Экономика вырастет на 2,3%
Как отметил министр экономики РТ Артем Здунов, несмотря на стабилизацию мировых цен на нефть и курсов валют, сохраняются риски для экономических перспектив, обусловленные политической напряженностью. По его словам, российская экономика частично адаптировалась к внешним условиям и, по оценке минэкономразвития, ВВП в текущем году снизится на 0,6%. В Татарстане в текущем году по основным макроэкономическим показателям наблюдается стабильная положительная динамика: по итогам января-сентября темп роста ВРП составил 2,6%, основной вклад вносят промышленность, сельское хозяйство и строительство. Индекс промышленного производства составил 103,6%, в добыче полезных ископаемых он оставляет 104%.
В 2017 году при 40 долларах за баррель и снижении курса доллара с 67 до 64 рублей к 2019 году прогнозируется объем валового регионального продукта в районе 2 трлн рублей при динамике 102,3%. В течение трех лет рост экономики прогнозируется на уровне 3−4,2%. Драйвером экономики будут обрабатывающие производства — на 2017 год запланирован выход на проектную мощность комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков на ТАИФ-НК (вклад в промпроизводство в следующем году составит 1,7%), в 2018 году — новой установки на ТАНЕКО (2,5%), в 2019 — КАМАЗ планирует нарастить объем выпуска автомобилей до 50 тыс. штук (1,5%).
«В итоге индекс промышленного производства составит в следующем году 105,1%, в 2018 — 106,5, в 2019 — 102,9%. Удельный вес обрабатывающих производств увеличится до 74%», — заявил Здунов.
Благоприятная конъюнктура рынка способствует значительному росту прибыли в химической промышленности — на 17,5 млрд рублей, но он не перекрывает снижение прибыли в производстве транспортных средств и оборудования, нефтепродуктов и добыче полезных ископаемых, отметил министр. Снижается доля убыточных предприятий (до 21%). Увеличивается количество малых и средних предприятий (в первом полугодии рост составил 7,3% до 173 тыс.). Темпы роста инвестиций прогнозируются на уровне 1−3,1%, экспорт — на уровне 9,8 млрд долларов в 2017 до 10,4 млрд в 2019 году.
«В абсолютном выражении экспорт у нас снизился, но по валовому экспорту, наоборот, увеличение по многим позициям, в частности, шинного производства и нефтехимии. Много „съедает“ курсовая разница», — пояснил Здунов.
Прогнозируемая средняя зарплата на 2017 год — 32 061 рубль, на 2018 год — 33 815, на 2019 год — 35 471 рубль. Отвечая на вопрос коммуниста Хафиза Миргалимова об индексации зарплат госслужащих, Здунов пояснил, что «руки связаны» — минэкономики привязывается к тем сценарным условиям, которые спускает МЭР (такой же ответ был и в отношении МРОТ).
Сокращения госпрограмм не будет
Другой вопрос касался отдачи предприятий, которым были предоставлены налоговые льготы. Здунов объяснил, что любые из них привязываются к показаниям эффективности, созданию рабочих мест. Поступления налогов в 7 раз превысили налоговые льготы, а вложения в 2015 году превысили 1 млрд рублей, сказал министр.
На вопрос о дорогом жилье от секретаря Госсовета РТ Лилии Мавриной ответил премьер-министр Ильдар Халиков.
«Мы единственный субъект России, который имеет социальную ипотеку, который предоставляет ее на особых условиях. К счастью, в последние 2 года появились федеральные программы, которые существенно увеличили и сроки ипотечные, и условия. Также для таких семей, начиная с 2015 года, строим жилье арендное, используется коэффициент 0,7 к рыночной цене муниципалитета», — подчеркнул Халиков.
Также Халиков заявил, что в проекте бюджета не предполагается сокращать финансирование государственных программ.
«Всего у нас 30 программ, все они включены в проект бюджета, сейчас проводим их ревизию, чтобы повысить эффективность расходования средств. Но снижать или уменьшать объемы не планируется», — заявил премьер-министр, отмечая, что все программы будут оцениваться более жестко с расчетом на реальный социальный эффект.
Трудности планирования без федеральных средств
Непосредственно о бюджете докладывал министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Сумма поступлений налога на прибыль в республиканский бюджет в 2017 году прогнозируется в размере 63 млрд рублей (как и ранее, Гайзатуллин отметил, что
есть опасения из-за изменения федерального законодательства в части дополнительного зачисления одного процента налога на прибыль в федеральный бюджет и потери налога на прибыль в связи с планируемым увеличением НДПИ на нефть), НДФЛ в консолидированный бюджет РТ — 64,3 млрд рублей.
Общая сумма акцизов в республиканский бюджет составляет 25,8 млрд, налог на имущество организаций — 21,5 млрд (учитываются изменения в законодательстве в части налогообложения торговых объектов и имущества естественных монополий), на имущество физлиц — 1 млрд рублей, земельный налог в муниципальные бюджеты — 6,85 млрд, совокупный налог (в консолидированный бюджет) — 7,8 млрд. Неналоговые доходы прогнозируются в объеме 8 млрд рублей, однако еще не учитывались федеральные средства.
Доходы в 2017 году вырастут на 3,9%, расходы — на 3,8%. Расходы бюджета РТ в 2017 году запланированы в размере 174,3 млрд рублей (дефицит — 7,6 млрд), в 2018-м — 185,7 млрд рублей (дефицит — 13,5), в 2019-м — 191,1 млрд рублей (дефицит — 15,1).
На общегосударственные вопросы планируется потратить 13,9 млрд рублей, на национальную безопасность 1,5 млрд. Самая крупная статья расходов — образование: на него планируется освоить 79 млрд рублей. 34,2 млрд запланировано на социальную политику, 17,4 — на здравоохранение, 28,1 — на национальную экономику, 20,1 — на ЖКХ, 10,6 — на культуру. На обслуживание госдолга планируется потратить 700 млн рублей. Как отметил Гайзатуллин, расходы на социальную сферу вырастут на 2,9%, а 90% всех расходов приходится на госпрограммы. Рост расходов по социалке обеспечен ростом зарплат.
Отвечая на вопросы депутатов, глава республиканского минфина заявил, что софинансирования расходов, например, на поддержку детей-сирот, строительство перехватывающей парковки в Свияжске и «Доступной среды», быть не может — пока не распределены федеральные средства в республиканский бюджет. Также Гайзатуллин отметил, что есть номинальные снижения расходов по отдельным статьям, поскольку изменилась бюджетная классификация, например, по транспорту и здравоохранению. В последнем случае, наоборот, заложен рост.
«У нас доходы выросли на 35%, а расходы — на 37% в течение года»
После сессии вопросов и ответов выступил депутат Госсовета Артема Прокофьев, который обратил внимание на снижение прогнозных показателей в целом по сравнению с прогнозными данными прошлых лет.
«Если мы возьмем бюджет 2015 года, у нас доходы выросли на 35%, а расходы — на 37% в течение года. Рост бюджета в течение года — это результат работы с федеральным правительством и минфином РФ, это успех. Но в то же время это связано с тем, что минэкономики и минфин Татарстана перестраховываются и берут нижнюю планку для оценки. Но нам важен не рост сам по себе, а то, как меняется соотношение между разделами», — сказал Прокофьев.
По его словам, раздел «национальная экономика» на 2017 год сокращается на 50%, но в течение 2016 года он вырос в два раза, что уменьшает долю социальных расходов. Некоторые разделы вырастают в семь раз, но среди этих разделов нет образования, здравоохранения, социальной политики, подчеркнул депутат.
«В течение 2015−2016 гг. многие регионы сокращали тот бюджет, который принимался первоначально, мы же свой только увеличивали, поскольку каждый раз утверждаем надежный бюджет. Этот подход нужно выдержать», — ответил глава профильного комитета Госсовета Леонид Якунин, напоминая, что в 2016 году был однолетний бюджет.
Аналогичное мнение высказал и Ильдар Халиков. «Если уж придется вносить изменения в принятый бюджет, то пусть это будет в сторону увеличения доходов и расходов», — рекомендовал он.
Профильный комитет Госсовета рассмотрит все заключения и рекомендации парламентских слушаний 25 октября, а сам законопроект будет рассмотрен в первом чтении на ближайшем заседании парламента республики.
Илья Иванов
Фото: пресс-служба Госсовета РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: