Совет при президенте РТ 29 июня обсудил развитие в Татарстане этнографического туризма. В начале своего выступления Рустам Минниханов напомнил, что в последние годы туристический потенциал республики неуклонно растет. Так, в 2015 году общий поток туристов в РТ превысил 2,7 млн человек, его рост за последние 5 лет составил порядка 70%, а доля туризма в ВРП республики составляет 1%.
«Этот показатель сравним с темпами развития таких туристических центров страны, как Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Крым и Московская область», — добавил Минниханов.
Президент РТ не смог не упомянуть также программу по сохранению наследия Болгара и Свияжска. Срок действия комплексного проекта «Культурное наследие — остров-град Свияжск и древний Болгар» продлен, а его стоимость составила 760 млн рублей.
Минутой позже Минниханов вернулся к теме заседания, и оставшееся внимание было уделено набирающему в последнее время популярность этнографическому туризму.
Что такое этнографический туризм?
Этнотуризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Современный турист все чаще старается углубить в культуру того или иного народа для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет путешественнику составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности.
Развитие этнографического туризма взаимосвязано с возрождением народных промыслов, этнографического наследия, введением познавательных маршрутов.
«Наша республика одна из самых туристически привлекательных в РФ. Она обладает уникальным культурными и этнографическими течениями, а особенно ценно наше существующее население», — поделился Минниханов.
Председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов выделил 5 основных составляющих этнотуризма:
- Праздники и события;
- Национальная кухня;
- Сувенирная продукция;
- Интерактивные программы;
- Объекты этнотуризма.
Именно развитие каждой составляющей может создать идеальную картину республики в глазах туриста, считает Иванов.
Он заверил собравшихся, что Татарстан — это республика, в которой идеально сочетаются различные этнографические культуры. Республика богата на национальные праздники. Все эти факторы помогут создать хорошее этнографическое турнаправление.
Что мешает развивать этнотуризм?
В прошлом году объем оказанных услуг в сфере туризма без учета смежных областей составил 11,3 млрд рублей. Это на 12,8% больше показателя 2014 года. А общий оборот туриндустрии по итогам года составил 18,4 млрд рублей. Сергей Иванов отметил, в сфере туризма задействовано 53 отрасли народного хозяйства, а большая доля услуг приходится на проживание и на санаторные услуги.
По его словам, республика постоянно проводит рекламные кампании по продвижение турпотенциала. Как оказалось, этого недостаточно.
В Татарстане есть Казанский Кремль, Великий Болгар, Елабужский государственный музей-заповедник, Свияжск и др. Кроме того, Казань включена в качестве привлекательного места в пакеты многих российских и международных туроператоров.
Министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин отметил также, что в республике на 10% сократилась продажа китайских сувениров в национальном стиле. Татарстан, по его словам, движется по правильному пути, но не хватает конкретной этнографической программы.
«Нужно поддерживать различные этнографические проекты. Затраты на них небольшие: 120−400 тыс. на каждый проект. Это не так много», — продолжил мысль председатель комитета РТ по туризму.
Чиновник уверен, что если качественно развить каждую отдельную составляющую этнотуризма, у этого турнаправления неплохое будущее.
Председатель госкомитета отметил и важность «человеческого фактора» в развитии этнотуризма в муниципальных районах. «Необходимо, чтобы люди на местах были знакомы с технологиями приема и обслуживания туристов», — считает Иванов.
«Нужны какие-то поверья, легенды…»
На заседании Совета присутствовали представители различных туристических объединений от разных районов республики. Каждый по-своему хвалил свой район и объект. Однако в сфере гостеприимства, чтобы этнотуризм развивать, необходимо решить немало проблем.
«Одна из главных проблем, которую необходимо решить в Татарстане для развития этнотуризма, — в районах должны быть действительно рады гостям», — считает президент Ассоциации туристских агентств РТ Рамиль Мифтахов.
По его словам, турпродукт этнографического туризма сегодня может быть сформирован на основе национальных праздников.
«Сегодня в республике есть большое многообразие районов, где сохранилась национальная культура различных народов. Однако, мне кажется, что для начала необходимо качественно отработать 1−2 этнографических туристических маршрутов», — добавил Мифтахов.
Минниханов напомнил, что в Татарстане есть КАМАЗ, Вертолетный завод. Их, например, можно также включить в туробъекты республики. Недостаточное внимание уделяется и агротуризму, добавил президент РТ. В то же время в Татарстане удачно развивается музейный туризм. В период с 2013 по 2015 годы его доля увеличилась практически на 40%.
Особая похвала досталась Казанскому Кремлю. После лестных слов президента РТ директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева сообщила, что с начала года Казанский Кремль уже посетило 1,2 млн туристов, в прошлом году за весь год его посетили всего 1,1 млн человек.
«Развитие этнографического туризма может положительно повлиять на экономику, оно способствует развитию сопутствующих отраслей», — высказался глава РТ.
Чуть позже главе республики пришла идея показать туристам Казань с высоты птичьего полета. По его мнению, работники отрасли могли бы придумать интересную экскурсию по… городским крышам.
Президент РТ также считает, что в республике недостаточно цветных рекламных буклетов по каждому муниципальному району.
«Нужно создать поверья, легенды. Ну, они-то уж есть…» — подкинул еще одну идею Рустам Минниханов.
Мария Андреева
Фото: пресс-служба президента РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: