Новости
29 Сентября 2003, 11:22

Марат Ганиев: «Наша миссия — создать маркетинговую инфраструктуру в Татарстане»

Сегодня полноценное развитие любой отрасли экономики невозможно без использования современной концепции управления бизнесом. Все больше руководителей понимают, что разработка стратегии предприятия невозможна без предварительного изучения рынка, построения грамотного менеджмента, постоянного мониторинга ситуации.

Но привычка принимать важные управленческие решения по наитию, без серьезной «разведки» рынка, увы, свойственна еще многим руководителям предприятий. В Татарстане, как и в других регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, опыт проведения маркетинговых исследований ничтожно мал, хотя и в нашей республике имеются учреждения, уже несколько лет занимающиеся серьезными исследованиями рынка.

Несмотря на то что в каждом вузе сейчас готовят специалистов-маркетологов, что отделы маркетинга есть практически во всех фирмах, говорить о высоком уровне развития маркетинга в республике еще рано. Причины тому — нехватка специалистов, способных разработать грамотную маркетинговую политику предприятия, недостаток информации, отсутствие понимания важности и необходимости исследований.

О том, как поднять маркетинговые исследования в республике на должный уровень, мы беседовали с Маратом Ганиевым, создателем и директором Института стратегических исследований рынка.

Институт стратегических исследований рынка, учрежденный в 1999 году Казанским государственным финансово-экономическим институтом, является первой профессиональной маркетинговой организацией в Казани. Институт оказывает услуги по организации маркетинговых исследований, бизнес-планированию, проведению тренингов, консалтингу и консультациям по управлению предприятием. Институт сотрудничает с Маркетинговым обществом Республики Татарстан, с РАМ (Российская ассоциация маркетинга), с Европейской маркетинговой ассоциацией (ESOMAR), с Мировой маркетинговой ассоциацией (Gallup International).

Необходимость формирования маркетинговой инфраструктуры в Татарстане назрела давно. И предпосылки к этому есть, считает Ганиев. Проект, который зреет сейчас в стенах Института, подразумевает создание в Татарстане полноценной татарстанской школы маркетинга.

Марат Фуатович, что вы вкладываете в понятие маркетинговой инфраструктуры?

Маркетинговая инфраструктура включает в себя несколько элементов. Первый — «маркетинговые люди», то есть те, кто понимает маркетинговые процессы. У них должны быть не только формальные знания (хотя и это тоже очень важно), но и навыки, и способности к проведению исследований. Мы планируем обучить команду из 15−20 ключевых специалистов в области маркетинга основных компаний нашей республики. В рамках нашего проекта будет обязательно обучение в формате on-job — в работе.

Вы считаете, что такое количество специалистов будет достаточным для республики?

Я считаю, что 15−20 человек могут стать рычагом, который поднимет отношение к маркетинговым исследованиям в РТ на должный уровень. Ведь эти люди станут руководителями маркетинговых проектов на местах. В дальнейшем подобную учебу можно сделать перманентной.

Второй элемент маркетинговой инфраструктуры — это маркетинговые базы данных. Они позволят любому предпринимателю (от ЧП до руководителя отрасли) обладать равноценными и конкурентными возможностями в области принятия решений. Необходимо сделать маркетинговую, рыночную информацию открытой. Это не статистическая информация, у которой совсем другое значение — предоставлять только факты и не давать прогнозов. Маркетинговая информация дает нам возможность анализировать рынок, прогнозировать изменения в нем, принимать управленческие решения.

Третий элемент маркетинговой инфраструктуры — субъективный — отношение руководителей и предпринимателей к маркетингу как к эффективному методу управления в рыночных условиях. К сожалению, непрофессионалы в этой области профанировали идеи маркетинга и снизили отношение к значению маркетинга в развитии предприятия или территории.

А как вы планируете реализовать эту доступность материалов?

Одним из источников может быть Интернет — лучшее информационное поле для того, чтобы и Премьер-министр, и руководитель предприятия, и обычный предприниматель имели достаточно информации для принятия адекватных управленческих решений.

Что уже сейчас вами сделано для создания маркетинговой инфраструктуры?

За четыре с половиной года существования нашего института проведено около сотни самых разнообразных маркетинговых исследований. Кроме того, у нас есть опыт обучения специалистов в формате on-job. Очень важно, что мы вовлечены в мировой маркетинговый процесс, сотрудничаем с европейской ассоциации маркетинга. Мы владеем теми методиками, которые с честью решат любые маркетинговые задачи. Так что я абсолютно уверен в успехе этого направления

Будете ли вы привлекать в союзники структуры власти?

Скажем так: подобная поддержка была бы полезна для развития республики в целом, маркетинга в РТ и поддержки рыночных отношений.

Как вы будете набирать людей для обучения?

Во-первых, у человека должно быть специальное высшее образование в этой сфере. Во-вторых, мы проведем тестирование перед программой и после нее.

Вы объявите открытый конкурс для претендентов?

Это в идеале. Не исключена возможность заключения соглашений с отдельными предприятиями. Премией для компании, командирующей участника в проект, станет уникальная возможность провести силами учебной группы то исследование, которое ей необходимо: нормальное, полномасштабное маркетинговое исследование. Оно необходимо всем предприятиям республики.

Участники проекта смогут в ходе обучения обмениваться опытом, что, несомненно, пригодится им в дальнейшей работе.

Вы сказали, что будете публиковать данные маркетинговых исследований. Как в таком случае быть с их конфиденциальностью?

Это вопрос этики. Да, большинство проведенных нами исследований — заказные. Но, во-первых, у нас есть ряд исследований, собственниками которых являемся мы. А во-вторых, некоторые наши клиенты дали разрешение распространять информацию в обезличенном виде либо частично.

Когда планируется запустить программу?

Как только мы обеспечим финансирование. На самом деле денег нужно не так много.

Я думаю, в результате этой программы в республике действительно появятся люди, которые могут быть профессиональными экспертами, и будет создана татарстанская школа маркетинга.

Новости
14 Августа 2025, 08:20

Россиянам могут возместить расходы на платные медуслуги

Речь идет о случаях, когда бесплатная помощь по ОМС была недоступна.

В России предложили возместить гражданам стоимость платных медицинских услуг в случае, если бесплатная помощь по ОМС была им недоступна. С такой инициативой к министру здравоохранения Михаилу Мурашко обратились депутаты от «Справедливой России — За правду».

Для компенсации необходимо будет подтвердить невозможность получения бесплатной помощи, За возмещением можно будет обратиться в течение года после оплаты.

Ранее TatCenter писал, что госучреждения РТ оказали платные услуги на 10,3 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: