свое начало в мусульманском мире с XI века. А, начиная с XII века, вакф становится основным источником существования всех религиозных учреждений мусульманского государства.
Путешественники, которые пребывали в российском халифате, рассказывает муфтий РТ, отмечали существование большого количества вакфов. Например, вакф для поддержания нормального состояния дорог, вакф для лиц, не обладающих средством совершения хаджа, даже существовал вакф для покупки украшения невесте.
«По запискам ученых, в Османской империи около одной трети земель относились к вакфу. А до революции в Российской империи вакуф был одним из главным источников существования мечетей, школ и благотворительных учреждений», — говорит Самигуллин, добавляя, что основные распространения вакуфа в России — это Поволжье, Кавказ и Крым.
К сожалению, отмечает спикер, отсутствие четких законодательных гарантий является сейчас основным препятствие развития института.
«Если вакуфное имущество будет защищено федеральным законодательством, то процесс развития исламского института будет идти гораздо быстрее, — подчеркивает Самигуллин. — Сейчас институт вакуфного имущества, откровенно говоря, находится в зачаточном состоянии во всей России».
Говоря о путях развития вакфа, гости конференции сошлись в мнении, что основным рычагом должно стать мусульманское образование. «В стране очень мало книг, статей, и о вакфах очень мало говорят», — считают эксперты.
«Одним из важнейших направлений развитий вакфов должно стать мусульманское образование, строительство образовательных и культурно-просветительских центров, издательская деятельность и адаптация для иммигрантов», — считает Самигуллин, добавляя, что развитие не появится и без «качественного взаимодействия мусульман и бизнес-элиты».
Зампредседателя ДУМ РТ Рафик Мухаметшин считает, что вакф — это хороший механизм развития не только мусульманской, но и российской экономики в целом.
«Те институты, которые связаны с финансами, должны работать на то, чтобы мусульманское сообщество функционировало как самодостаточная структура. Очень важно, чтобы мы сами могли найти финансы и ресурсы. А вакуф как раз является одним из самых эффективных экономических инструментов», — считает он.
Эксперты конференции отмечают, что при возрождении системы вакфов необходимо учитывать, что религиозные вакфы не должны оставаться достоянием отдельных лиц. «С самого начала участники этого процесса должны осознавать, что совместно мы создаем долгосрочные стратегические планы и формируем видение развития мусульманского образования», считают они.
Добавим, что в течение двух дней в Казани представители мусульманского мира и бизнес-сообществ обсудят основные положения и правила вакфа в исламе. Конференция «Вакф в России: современность и перспективы» разделена на сессии, каждая из которых затрагивает определенную сторону заявленной темы.S
Наталья Крылова
Фото: ДУМ РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: