К примеру, один номер самого дорогого журнала России «Биология» стоит 16 000 рублей. Этот журнал издает Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ). Один выпуск «Биологии» представляет собой 12 — 15 журналов формата А4, каждый толщиной 1,5 — 2 см. Если сложить всю годовую подшивку этого журнала стопкой, то ее высота составит примерно 2 м.
Рынок научной периодики, по данным Российской книжной палаты, состоит примерно из 1500 журналов. Стоимость годовой подписки, по оценкам экспертов, в среднем 3000 рублей. Большинство журналов выходят раз в месяц. Как правило, стоимость даже недорогого научного журнала в два раза выше стоимости любого глянцевого издания, а тиражи ниже во много раз. У журнала «Биология» всего около 30 подписчиков на полную версию. У второго по дороговизне российского журнала — «Химия» (также издается ВИНИТИ, годовая подписка около 97 000 рублей) тираж чуть больше — примерно 120 экземпляров. В целом на рынке 30\% научных журналов издается тиражом менее 500 экземпляров, а еще 50\% — примерно по 1000.
Самые крупные на рынке научной периодики издательства — ВИНИТИ (издает около 300 журналов) и Международная академическая издательская компания «Наука/Интерпериодика» (около 200).
МАИК «Наука/Интерпериодика» образована в 1992 году. Ее учредители — Российская академия наук и американская компания Pleiades Publishing, Inc. В 1992 году МАИК «Наука/Интерпериодика» начала свою деятельность с выпуска пяти российских журналов на английском языке. К 2003 году их количество возросло до 96. Также совместно с Академиздатцентром «Наука» МАИК «Наука/Интерпериодика» издает более 130 научных журналов на русском языке.
Для ВИНИТИ, который существует с советских времен, самым худшим был 1995 год. По словам завотделением исследования рынка и распространения информационных продуктов и услуг ВИНИТИ доктора технических наук Валентины Цветковой, к тому времени тираж упал по сравнению с советскими временами в семь раз. Однако к 2003 году по сравнению с 1995 годом тираж изданий ВИНИТИ вырос примерно на 50\%.
По данным библиотечного издания American Libraries, подписка на самый дорогой в США журнал — Brain Research («Исследования мозга») стоит около $ 20 000 в год. А подписка на научный журнал, предназначенный для специалистов в области химии, стоит $ 2403, для физиков — $ 2357, для инженеров — $ 1359.
Основные потребители научной периодики — это библиотеки. Но, по словам заместителя гендиректора МАИК «Наука/Интерпериодика» Николая Аванесова, далеко не каждая даже западная библиотека может позволить себе подписываться на всю периодику. Тем не менее именно американский рынок стал для МАИК «Наука/Интерпериодика» основным местом сбыта, на него идет 50\% всей подписки издательства.
Самым дорогим из российских журналов, выходящих на Западе, является Journal of Experimental and Theoretical Physics («Журнал экспериментальной и теоретической физики» — ЖЭТФ). Годовая подписка на него обходится американским библиотекам в $ 4594 в год.
Каждая библиотека США располагает бюджетом, который увеличивается примерно на 5 — 10\% в год. Одновременно растет и количество журналов, поэтому ежегодно библиотеке приходится заново распределять бюджет между подписными изданиями и решать, что выписать на этот год, а что нет.
Николай Аванесов, заместитель гендиректора МАИК «Наука/Интерпериодика»:
— Причем библиотеки очень консервативны и не любят заказывать новый журнал. Тем не менее у них существует несколько систем рейтингов, к примеру, по цитируемости журналов и по частоте заказов среди посетителей библиотеки. На основе этих рейтингов в конце года решается, от каких журналов отказаться, и, следовательно, появляется ниша для новых изданий.
Российский рынок, в принципе, похож на западный. У нас тоже основными подписчиками выступают крупные научные библиотеки и библиотеки вузов. Подписчикам также приходится ежегодно выбирать, кому отдать предпочтение. К примеру, в МГТУ им. Баумана перечень подписки составляется на основе опроса руководителей кафедр.
Михаил Венедиктов, профессор, завкафедрой радиовещания и электроакустики МГТУ им. Баумана:
— Раз в год мы заполняем анкету, где указываем, какие издания и в каких количествах надо выписать. Выписанные издания попадают в библиотеку вуза.
На Западе продвижением научной периодики занимаются дистрибьюторы, с которыми заключены соглашения. К примеру, у МАИК «Наука/Интерпериодика» таких распространителей три: Pleiades Publishing, Inc., «Пленум-пресс» и Американский институт физики. «Они, в свою очередь, содержат агентов, которые убеждают библиотеки, что предлагаемое ими издание будет востребовано учеными» , — говорит Николай Аванесов.
Российский рынок идет тем же путем. Эксперты говорят, что будущее научной периодики зависит от стратегии сбыта. «Надо учитывать, что они (научные журналы) не рассчитаны на розницу и поэтому их перспективы зависят от пропаганды подписки», — говорит Александр Альперович из «Роспечати». Вообще, нишевые издания развиваются сейчас хорошо и можно предположить, что так же хорошо будет идти и научная периодика.
На руку российскому рынку играет то, что, по словам экспертов, здесь в отличие от западного рынка больше доля таких подписчиков, как вузы и даже промышленные структуры. Кстати, именно за интересом последних Валентина Цветкова из ВИНИТИ видит будущее рынка научной периодики. «Промышленники начинают понимать, что им надо развиваться в техническом плане. А откуда еще черпать свежую информацию о разработках, как не из научных источников? « — говорит она.
Между тем иногда потенциальные подписчики просто не знают о существовании нужной им периодики.
Аркадий Мелентьев, председатель совета директоров ОАО «Мультиплаз»:
— Если бы ко мне пришел человек и показал, что можно подписаться на полезные для моего бизнеса журналы, я бы сделал это, не задумываясь о цене. Наша компания вывела в прошлом году на рынок плазменные сварочные аппараты, а сейчас активно интересуется водородной энергетикой. Всю необходимую информацию мы собираем, посещая научные конференции. А о том, что, к примеру, в каталоге ВИНИТИ есть 10 журналов в разделе «Металлургия. Сварка» и 12 журналов в разделе «Энергетика», я даже не знал.
Российские издатели научной периодики понимают, что увеличение подписки зависит от личных усилий, и начинают строить свою работу через дистрибьюторов. К примеру, с ВИНИТИ, помимо тех, кто распространяет продукцию через каталог («Роспечать»
Светлана Яшукова, замдиректора ВИНИТИ по научной работе и редакционно-издательской деятельности:
— В отличие от «Роспечати», которая ограничивается размещением в каталоге, эти компании участвуют в конференциях, выставках, распространяют информацию о себе через личные контакты с вузами и предприятиями.
Такой подход приносит серьезные плоды. К примеру, ООО «Информнаука» продвигает издания ВИНИТИ в страны бывшего Советского Союза и на Запад. По оценкам заместителя директора этой компании Марии Киргизовой, годовой тираж подписки вне России в 2003 году превысил 20 000 экземпляров.
Каждое из ведущих российских издательств научной периодики имеет свои конкурентные преимущества. У ВИНИТИ это реферативность ее изданий. К примеру, та же «Биология» содержит рефераты по новейшим научным разработкам примерно из 70 стран мира. Кроме того, государство все еще финансирует для издательства покупку зарубежной литературы. Правда, весь издательский процесс — набор, верстку, тиражирование и полиграфию — приходится оплачивать самостоятельно. В итоге, как говорит Валентина Цветкова, издательство «вынуждено быть рентабельным».
Конкурентное преимущество МАИК «Наука/Интерпериодика», напротив, в том, что его издания являются первоисточником. Правда, за право первым опубликовать интересную работу приходится серьезно бороться.
Николай Аванесов:
— Сделать это административными методами было невозможно, поэтому нам пришлось действовать по рыночным законам. В наиболее именитых изданиях МАИК «Наука/Интерпериодика» гонорары составляют до $ 50 за страницу текста. Если учитывать, что в среднем научная статья занимает 10 страниц, то гонорар получается в размере трех месячных зарплат научного сотрудника. Кроме того, в 1995 году издательство совместно с Академией наук создало фонд размером $ 125 000, из которого за лучшие публикации выплачиваются премии (пять премий по $ 15 000 и 50 по $ 1000). В общей сложности ежегодно премируется 55 авторов. Получают только те, кто опубликовался в российском журнале.
Но гонорары не единственное бремя МАИК «Наука/Интерпериодика». «У нашего издательства есть один конкурентный недостаток — необходимость тратиться на переводчиков» , — говорит Николай Аванесов. В МАИК «Наука/Интерпериодика» работает 350 переводчиков. Причем это высококвалифицированные сотрудники Академии наук, знающие специфику технического перевода. Кроме того, издательство содержит небольшой штат переводчиков — носителей языка, которые занимаются стилистической доработкой текста.
Тем не менее у научной периодики в отличие от популярных изданий есть один серьезный плюс — они значительно меньше подвержены конъюнктурным колебаниям. Объясняется это тем, что научные журналы для ученых единственный способ представить свои результаты.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: