Об этом сообщил участникам круглого стола, посвященном взаимодействию СМИ и органов власти по вопросам информационного освещения профилактики коррупционных правонарушений, начальник управления Марс Бадрутдинов. По его словам, при необходимости тестирование может быть применено для определения коррупционной составляющей, в том числе и с применением полиграфа. Такое предложение изначально исходило от одного из журналистов на пресс-конференции, напомнил Бадрутдинов. Тестирование уже проведено в Буинском и Кукморском районах, и находит положительные отклики. Практика будет продолжена и в других муниципальных образованиях.
Марс Бадрутдинов:
— По сведению министерства экономики, в республике оказывается более 5 тысяч различных государственных и муниципальных услуг. В последнее время появилась возможность получить эти услуги в электронном виде. С созданием в 2005 году межведомственного координационного совета удалось упорядочить контроль бюджетных расходов. В практику было введено преимущественное осуществление закупок через интернет-торги, что позволило сделать сферу госзаказов максимально прозрачной". Таким образом, в 2005—2008 годах произошло переустановление республиканской антикоррупционной политики.
Но время не стоит на месте: после ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции 31 июня 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев утвердил национальный план противодействия коррупции.
«Коррупцию все ругают, но когда дело касается своих интересов, охотно ею пользуются», — заметил Марс Бадрутдинов. Хотя Татарстан одним из первых среди субъектов РФ принял закон «О противодействии коррупции», эффективность мер по ее искоренению пока оставляет желать лучшего. Бадрутдинов напомнил, что стратегия антикоррупционной политики РТ была утверждена еще раньше — в апреле 2005 года, уточнив при этом, что стратегия — это не план конкретных мероприятий, а политический документ, «своего рода заявление о намерениях». В январе текущего года в Татарстане создано Управление Президента РТ по вопросам аникоррупционной политики.
По мнению главы управления, лучшая профилактика коррупции — это прозрачность работы государственных и муниципальных органов власти, которая дает возможность для общественного контроля. «Мировой опыт свидетельствует, что нельзя с этим злом бороться только карательными методами — нужно ликвидировать причины и условия, порождающие коррупцию. Если есть возможность для злоупотребления, то соблазн его использовать почти всегда пересилит страх наказания», — убежден Марс Бадрутдинов. По его словам, в этом отношении показателен опыт Китая, где публичные расстрелы казнокрадов и взяточников не снижают уровень коррупции. И напротив — уровень коррупции в не самой суровой с точки зрения уголовного преследования за коррупционные преступления Канаде находится на одном из последних мест в мире.
Чиновник привел статистические данные международных неправительственных организаций, согласно которым, Россия в списке наименее коррумпированных стран опустилась на 154 место, составив компанию таким отсталым странам, как Гвинея и Таджикистан. В сложившейся ситуации наиболее оптимальным выходом руководителю Управления Президента по вопросам антикоррупционной деятельности видится проведение соответствующей работы еще на школьном уровне.
Марс Бадрутдинов:
— Анализ мировой практики свидетельствует, что такое воспитание необходимо начинать с ранних лет, пока личность еще не сформирована. Управлением подготовлено предложение по внедрению уроков антикоррупционного воспитания со школьной семьи. Точнее, предполагается, что это будут не уроки, а дополнительный учебно-воспитательный процесс в виде внеклассных занятий с учениками 5−9 классов в игровой форме с применением компьютерных технологий, где проводится обучение элементам права и экономики.
Плоды такой работы несиюминутны, и не приходится надеяться на быстрый результат. Но, если мы начнем закладывать неприятие коррупции со школьной семьи, то хотя бы наши дети будут смотреть на это зло другими глазами, убежден Бадрутдинов. Начальник Управления по вопросам антикоррупционной деятельности дал ценные методические рекомендации журналистам, рассказав им, как они могут взаимодействовать с прокуратурой и ФНС для получения данных о предоставлении чиновн
иками сведений о доходах. Если у чиновника в 2005 году было имущество в 2 млн. рублей, но через год или два оно удвоилось, притом что его официальный доход за это время составил один миллион, — возникшая разница может стать предметом судебного разбирательства.
Основанием для таких проверок сегодня является обращение прокуратуры или общественных организаций, а после принятия дополнения в федеральное законодательство может стать и информация в СМИ. Такой законопроект, по словам Бадрутдинова, внесен президентом РФ Госдуму и уже прошел первое чтение.
Марс Бадрутдинов упрекнул СМИ, которые, гоняясь за сенсациями, не интересуются «ежедневной, кропотливой профилактической работой» правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. По его убеждению, противодействие коррупции — это не только обязанность силовых структур, противостоять этому злу должна и общественность, сами граждане.
«Для этого должна проводиться просветительская работа в СМИ, чтобы сформировать в обществе нетерпимое отношение к коррупции, — заявил Бадрутдинов. — Для стимулирования пропагандистской деятельности в комплексной республиканской антикоррупционной программе заложено финансирование специальных журналистских конкурсов в двух номинациях: „Журналистское расследование“ и „Пропагандистская деятельность по формированию нетерпимого отношения граждан к коррупции“. Также при наличии желающих Управление могло бы организовать обучение журналистов, специализирующихся на освещении вопросов противодействия коррупции», — заинтриговал он представителей СМИ.
Мухтар Магомедгаджиев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: