В стародавние советские времена на роль ума, чести и совести эпохи безальтернативно претендовала Коммунистическая партия Советского Союза. Но уже тогда раздавались робкие голоса в пользу того, чтобы этой неподъемной ношей поделиться еще с кем-нибудь. Например, с интеллигенцией. Исторически так сложилось, что в России отношение интеллигенции и народа, интеллигенции и страны приобретало подчас болезненные формы. Априори полагается, что дай интеллигенции власть, и в стране тут же наступит благорастворение воздухов. Любопытно, что в далеком 1760 году тогдашняя власть поставила соответствующий натурный эксперимент. В город Чебоксары был командирован для снятия подробного плана директор Казанской гимназии Веревкин.
Нападение геометров на Чебоксары закончилось, увы, не в пользу уполномоченной властью интеллигенции. Но с тех стародавних пор те, кто себя причисляет к российской интеллигенции, не оставляют попыток назначить себя безальтернативным источником уже упомянутых выше ума, совести и чести. Именуя себя «гражданским обществом», эти люди в упор не замечают существование второго гражданского общества, имеющего те же самые (если не больше) права быть выразителем народных чаяний.
Если галантные французы призывали во всем и вся искать женщину: Cherchez lafemine, понимаете ли, приписывая ее зримому или незримому присутствию почти все достоинства и пороки мира, то современная политика должна во всем и везде искать нефть. Ибо нефть — кровь мира, и какие бы сложные комбинации и альянсы не выстраивали отдельные страны и политические силы, цель их по преимуществу сводится к тому, чтобы либо добывать нефть, либо контролировать нефть, либо определять цену на нефть. Редкая страна откажется от того, чтобы открыть на своей территории богатые месторождения «черного золота». Ведь нефть — это власть и деньги, деньги и власть. Не случайно уже сейчас ведутся осторожные прощупывания мнения мирового сообщества по поводу того, чтобы объявить Сибирь и Антарктиду — общемировым достоянием, а точнее — достоянием мировой нефтяной олигархии. И пусть не говорят, что отдача собственных ресурсов страны в руки «эффективного собственника» — благо. Достаточно посмотреть на то, какова цена нигерийской нефти.
Некоторые, посмотрев на фотографии из Нигерии, могут пожать плечами и сказать: такова экономика, в ней выживают те, кто в данных условиях получает большую прибыль. Измените экономические условия, и вместо мертвых нефтяных полей африканской страны вы увидите процветающие аравийские эмираты. Так сказать, дайте волю «невидимой руке рынка». Здесь любопытно отметить, что экономика, в ее исконном понятии, это вообще не про прибыль. Экономика — это как наладить хозяйство, а как выжать из ресурса максимальную прибыль — совсем другая наука. И потому стоит подробнее разобраться в дилемме — экономика против хрематистики: работать, чтобы жить, или жить, чтобы работать. Да и с «невидимой рукой» обстоит не все так однозначно, ибо как понять тот факт, что в развитых западных странах молодежь предпочитает становиться малооплачиваемыми тренерами по фитнесу, нежели высоко оплачиваемыми инженерами? Увы, но не все диктуется той же хремастикой, а более фундаментальными причинами, лежащими в основе кризиса лайт-цивилизации.
Впрочем, есть пример, где постулаты лайт-цивилизации оказываются не совсем верными. Этот пример — Япония и японцы. Трудоголизм — это уже не национальная черта, не предмет гордости, а масштабное национальное бедствие. Если бы можно было экспортировать трудоголизм в виде некой волшебной субстанции, то Япония и здесь бы вышла на первое место. А мы — на первое место по импорту. Ибо данной субстанции нам, ох, как не хватает! Жаль, что мы не японцы. А вообще — что такое японцы и можно ли ими стать? Ну, а если японцами нам не стать, то увидеть Японию определенно стоит. Разберемся: чем так манит туристов Япония?
Михаил Савеличев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: