Новости
06 Мая 2004, 10:41

Привлечение инвестиций посредством размещения ценных бумаг

В условиях современной экономики от того, как предприятие решает вопрос привлечения инвестиций, во многом зависит его будущее на рынке, положение среди конкурентов и способность приспосабливаться к новым условиям.

Привлекать инвестиции предприятие может различными способами: путем получения кредитов в банках, путем получения займов у третьих лиц, а также путем размещения эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций). Мы рассмотрим возможности, которые предоставляет фондовый рынок (рынок ценных бумаг).

Привлечь инвестиции на фондовом рынке можно, выпустив и разместив эмиссионные ценные бумаги. Вообще, эмиссионные ценные бумаги могут размещаться разными способами. Все они перечислены в Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Постановлением ФКЦБ России № 03−30/пс от 18 июня 2003 года. Однако не все они позволяют привлекать дополнительные средства со стороны. Некоторые способы размещения осуществляются исключительно за счет внутренних источников предприятия.

Исходя из цели привлечения дополнительных инвестиций, из всех способов, перечисленных в Стандартах эмиссии ценных бумаг, подходящим является размещение дополнительных эмиссионных ценных бумаг посредством подписки, поскольку именно в этом случае предприятие взамен размещаемых ценных бумаг получает реальное имущество.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» определяет размещение эмиссионных ценных бумаг как отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. В зависимости от круга этих первых владельцев эмиссионные ценные бумаги могут размещаться посредством открытой или закрытой подписки.

При открытой подписке круг приобретателей (инвесторов) ценных бумаг заранее не определен и не ограничен. Посредством же закрытой подписки ценные бумаги размещаются тогда, когда круг инвесторов уже заранее известен или ограничен: среди конкретных юридических и/или физических лиц, которые прямо перечисляются (с указанием полного наименования или фамилии, имени и отчества соответственно) в решении о размещении ценных бумаг. Или же круг инвесторов может быть не таким конкретным, но в то же время ограниченным путем указания на какую-либо определенную группу лиц (акционеры предприятия, члены трудового коллектива и т. п.).

Указанные способы размещения эмиссионных ценных бумаг в равной степени могут применяться как к акциям, так и к облигациям. Разница же между ними состоит в том, какую цель при привлечении инвестиций на предприятие преследует его менеджмент. При выборе между этими двумя видами ценных бумаг следует учитывать, что акция предоставляет ее владельцу право на участие в управлении предприятием, т. е. право голоса на общих собраниях акционеров при принятии решений по вопросам его компетенции. Облигации же их владельцам такого права не предоставляют. Поэтому размещение акций посредством подписки (открытой или закрытой) практически всегда сопровождается изменением структуры уставного капитала АО и изменением долей (количества голосов) акционеров. Это, с одной стороны, чревато утратой контроля над управлением предприятием (если он был), а с другой — может способствовать установлению такого контроля (если его не было).

При размещении акций не следует забывать и о том, что действующее законодательство в определенных случаях предоставляет право голоса (в том числе и по всем вопросам компетенции общего собрания акционеров) также и владельцам привилегированных акций, что также меняет структуру голосов на общем собрании акционеров.

В отличие от акций размещение облигаций гораздо в меньшей степени влияет на изменение структуры управления предприятием и позволяет привлекать инвестиции без риска утратить контроль над ним. В этом случае предприятие несет лишь риск неисполнения своих обязательств по облигациям перед их владельцами и уплаты штрафных санкций. Однако если предприятие размещает облигации, конвертируемые в акции, то при наступлении определенного срока или определенного обстоятельства структура голосов на общем собрании акционеров также может измениться, поскольку облигации в этом случае конвертируются в дополнительные акции.

Кроме того, разница между размещением акций и облигаций состоит также и в том, какую цель при приобретении этих ценных бумаг будет преследовать инвестор. Если ему необходим быстрый и гарантированный доход от вложения своих средств в предприятие, то более выгодным вариантом
для него будет вложение их в облигации, поскольку согласно ст. 816 Гражданского кодекса РФ выплата номинальной стоимости облигаций или иного имущественного эквивалента, а также фиксированного в них процента от номинальной стоимости либо иных имущественных прав будет в этом случае обязанностью предприятия.

Вложение же средств в акции предприятия абсолютно не гарантирует того, что инвестор стабильно будет получать доход, так как в соответствии с п. 1 ст. 42 ФЗ «Об акционерных обществах» выплата дивидендов по акциям является правом акционерного общества, а не обязанностью. Кроме того, в ряде случаев объявление и выплата дивидендов вообще запрещены. Поэтому здесь можно вести речь об определенных перспективах на будущее и говорить о так называемом стратегическом инвесторе, целью которого будет не извлечение сиюминутной выгоды, а инвестирование в предприятие, например, с целью вывода его из кризиса или дальнейшего развития. Вполне понятно, что такой стратегический инвестор имеет все основания рассчитывать на изменение структуры управления и получение контрольного пакета голосов.

Как мы уже говорили выше, размещение эмиссионных ценных бумаг представляет собой отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Это предполагает передачу их предприятием инвесторам взамен какого-либо имущества. И здесь возникает вопрос об оплате размещаемых акций и облигаций.

В соответствии с п. 2 ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах» оплата дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку (если какие-либо ограничения на имущество не установлены уставом предприятия). При этом форма оплаты размещаемых акций выбирается самим предприятием исходя из того, что именно ему необходимо. По-видимому, в большинстве случаев предприятию будут необходимы денежные средства. Однако тот же самый стратегический инвестор может оплатить размещаемые акции и вполне конкретным имуществом, например, технологической линией производства, оборудованием и т. п., исходя из конкретного плана вывода предприятия из кризиса или бизнес-плана дальнейшего развития его деятельности. И здесь уже вполне уместными будут предварительные договоренности предприятия с этим стратегическим инвестором относительно формы оплаты размещаемых акций. В отличие от акций оплата размещаемых облигаций возможна только денежными средствами.

Размещать эмиссионные ценные бумаги посредством подписки предприятие может как самостоятельно (своими силами), так и с привлечением специализированных институтов, оказывающих подобные услуги на профессиональной основе (андеррайтеров).

Как правило, необходимости в привлечении андеррайтеров нет при размещении ценных бумаг посредством закрытой подписки, поскольку круг инвесторов известен и у предприятия отсутствует необходимость в их поиске. При открытой же подписке андеррайтер разместит ценные бумаги предприятия, избавив его тем самым от необходимости самостоятельно вести поиск инвесторов.

Незаменимы андеррайтеры и в тех случаях, когда предприятие предполагает размещать ценные бумаги на организованном рынке, т. е. через фондовую биржу или иного организатора торговли на рынке ценных бумаг, поскольку обычные предприятия, как правило, не являются теми лицами, которые могут самостоятельно принимать участие в торгах. Помимо того, что размещение ценных бумаг через специализированного организатора торговли само по себе расширяет круг потенциальных инвесторов, это еще и повышает инвестиционную привлекательность предприятия в их глазах.

Размещение ценных бумаг посредством открытой подписки на торгах в последнее время стало довольно распространенным явлением, хотя и на неорганизованном рынке открытая подписка также имеет место. В отличие от открытой подписки, закрытая подписка на размещаемые ценные бумаги осуществляется на неорганизованном рынке без участия организаторов торговли по той же самой причине — круг инвесторов уже известен и ограничен.

Неправильным будет не упомянуть и о расходах, с которыми сопряжено привлечение инвестиц
ий посредством размещения ценных бумаг. Среди них: налог на операции с ценными бумагами, уплачиваемый в федеральный бюджет; соответствующее комиссионное вознаграждение, выплачиваемое андеррайтеру в случае привлечения его к размещению ценных бумаг; расходы на раскрытие информации в средствах массовой информации. Однако все они оправданны в связи с той выгодой, которую в итоге получает предприятие.

Какова же выгода от привлечения инвестиций посредством размещения ценных бумаг?

  • в достаточно короткие сроки аккумулируется большая сумма средств, которую не всякий банк решится выдать в виде кредита и не каждое предприятие — в виде займа;
  • предприятие имеет реальные шансы привлечь инвестиции по более низкой ставке заимствования по сравнению со ставкой кредитования в банке;
  • предприятие получает большую по времени отсрочку погашения своих обязательств перед инвесторами, чем ее обычно предоставляют кредитные организации;
  • повышается инвестиционная привлекательность предприятия на финансовом рынке, в том числе и за счет прозрачности деятельности предприятия, что, в свою очередь, влечет за собой возможность его выхода на международный рынок инвестиций;
  • с каждым последующим размещением облигаций предприятие получает возможность привлекать инвестиции по все более низкой ставке заимствования и на все более длительные сроки.
Новости
05 Мая 2025, 19:40

Татарстан вошел в топ-10 регионов по числу самозапретов на кредиты

Лидером в рейтинге стала Москва.

Татарстан занял восьмое место среди российских регионов по количеству граждан, установивших ограничения на получение кредитов. Согласно данным Объединенного кредитного бюро на 5 мая, в республике зафиксировано 272 тыс. самозапретов.

Всего по стране 10,3 млн россиян воспользовались самозапретом на кредиты. Абсолютное большинство выбрало полный запрет на любые заемные средства. Остальные установили частичные ограничения: 4% — на онлайн-кредиты, 2% — на микрозаймы, 1% — на дистанционное кредитование в банках и МФО. Лидерами стали Москва — 1,03 млн запретов, Московская область — 698 тыс. и Санкт-Петербург — 478 тыс. Среди регионов-лидеров также Башкортостан — 351 тыс., Свердловская область — 318 тыс., Краснодарский край и Ростовская область — по 294 тыс., Татарстан — 272 тыс., Челябинская область — 258 тыс. и Нижегородская область — 220 тыс.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: