Татарстан работает над созданием инновационно-производственного центра «ИнноКам», проект которого на прошлой неделе был презентован на Гайдаровском форуме. Проект распоряжения готов к внесению в правительство РФ.
«Он предусматривает преимущественное право внесения в государственные программы РФ проектов, которые расположены в камской агломерации», — рассказывает министр экономики РТ Артем Здунов, по словам которого уже на этой неделе проект внесут на межведомственное согласование, а уже после — в правительство РФ.
Артем Здунов подчеркивает: было важно, чтобы проект получил федеральную поддержку, потому что лишь татарстанскими средствами не обойтись — затраты исчисляются миллиардами.
Только на транспортную инфраструктуру, по предварительным оценкам, необходимо финансирование в размере более 100 млрд рублей.
«Многие проекты Татарстана мы сейчас будем решать именно уровнем документов правительства РФ, потому что без привлечения федерального и частного финансирования их будет сложно реализовать, — подчеркивает Здунов, не называя при этом общую долю федерального финансирования, — Консолидировано пока назвать сложно. Где-то это 5%, где-то — 10%».
Среди основных направлений деятельности в концепции проекта — модернизация системообразующих отраслей промышленности, повышение экспортного потенциала, а также развитие транспортного каркаса, который свяжет все муниципальные образования зоны. А это, по словам вице-президента «ИнноКама» Лейсан Абзалиловой, Елабужский, Заинский, Менделеевский, Нижнекамский, Тукаевский муниципальные районы и Набережные Челны.
Вопрос инфраструктуры, в частности, транспортной, сейчас для проекта — ключевой.
«Мы сталкиваемся с крупными инфраструктурными ограничениями, которые касаются не только вывоза уже готовой продукции, но и завоза сырья на эти предприятия, причем с каждым годом эта ситуация усугубляется», — поясняет Артем Здунов.
Аналогичное мнение и у министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина.
«Для развития камского кластера нам необходимо очень серьезно реконструировать инфраструктуру. Первое, что выполняется уже на сегодняшний день, — это реконструкция участка федеральной трассы М7 от Казани до Набережных Челнов протяженностью в 73 километра».
По словам Сафина, работы планируется завершить к 2019 году. «Возможно даже, что удастся на год раньше», — говорит он, но предупреждает, что «все зависит от того, как будет складываться ситуация с финансированием».
«Сейчас мы находимся в такой ситуации, что, если будет ограничение финансирования, связанное с экономикой в стране… очень хотелось бы, чтобы реконструкция была завершена в контрактные сроки — к 2019 году. Мы даже готовы работать на опережение, но все будет зависеть от того, как будет складываться ситуация с финансированием», — подчеркивает он.
По мнению министра, наиболее слабой инфраструктурной точкой остается Нижнекамская ГЭС. «В этой связи мы видим перспективным и очень важным проектом строительство дороги и нового мостового перехода в районе Соколки, недалеко от Мамадыша, с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов и с выходом этой новой автомобильной дороги на федеральную трассу М7».
Проект, по словам Сафина, будет государственно-частным, кроме того, планируется получить на него субсидии федерального бюджета. Этот дорожный участок, который может стать платным, сегодня находится на стадии проектирования. Завершить его эксперты намерены к концу года, чтобы к 2017−2018 гг. выйти на реализацию проекта.
Реконструкция и обновления коснутся и железных дорог. Как рассказывает глава минтранса РТ, сейчас, например, инфраструктурные ограничения на полигоне куйбышевской железной дороги не позволяют в полном объеме, как завозить, так и вывозить продукцию с предприятий.
«Есть необходимость строительства вторых путей на участке Круглое поле — Агрыз, новой нитки железнодорожной от станции Тихоново до Тракторной в нашей свободной эк ономической зоне, много и других огромных по финансовым вложениям объектов, затраты на которые превысят 15 млрд», — рассказывает Сафин, возвращаясь к сумме общего финансирования, которая, напомним, превышает 100 млрд рублей.
Свыше 50 млрд, по оценкам Сафина, уйдет на строительство дороги первой технической категории в обход Нижнекамска и Набережных Челнов протяженностью более 90 километров. Больше 10 млрд — на железнодорожную инфраструктуру… «В целом мы не можем сейчас назвать точную цифру, потому что ряд проектов находится на стадии проектирования», — резюмирует Сафин.
По замыслу властей, все проекты по совершенствованию транспортной инфраструктуры в камской зоне должны к 2020 году увеличить пропускную способность и железных, и автомобильных дорог в три раза. Как рассказывает Лейсан Абзалилова, в концепции собрано порядка 60 инфраструктурных проектов и определены приоритетные кластеры для развития. Среди них автомобилестроительный, нефтехимический, деревообрабатывающий, высокие и информационные технологии.
Кроме совершенствования транспортного каркаса, в основных направлениях деятельности «ИнноКама» — развитие импортозамещения, науки и высшей школы в целях кадрового обеспечения промышленности, а также повышение привлекательности конгломерации для проживания.
В завершение добавим, что проект создания на территории Татарстана территориально-обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам» был презентован на прошлой неделе в рамках одной из панельных на Гайдаровском форуме — 2016. Как отметил президент Татарстана Рустам Минниханов на форуме — «ИнноКам» — «очень проработанная программа по всем направлениям».
«Это не просто идеи, это четкие понятные проекты, которые будут реализованы в течение 3−7 лет, максимум, в течение 10 лет.
«ИнноКам» станет новую точкой роста для нашей экономики, даст возможность создавать новые производства, новые рабочие места. Сегодня важно находить такие «точки роста», чтобы зарабатывать, создавать добавленную стоимость на территории страны", — подчеркнул Рустам Минниханов.
Проект концепции создания центра «ИнноКам» был разработан РАНХиГС совместно с Татарстаном. Цель концепции — создание на территории Татарстана ведущего в стране инновационно-производственного центра за счет развития примышленных и высокотехнологичных кластеров и формирования устойчивого структурообразующего транспортного каркаса Камской аломерации, трансформация накопленного промышленного и технологического потенциала в высокое качество жизни населения.
Валерия Манжелиевская
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: