Сейчас за 1 баррель нефти дают астрономическую сумму — почти $ 55. Но крупнейшие потребители нефти, в частности Китай, уже заявили о дополнительном росте спроса на это сырье. А Международное энергетическое агентство (IEA) в минувшую пятницу обнародовало свой прогноз, из которого следует, что спрос будет выше, чем ранее планировалось, а общее потребление в мире вырастет на 2,2% — до 84,3 миллиона баррелей в сутки. Это значит, что цены должны расти. Если только ОПЕК не увеличит добычу.
Между тем в преддверии встречи ОПЕК в Исфахане (Иран) представители 10 стран — участниц этого картеля сделали ряд противоречивых заявлений. Сначала министр нефти Ирана Бижан Зангане заявил, что мировой рынок нефти и так перенасыщен и увеличивать нынешние квоты не нужно. «Никто из членов ОПЕК не одобряет превышение квот добычи без предварительного официального согласования с коллегами», — цитирует Бижана Зангане агентство Reuters. Свою позицию Иран объясняет тем, что традиционно во втором квартале происходит снижение спроса.
Позже в тот же день президент ОПЕК — министр энергетики Кувейта шейх Ахмед Фахд аль-Ахмед ас-Сабах возможного повышения квот уже не исключил. «Конечно, вариант повышения добычи рассматривается. И если исходя из имеющейся информации мы сочтем нужным… увеличить добычу, мы поступим соответственно», — сказал он.
Между тем министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Нуэйми озвучил уже конкретные цифры. По его словам, ОПЕК должна принять решение об увеличении максимально допустимого объема добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Правда, уже сейчас при официальной планке 27 млн баррелей в сутки фактически картель добывает больше — 27,7 млн баррелей. И, как признаются сами члены ОПЕК, действующую квоту удержать будет трудно.
Трейдеры в ожидании заседания ОПЕК уже играют на повышение котировок. Нефть сорта Brent с поставкой на апрель вчера выросла на 19 центов — до $ 53,29 за баррель. Цена на американскую легкую нефть с поставкой в апреле выросла на 15 центов — до $ 54,58 за баррель.
Для России любое решение организации будет менее значимым, чем для стран-участниц. Если ОПЕК увеличит квоты, попытавшись сбить цены, то нефть «Юралс», составляющая основу российского экспорта, тоже упадет в цене. Однако Россия не связана обязательствами ОПЕК, и потому отечественные компании могут компенсировать сокращение цены количеством. Едва ли возможны и значимые последствия для российского бюджета. Все сверхдоходы от высоких цен на нефть зачисляются в Стабфонд, потому расходная часть бюджета не изменится.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: