Законопроект депутатам представил полпред президента в Госдуме Гарри Минх. Он напомнил, что закон предполагает сделать кратный штраф, который станет основным видом наказания за взятки. Наказание за них будет зависеть от размера. При получении «простой взятки» (до 25 тыс. рублей) можно будет применить 20−50-кратный штраф либо лишить взяточника свободы на срок до трех лет с 20-кратным штрафом. По словам господина Минха, как раз к такой категории относится большинство осужденных за взятки (60\%). Также взятка может быть дана в значительном (от 25 тыс. до 150 тыс. рублей), крупном (от 150 тыс. до 1 млн. рублей) и особо крупном (свыше 1 млн. рублей) размерах. Самое строгое наказание полагается за последний вид преступлений — штраф в размере 80−100-кратной суммы взятки (но не больше 500 млн. рублей) либо лишение свободы от 8 до 15 лет с 70-кратным штрафом. Полпред президента признался, что из общего числа осужденных взяточников на эту категорию приходится всего 3\%. Дополнительным наказанием станет лишение права занимать определенные должности до трех лет. Кроме того, законопроект предлагает ввести самостоятельный состав преступления — посредничество во взяточничестве и ряд других.
Свое отношение к введению кратных штрафов за взятки в ходе online-конференции «Коррупция: алгоритмы противодействия» на портале TatCenter.ru выразили татарстанские эксперты в сфере антикоррупционной политики.
Так, по словам начальника управления по вопросам антикоррупционной политики аппарата президента РТ Марса Бадрутдинова, «лишение свободы не всегда достигает цели уголовного наказания — восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». По его мнению, именно финансовые меры воздействия на преступника имеют наибольший эффект.
Марс Бадрутдинов:
— Считаю правильным, что размер штрафа должен зависеть от размера взятки. Вместе с тем, размер штрафа должен быть реальным для данного лица. Астрономические суммы вряд ли приемлемы, прежде всего, в части реальности исполнения назначенного судом уголовного наказания. В то же время, размер штрафа должен быть ощутимым для лица, совершившего преступление.
Аналогичного мнения придерживается начальник Отдела по надзору за исполнением федерального законодательства в сфере противодействия коррупции Прокуратуры РТ Ринат Латыпов:
— Штраф за получение взятки в небольшом размере был бы значительно более эффективной мерой наказания. Не секрет, что подавляющее большинство мер наказания в отношении взяткополучателей не связано с лишением свободы, условная мера наказания не вполне отвечает целям восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений. Так, в 2007 году из 44 осужденных за взяточничество, реально лишены свободы 9 человек (20,4\%), в 2008 — из 36 — 4 человека (11,1\%), а в 2009 году — 8 из 64 (12\%), за 6 месяцев 2010 г. — 2 из 40 (5\%). При таких обстоятельствах крупный штраф как основная мера наказания, за получение взятки в небольшом размере, по моему мнению, значительном более справедливое наказание.
И.о. начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ Ильдар Сафиуллин также считает, что наказание за такой вид преступления как коррупция требует дифференцированного подхода.
Между тем по данному законопроекту существуют и прямо противоположные точки зрения. Так во время обсуждения документа депутат Государственной Думы, председатель Всероссийской женской организации «Надежда России», член ЦК КПРФ Алевтина Апарина предположила, что, приняв закон, депутаты просто «легализуют взятки». «Мы соглашаемся, что они есть, говорим: нормально, берите, но мы вас оштрафуем», — возмутилась она.
Подобного мнения придерживается и председатель комиссии Общественной палаты РТ по вопросам развития гражданского общества Владимир Шевчук, считающий, что «таким образом государство само становится взяточником, которому выгодны коррупционные преступления».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: