Кстати, и само понятие планирования для многих связано с формальным подходом и недостаточным пониманием законов экономики. В советские времена реальное планирование нередко подменялось авантюрным прожектерством, что и привело, в конце концов, к коллапсу. Парад цифр гипнотизировал власть предержащих, считавших себя выше объективных законов развития экономики и общества в целом. Однако, несмотря на то что планы составлялись, утверждались, выполнялись и перевыполнялись с большой помпой, реальных успехов было не так уж много. Почему?
План предполагает только то, что можно и нужно осуществить. Можно — потому что для этого дела (бизнеса) есть ресурсы, а нужно — потому что есть объективная потребность, есть потребители продукта или услуги и устойчивый спрос (причем спрос платежеспособный). Нельзя запланировать бизнес только потому, что вам хотелось бы им заниматься. Нельзя запланировать прибыльное производство 10 млн. пар обуви для страны с населением 9 млн., даже если есть ресурсы для этого и большое желание шить туфли. Невозможно в небольшом спальном районе, где уже существует пять парикмахерских, создать новый парикмахерский салон и рассчитывать на быстрое получение доходов.
Однако это только на первый взгляд. Лишняя на внутреннем рынке обувь может принести колоссальную прибыль, если хорошо налажены каналы экспорта при благоприятной мировой конъюнктуре. Лишний новый парикмахерский салон в считанные недели переманит клиентов, если в нем будут трудиться супер-визажисты на невероятно привлекательных для посетителей условиях. Так как же определить, какой из проектов хорош, а какой нет? Ведь если речь идет о вложении больших средств, никому в голову не придет рисковать наобум, чтобы потом уже на практике посмотреть, что получится. Рискнуть деньгами можно только тогда, когда есть уверенность, что этот риск минимален, что все затраты окупятся, что дело, которым вы собираетесь заняться, вообще кому-то нужно, кроме вас, и способно принести прибыль. Без плана в этом случае не обойтись.
Из сказанного можно вывести определение бизнес-плана. Бизнес-план — это документ, в котором описываются основные характеристики проекта (предприятия), анализируются возможные проблемы его реализации и намечаются пути решения этих проблем. Бизнес-план дает ответ на главный вопрос: стоит ли начинать бизнес?
Очевидно, что такой важный документ дорогого стоит. В конце концов, он может предотвратить разорение или обосновать рискованные инвестиции и принести весомый доход. Неудивительно, что стоимость составления на заказ хорошего бизнес-плана составляет несколько десятков тысяч долларов.
Кому нужен бизнес-план?
Прежде всего, план нужен тому, кто собирается работать в соответствии с ним. Очевидно, что составление бизнес-плана — первая, а вернее, «нулевая» стадия развития любого проекта или дела (как «нулевой цикл» в строительстве, то есть закладка фундамента).
Из чего вообще рождается успешный бизнес? Из удачной идеи. На протяжении многих лет тысячи людей развлекались рисованными «ожившими» картинками. Однако именно Уолт Дисней увидел в этом прекрасную идею для бизнеса, соединил свой талант рисовальщика, режиссера, предприимчивость бизнесмена и технические возможности развивающегося кинематографа. В итоге он основал огромную бизнес-империю.
Идеи могут быть и не свои. Первая успешная операционная система для персонального компьютера была создана вовсе не Биллом Гейтсом. Он только заметил, что PC-DOS — удачный программный продукт, и сделал аналогичный, но немного лучше — MS-DOS. Однако главное, что он смог успешно его продать.
Чужих идей может быть сразу несколько. Тот же Билл Гейтс оценил по достоинству графический интерфейс, придуманный создателем Apple Стивом Джобсом, и манипулятор мышь, разработанный в лабораториях Xerox. Соединил все это — получилась операционная система Windows. Таким образом, идея для удачного бизнеса может быть и заимствованной. Но что обязательно должно быть собственное, так это бизнес-план.
Однако если вы уже устали от парадоксов, признайте бесспорную истину: бизнес-план нужен, во-первых, чтобы убедиться в жизнеспособности проекта. Во-вторых, он необходим для привлечения инвестиций, ведь любой крупный проект требует капиталовложений. С бизнес-планом проще убедить потенциальных инвесторов вложить деньги в ваше дело.
Любое дело, любой бизнес стоит на трех китах:
- ресурсы — человеческие, денежные, сырьевые, временные и др.;
- менеджмент — система управления предприятием;
- маркетинг — систем мер по реализации продукции/услуг и учету конъюнктуры рынка.
Бизнес-план — это первое появление выношенной, продуманной и привлекательной идеи «на публике». То, что представляется таким заманчивым и обещающим на словах, на бумаге выглядит более приземленным, но и более реальным. Сложившаяся конъюнктура или, наоборот, быстро меняющаяся обстановка — все это непосредственно влияет на бизнес. Это тоже должно быть учтено в плане.
Пессимистичный и оптимистичный вариант бизнес-плана
Легко понять, что следует делать два варианта бизнес-плана: один для себя (максимально правдивый, «пессимистичный») и второй для других (привлекательный, «оптимистичный»). На практике обычно разрабатывают две редакции плана, причем первая и основная — это внутренний документ. На его основе оформляют внешний план, с которым можно идти к инвестору, если таковой требуется. В идеале, в самом строгом виде, внутренний и внешний планы должны соединиться в один. Вопрос об их совпадении связан только с безошибочностью оценок и расчетов. Причем чем более развит рынок, проработана и прозрачна бизнес-среда, тем более точными будут прогнозы, тем меньше дистанция, разделяющая «пессимистичную» и «оптимистичную» версии.
Говорят, что пессимист — это хорошо информированный оптимист. В случае с бизнес-планом именно внутренний документ прорабатывают более детально, в нем предусматривают все возможные варианты неудач и способы их устранения. Такая детализация, возможно, совсем не нужна инвестору и только отпугнет его. Однако, с другой стороны, если инвестор окажется прозорливее вас и, изучив план, заметит уязвимые места — это вызовет его недоверие.
Итак, внутренний план — наиболее тщательный, в нем учитывают все варианты, воздействие всевозможных факторов, особенно неблагоприятных, как порознь, так и в совокупности. Даже если в реальных условиях вероятность их влияния ничтожно мала. В ходе написания плана нужно найти, по возможности, все подводные камни и попытаться продумать способы их обойти.
Внешний план пишут для партнера, инвестора, то есть для критически настроенного читателя. Разумеется, в нем избегают наиболее острых вопросов, сглаживают или вовсе не указывают спорные моменты. При этом вы все равно честны перед инвестором, ведь вы реально оценили ситуацию во внутреннем документе и готовы дать ответы на любые каверзные вопросы. Просто вы знаете себя лучше и больше себе доверяете.
Для большинства предпринимателей бизнес-план — это единственный «литературный» труд в их жизни. Наличие или отсутствие творческих способностей определенно влияет на данный вид работы: порой коммерческую идею излагают чрезмерно детально, в объеме 200 страниц и более. Восторг от вдруг открывшегося писательского дара может сослужить плохую службу. Пространное описание малоэффективно — на первый план выходит второстепенное. Однако от того, насколько внятно изложена идея, может зависеть, останется бизнес-план просто «литературным трудом» или станет руководством к действию и воплотится в жизнь.
Особенности составления бизнес-плана
Как происходит знакомство с бизнес-планом в инвестиционном отделе банка или фирме, занимающейся инвестициями? Планы, представленные к рассмотрению, изучает менеджер. Далее наиболее толковые проекты передают «выше». Сотрудник выбирает несколько приглянувшихся и передает их лицу, принимающему решение. На каждом этапе отбрасывают четыре из пяти представленных планов. Такой конкурс, конечно, не выдержит пространное описание, которое и прочитать-то проблематично, тем более понять, хороша идея или плоха.
С другой стороны, план размером в десяток страниц, кратко излагающих суть дела, может показаться неубедительным. Оптимальный вариант, как показывает опыт, — от 35 до 70 страниц.
Бизнес-план нужен и начинающему предпринимателю, и опытному бизнесмену. Трудно представить, чтобы шеф компании сам расписывал детали нового дела. Вроде бы проще обременить этой рутинной подчиненного или заказать план в консалтинговой фирме. Однако не в этом случае. За рубежом, например, если известно, что бизнес-план составлен без участия руководителя, инвесторы попросту не рассматривают заявку.
Такой подход вполне оправдан. Только работая над планом, руководитель бизнеса способен моделировать свои последующие действия, только рискуя собственным временем и собственным карманом, можно реально претендовать на успех. План, составленный на заказ, никак не учитывает индивидуальные особенности руководителя проекта. Начиная работу над планом, бизнесмен продумывает свои будущие действия и проверяет на прочность как идею, так и собственные возможности.
В то же время нужно быть предельно честным с самим собой. Нет большей опасности в бизнесе, чем самообман. Например, если план основан на участии инвестора без учета его реальной необходимости, можно легко угодить в ловушку. Инвестора часто воспринимают как благотворителя, который защитит, поможет и поддержит при любом раскладе. То, что на свои деньги он рано или поздно захочет получить солидный процент, упускают из вида. С другой стороны, если развитие бизнеса плохо рассчитано, а он окажется успешным, инвестор станет иждивенцем, эксплуататором, а вовсе не помощником в деле.
Классический бизнес-план составляют примерно на три года вперед. При этом, например, разбивку основных показателей первого года производят по месяцам, второго года — поквартально, на третий год рассчитывают только годовые показатели.
Очевидно, что классический вариант пригоден для классических условий — для сформировавшихся рыночных отношений. В наших условиях обстоятельства настолько переменчивы, что загадывать на более или менее продолжительные сроки нереально. В самом деле, экономическое положение у нас изменяется очень быстро, и строить расчет на два-три года вперед было бы ошибочным. Отечественный бизнес-план — это план на год, но все же с максимально подробной разбивкой.
Вместе с тем, несмотря на нашу специфику, план решает стандартные, классические задачи:
- изучить емкость и перспективы рынка сбыта.
- оценить прибыльность дела, то есть сопоставить расходы и доходы;
- оценить вероятные риски;
- определить показатели, по которым будут контролировать реализацию проекта или развитие дела.
Фото — сайт anekdot.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: