«Речь идет о дальнейшей судьбе исторического центра: сохранить и развить исторический центр как целостный организм или продолжить „штучную“ застройку монолитными домами без учета исторической застройки», — рассказала Олеся Балтусова, одна из самых активных защитниц старого города.
Как вы помните, Казань печально прогремела на всю Россию в связи с приостановкой нового строительства на 121 объекте в историческом центре города. Начало этому процессу было положено в конце августа на заседании правительства Татарстана с участием президента РТ, где было указано на недостатки градостроительной политики, отсутствие комплексного подхода к реконструкции и четких регламентов застройки исторического центра Казани. Затем состоялись пешеходные экскурсии президента РТ с членом совета ТРО ВООПИиК журналисткой и экскурсоводом Олесей Балтусовой по историческому центру нашего почти что потерявшего самобытность города. Сейчас интенсивно работают межведомственная комиссия и градостроительный совет по 60 объектам, на которых строительство приостановлено. Комиссия пришла к выводу, что практически на всех этих объектах нарушен режим содержания зон охраны памятников истории и культуры.
Сейчас действует Проект зон охраны памятников истории и культуры Казани, утвержденный Советом Министров ТАССР в 1988 году, который журналисты назвали «охранной грамотой» нашего города. Этот документ сыграл позитивную роль в деле сохранения наследия Казани. Но в 2002 году кардинально изменилось российское законодательство, федеральным законом № 73-ФЗ упразднены понятия «объединенные охранные зоны», «историко-культурные заповедные территории», ужесточен режим охранных зон, многие положения проекта стали как бы «на другом языке». Попытка разработать на новом языке Проект зон охраны, сократив территории охранных зон, но сохраняя в целом комплексный подход с заменой «историко-культурных заповедных территорий» на «достопримечательные места», предпринятый институтом «Гипрогор» в 2004—2007 годах, не была согласована с министерством культуры РТ, хотя были получены положительные экспертные заключения ведущих экспертов «Росохранкультуры». Для снятия замечаний была создана согласительная комиссия, но ее работа не увенчалась успехом.
И вот в сентябре этого года появился на свет Проект зон охраны объектов культурного наследия Казани, разработанный УаиГ совместно с КГАСУ и сообщено о получении Акта экспертизы трех московских экспертов с положительной оценкой проекта. Казанским специалистам и общественности возможности предварительного ознакомления с проектом не было предоставлено, проект не был опубликован в интернете. На обсуждении все признали, что проект нужен, но были высказаны серьезные замечания по нему, принципам организации зон охраны, было высказано пожелание опубликовать проект и организовать государственную историко-культурную экспертизу силами казанских аккредитованных экспертов по зонам охраны, а не только московских.
На сессии Городской думы 22 сентября депутаты одобрили не сам проект, а то, с чем все согласны: нужен действенный механизм сохранения историко-культурного наследия, адекватный новому законодательству, надо прекратить практику нового неадаптированного строительства дисгармоничных зданий. Было заявлено публично о дальнейших обсуждениях. В последнее время заметна тенденция выдать эту формулировку «одобрить» за согласование Проекта.
Но вот какие замечания делают воопиковцы, проанализировав Проект. Во-первых, по нему в охранную зону с режимом консервации, реставрации памятников истории и культуры и запрета на новое строительство предлагаются три небольшие территории вокруг Кремля, Казанского университета им. В.И.Ульянова-Ленина и мечети Марджани. На остальной территории исторического центра — это улицы, а не земельные участки и исторические кварталы. А улицы как территории общественного назначения не подлежат регламентации.
Во-вторых, вызывает вопрос исключения из этих зон целых районов исторической застройки. Если брать баланс площадей, то в новом проекте территории охранных зон сведены до минимума (около 8\% против 24\% территории исторического центра аналогичного проекта Томска). В-третьих, новые зоны де-юре закрепляют то, что де-факто уже уничтожено, а также дают возможность уничтожать исторический облик в дальнейшем. Проектом не предлагается придание статуса и установление границ достопримечательного места территориям концентрации памятников истории и культуры. А режим содержания достопримечательного места предполагает особый вид градостроительного регулирования. Именно на его территории, территории памятника, требуется при новом строительстве согласование с органами охраны памятников, то есть прежний режим охранных зон 1988 года. Это не означает, что там нельзя ничего строить. Ведь Казань — это миллионный город, который должен развиваться, режим содержания достопримечательного места обеспечивает комплексность застройки, ансамблевость, цельность среды.
Воопиковцев настораживает, что Проект зон охраны объектов культурного наследия Казани в нынешнем виде не может полностью гарантировать сохранение существующих объектов культурного наследия. ТРО ВООПИиК предлагает доработать проект с учетом замечаний. Для полноценного рассмотрения и обсуждения Проекта они предлагают, во-первых, сделать его доступным для обсуждения всех казанцев и вывесить его в Интернете. Для примера: в Санкт-Петербурге и Томске такой документ был вынесен для широкого обсуждения, и сегодня он доступен в Интернете на сайте городов. Памятники — общенародное достояние. Документ охраны исторического наследия должен быть доступен всем! Во-вторых, вынести проект на широкое общественное рассмотрение и устроить публичные слушания по местным объектам культурного наследия. В-третьих, создать согласительную комиссию для доработки Проекта и снятия замечаний.
Замечания и предложения ТРО ВООПИиК по Проекту зон охраны объектов культурного наследия Казани направляет в аппарат президента РТ Рустама Минниханова с просьбой оказать содействие в создании согласительной комиссии по доработке документа. А то, что он требует серьезной доработки, думаю, сомнений не вызывает.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: