Но привычка принимать важные управленческие решения по наитию, без серьезной «разведки» рынка, увы, свойственна еще многим руководителям предприятий. В Татарстане, как и в других регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, опыт проведения маркетинговых исследований ничтожно мал, хотя и в нашей республике имеются учреждения, уже несколько лет занимающиеся серьезными исследованиями рынка.
Несмотря на то что в каждом вузе сейчас готовят специалистов-маркетологов, что отделы маркетинга есть практически во всех фирмах, говорить о высоком уровне развития маркетинга в республике еще рано. Причины тому — нехватка специалистов, способных разработать грамотную маркетинговую политику предприятия, недостаток информации, отсутствие понимания важности и необходимости исследований.
О том, как поднять маркетинговые исследования в республике на должный уровень, мы беседовали с Маратом Ганиевым, создателем и директором Института стратегических исследований рынка.
Институт стратегических исследований рынка, учрежденный в 1999 году Казанским государственным финансово-экономическим институтом, является первой профессиональной маркетинговой организацией в Казани. Институт оказывает услуги по организации маркетинговых исследований, бизнес-планированию, проведению тренингов, консалтингу и консультациям по управлению предприятием. Институт сотрудничает с Маркетинговым обществом Республики Татарстан, с РАМ (Российская ассоциация маркетинга), с Европейской маркетинговой ассоциацией (ESOMAR), с Мировой маркетинговой ассоциацией (Gallup International).
Необходимость формирования маркетинговой инфраструктуры в Татарстане назрела давно. И предпосылки к этому есть, считает Ганиев. Проект, который зреет сейчас в стенах Института, подразумевает создание в Татарстане полноценной татарстанской школы маркетинга.
Марат Фуатович, что вы вкладываете в понятие маркетинговой инфраструктуры?
Маркетинговая инфраструктура включает в себя несколько элементов. Первый — «маркетинговые люди», то есть те, кто понимает маркетинговые процессы. У них должны быть не только формальные знания (хотя и это тоже очень важно), но и навыки, и способности к проведению исследований. Мы планируем обучить команду из 15−20 ключевых специалистов в области маркетинга основных компаний нашей республики. В рамках нашего проекта будет обязательно обучение в формате on-job — в работе.
Вы считаете, что такое количество специалистов будет достаточным для республики?
Я считаю, что 15−20 человек могут стать рычагом, который поднимет отношение к маркетинговым исследованиям в РТ на должный уровень. Ведь эти люди станут руководителями маркетинговых проектов на местах. В дальнейшем подобную учебу можно сделать перманентной.
Второй элемент маркетинговой инфраструктуры — это маркетинговые базы данных. Они позволят любому предпринимателю (от ЧП до руководителя отрасли) обладать равноценными и конкурентными возможностями в области принятия решений. Необходимо сделать маркетинговую, рыночную информацию открытой. Это не статистическая информация, у которой совсем другое значение — предоставлять только факты и не давать прогнозов. Маркетинговая информация дает нам возможность анализировать рынок, прогнозировать изменения в нем, принимать управленческие решения.
Третий элемент маркетинговой инфраструктуры — субъективный — отношение руководителей и предпринимателей к маркетингу как к эффективному методу управления в рыночных условиях. К сожалению, непрофессионалы в этой области профанировали идеи маркетинга и снизили отношение к значению маркетинга в развитии предприятия или территории.
А как вы планируете реализовать эту доступность материалов?
Одним из источников может быть Интернет — лучшее информационное поле для того, чтобы и Премьер-министр, и руководитель предприятия, и обычный предприниматель имели достаточно информации для принятия адекватных управленческих решений.
Что уже сейчас вами сделано для создания маркетинговой инфраструктуры?
За четыре с половиной года существования нашего института проведено около сотни самых разнообразных маркетинговых исследований. Кроме того, у нас есть опыт обучения специалистов в формате on-job. Очень важно, что мы вовлечены в мировой маркетинговый процесс, сотрудничаем с европейской ассоциации маркетинга. Мы владеем теми методиками, которые с честью решат любые маркетинговые задачи. Так что я абсолютно уверен в успехе этого направления
Будете ли вы привлекать в союзники структуры власти?
Скажем так: подобная поддержка была бы полезна для развития республики в целом, маркетинга в РТ и поддержки рыночных отношений.
Как вы будете набирать людей для обучения?
Во-первых, у человека должно быть специальное высшее образование в этой сфере. Во-вторых, мы проведем тестирование перед программой и после нее.
Вы объявите открытый конкурс для претендентов?
Это в идеале. Не исключена возможность заключения соглашений с отдельными предприятиями. Премией для компании, командирующей участника в проект, станет уникальная возможность провести силами учебной группы то исследование, которое ей необходимо: нормальное, полномасштабное маркетинговое исследование. Оно необходимо всем предприятиям республики.
Участники проекта смогут в ходе обучения обмениваться опытом, что, несомненно, пригодится им в дальнейшей работе.
Вы сказали, что будете публиковать данные маркетинговых исследований. Как в таком случае быть с их конфиденциальностью?
Это вопрос этики. Да, большинство проведенных нами исследований — заказные. Но, во-первых, у нас есть ряд исследований, собственниками которых являемся мы. А во-вторых, некоторые наши клиенты дали разрешение распространять информацию в обезличенном виде либо частично.
Когда планируется запустить программу?
Как только мы обеспечим финансирование. На самом деле денег нужно не так много.
Я думаю, в результате этой программы в республике действительно появятся люди, которые могут быть профессиональными экспертами, и будет создана татарстанская школа маркетинга.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: