Мероприятие, приуроченное ко дню российского предпринимательства, прошло 24 мая в Казани, в Общественной приёмной Татарстанского РО «ОПОРА РОССИИ».
Кадровый голод
Накануне специалисты ОПОРЫ РОССИИ провели исследование — какие проблемы сегодня более всего волнуют малый и средний бизнес? В опросе участвовали представители 300 компаний из 30 регионов России. Выяснилось, что наиболее остро перед опрошенными стоит проблема нехватки кадров.
Джаудат Латыпов, управляющий партнер Казанского юридического центр:
— Ситуация на рынке стала более напряженной: на сегодняшний день найти подходящие кадры сложнее, чем год назад. Если ранее эта проблема была актуальна для трети респондентов, то в этом году с ней столкнулись более половины опрошенных.
Яков Геллер предложил участникам круглого стола донести до своих коллег, чтобы они изучили возможности ЭТИС, ведь создана она была для содействия развитию бизнеса.
— Все проблемы от того, что предприниматели не умеют или не хотят пользоваться предложенным им инструментом — электронной товарно-информационной системой. Вот все говорят «кадровый голод», а мы создали ресурс «Лизинг труда». Планировалось, что его заполнят своими данными безработные, а представители бизнеса будут заходить и подбирать себе кадры. Предприниматели могли бы тут выбирать специалистов, которые им нужны. Но в том-то и дело, что предпринимателей здесь не видно и не слышно, так что электронный «кадровый рынок» совсем без движения.
Частно-государственное партнерство
Среди затронутых во время обсуждения вопросов — эффект от принятых в 2009 году правительственных решений и нормативно-правовых актов в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП).
Джаудат Латыпов:
— За счет Федерального Закона № 294 сократилось количество проверок со стороны госорганов, большая часть предпринимателей даже не сталкивается с «поборами», в тоже время прессинг со стороны налоговых органов все еще не дает людям полноценно вести бизнес.
Да, кредиты стали доступнее, но, тем не менее, дефицит финансов по-прежнему остается проблемой № 1 для малого бизнеса. Предприниматели все еще склонны ожидать, что правительство России пойдет им на встречу и сделает доступные кредиты, устроив при этом «налоговые каникулы».
Наталья Таркаева, заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан:
— Многие рассматривают господдержку только в виде снижения налогов и финансовой помощи. Не надо ждать, когда кто-то придет и сделает все за тебя. У нас положительно зарекомендовали себя и оправдали разные программы, например, «Лизинг-Грант». Благодаря этой программе было образовано более 700 предприятий, создано 4000 рабочих мест. Я бы сказала — это первый механизм, который разделяет предпринимателей на тех, кто хочет работать, и тех, кто просто хочет денег.
Зеркалом, отражающим происходящее в бизнес-сообществе, можно назвать проект, запущенный два года назад — «Скорая помощь предпринимателю». Содержание жалоб и обращений позволяет анализировать ситуацию.
Наталья Таркаева:
— Все ждали от этого проекта внешних эффектов — машин, мчащихся на помощь предпринимателям, облавы на чиновников, затеявших незаконные проверки. Однако, за время его реализации была выявлена лишь одна несанкционированная проверка, и та была пресечена. Проблем с проверками у предпринимателей нет, хотя давление со стороны УБЭП и налоговых органов все-таки наблюдаются. Это проект создан как раз для того, чтобы научить предпринимателей как вести себя во время плановых, законных проверок. Разъяснить правовые основы, оказать методическую помощь — это, на мой взгляд, и есть наши первоочередные задачи как государственного органа.
Может ли государство помочь бизнесу?
Участники круглого стола пришли к выводу, что государство может помочь бизнесу двумя способами: путем предоставления льгот и преференций и обеспечить дос
туп бизнеса к закупкам и продажам. Деньги должны устремиться туда, где образовалась инвестиционная ниша, считает Яков Геллер.
Яков Геллер:
— По 3700 лотам, выставленным на нашей электронной товарно-информационной системе, состоялось 1200 аукционов. Но при этом на 500 лотов не поступило предложений вообще. В республике имеется столько инвестиционных ниш, но нет предпринимателей, готовых их занять. С лифтами, например, как получилось? За год появилось сразу четыре компании, занимающиеся их производством, а ведь год назад была такая нехватка…
Однако, как выяснили участники круглого стола, не все проблемы заключаются в них самих. Так, одна предпринимательница подняла тему задержек выплат со стороны госорганов бизнесу за оказанные услуги или продукцию. Поступило предложение создать резервный государственный фонд, из которого бы осуществлялись выплаты предпринимателям. Задержки с выплатами приводят к срыву обязательств со стороны бизнеса.
Людмила Рожко, предприниматель:
— За два года мы выиграли сто конкурсов. Но поскольку госорганы отнюдь не торопятся оплачивать выполненные работы, постоянно рискуем попасть в список недобросовестных поставщиков.
-Да на таких условиях, которое обеспечивает государство и работать никто не хочет. Среди наших членов Ассоциации лишь 2% работают с госзаказом. Да, у нас нет производителей, но даже тот, кто занялся производством, потом говорит, да зачем мне это надо!
Юристы, со своей стороны заметили, что контракты нужно читать до подписания, а не после, как это происходит зачастую. Они же рекомендовали бизнесменам не стесняться — жаловаться, например, в федеральную антимонопольную службу и не тогда, когда уже «сгорело».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: