Татарстан не может обойтись без трудовых мигрантов. На итоговой коллегии УФМС по республике, глава управления Сергей Чепуштанов заявил, что в Татарстане около 400 предприятий и частных предпринимателей привлекают к работе мигрантов. Республике они нужны, но не все, а лишь знающие русский язык специалисты определенных профессий.
В 2014 году в республике было оформлено 230 разрешений на привлечение иностранцев к работе. Разрешение на работу оформили 11,5 тыс. человек, что на 30% меньше, чем годом ранее. Происходит это из-за значительного сокращения квоты — власти хотят контролировать поток трудовых мигрантов и привлекать только тех, кто нужен экономике, объясняет Чепуштанов.
С января в республике нет никаких квот — иностранцы могут приезжать и работать, но только если сдадут экзамен на знание русского языка и истории России, пройдут медицинское обследование и получат медицинскую страховку. Портал TatCenter.ru ранее писал о том, что из-за новых правил поток мигрантов в Россию стал постепенно снижаться.
Руководитель УФМС говорит и о том, что прогнозировать, как будет работать патентная система в непростых экономических условиях, очень трудно.
Раньше иностранцы пользовались «лазейками» в российском законодательстве и работали на полулегальных условиях.
«У нас нет ограничений на въезд в страну, и порой люди с визовым режимом въезжали по туристической визе и оказывались на рынке труда. Они указывали цель приезда — частная, то есть, приехали в гости, а оказывались на стройплощадке. Зная эту ситуацию, введены ограничения. Получить патент можно только в том случае, если указана цель работы», — предупреждает он.
В миграционной службе признаются, что, несмотря на существовавший квотный механизм, точно просчитать потребность в иностранных работниках никому никогда не удавалось. Во многом это связано с тем, что с момента подачи в ФМС заявлений до оформления документов проходило от 9 месяцев до года. С 2015 года подсчитать трудовых мигрантов будет проще.
Помимо того, что при официальном трудоустройстве работодатель обеспечивает налоговые отчисления, поступления в казну республики идут и от выдачи патентов. В прошлом году в бюджет Татарстана от выдачи патентов перечислено 130 млн рублей. Такая же сумма перечислена в федеральный бюджет.
По словам главы республиканского УФМС, патент в большинстве случаев, использовался иностранцами для легализации своего нахождения в России. А контролировать нахождение мигранта, выяснить, чем он занимается, было практически невозможно.
«Зачастую, к нам едут на работу без конкретного плана и места назначения, не располагая объективной информации об условиях найма и своего местонахождения в России. Подавляющее большинство мигрантов имеют среднее или неоконченное среднее образование, низкий уровень квалификации. Их передвижение регулируется землячествами, лидеры которых выступают в качестве посредников», — рассказал Сергей Чепуштанов.
Многие из мигрантов, законно въезжая в страну, переходят в категорию нелегальных только потому, что нарушают сроки пребывания и вовремя не встают на миграционный учет. По словам Чепуштанова, в прошлом году проверки выявили 14 тыс. нарушений по линии миграционного контроля. Это на 4,5 тыс. меньше, чем за такой же период 2013 года.
«Понятно, что динамика может быть ниже, но не такой провальной», — возмущается он, считая это упущением.
Всего было проведено 13 тыс. проверок. С каждым годом мы все меньше и меньше проверяем предприятия, которые привлекают на работу мигрантов — строительство, торговлю и питание. Именно в этих отраслях чаще всего привлекаются мигранты, в том числе, незаконно находящиеся на территории страны. Понятно, что мы вынуждены соблюдать порядок проверок, который нас не устраивает, но другого пока нет.
Глава ведомства имеет в виду уведомительный характер плановых проверок — перед приходом на предприятие, контролеры из УФМС за несколько дней должны уведомить предпринимателя об этом. Естественно, что за это время он успевает навести необходимый по закону «порядок». Получается, что проверки становятся просто неэффективными. Прийти же в компанию без предупреждения УФМС может только по решению прокуратуры.
В завершение добавим, что в прошлом году в РТ выявлено 2700 иностранцев, работающих без документов. За их незаконное трудоустройство к ответственности привлечено 1840 работодателей, и в 900 случаев работодатель ушел от ответственности. Между тем, депортировано было 1088 мигрантов, 670 из них — в принудительном порядке.
Видео: prav.tatarstan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: