После введения пенсионной реформы появился выбор пенсионного обеспечения. Теперь каждый может доверить свои деньги или государственной управляющей компании — Внешэкономбанку, или выбрать «по вкусу» одну из 55 управляющих компаний. Какие же плюсы и минусы у этих вариантов?
- Государственный пенсионный фонд
- Управляющие компании
- Управляющие компании в Татарстане
- Как выбрать управляющую компанию
- «Письма счастья»
Государственный пенсионный фонд
Самый простой путь — не реагировать на извещение о состоянии лицевого пенсионного счета. Тогда накопительная часть пенсии окажется во Внешэкономбанке (агент ПФР, распоряжающийся деньгами граждан от имени государства).
Суть реформы состоит в постепенном переходе от распределительной к накопительной пенсионной системе. Если раньше все средства, перечисляемые работодателем в качестве пенсионных отчислений, использовались для выплаты текущих пенсий, то теперь часть этих средств (до 6\% от зарплаты) будет ежегодно переводиться на личный накопительный счет граждан. Эти деньги не будут тратиться на выплату текущих пенсий. С этого года граждане России имеют право передать управление своими средствами пенсионных накоплений профессиональной управляющей компании, задача которой — добиваться прироста средств. Таким образом, новая пенсионная система позволит не только самостоятельно решать судьбу своих денег, но и увеличить размер своих пенсионных накоплений, поскольку теперь эта сумма будет зависеть от зарплаты.
ВЭБ давно работает агентом по размещению средств пенсионеров, аккумулируемых в Пенсионном фонде России. Но инвестиционная декларация у него — консервативная — он имеет право вкладывать средства будущих пенсионеров только в государственные ценные бумаги (рублевые и валютные), держать пенсионные накопления в виде средств в рублях и валюте на счетах в кредитных организациях, инвестировать пенсионные средства в ипотечные ценные бумаги, к которым предъявляется ряд требований: они должны быть обеспечены государственной гарантией РФ, соответствовать согласованным с ФКЦБ критериям Минфина, обращаться на организованном рынке ценных бумаг.
В них же он будет вкладывать деньги тех пенсионеров, которые решат в ходе реформы не рисковать и оставить свои средства в управлении государства. Доход от своих накоплений такие люди получат не очень высокий, но гарантированный. Причем не ясно, перекроет ли прирост денежных накоплений инфляцию — пенсионные деньги инвестируются на годы, а какова будет инфляция даже в будущем году — неизвестно.
Гораздо больший доход от пенсионных вложений обещают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании (УК), так как законодательно возможности инвестирования у негосударственных управляющих компаний шире, чем у государственной.
Негосударственные пенсионные фонды в странах с развитой рыночной экономикой выполняют две ключевые функции — обеспечивают повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста и аккумулируют средства предприятий и частных вкладчиков для инвестирования их в экономику страны.
В этом плане задача государства состоит в максимальном использовании потенциала системы негосударственных пенсионных фондов для решения социальных и инвестиционных проблем. Практика показывает, что развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения на региональном уровне зависит не только от уровня социально-экономического развития региона, но и от поддержки и инициативы местных органов власти.
У каждой управляющей компании — своя инвестиционная декларация, то есть свой список инструментов, работая с которыми, она будет приумножать пенсионные накопления граждан. Общий перечень этих инструментов также определен постановлением правительства: УК имеет право вкладывать средства в государственные ценные бумаги (как рублевые, так и валютные), акции и облигации российских предприятий, ипотечные ценные бумаги, а также размещать их на счетах в банках.
В каких пропорциях и в какие рыночные бумаги вкладывать — решать (в рамках постановления Правительства РФ) опять же самой УК. Некоторые из УК предлагают своим будущим клиентам несколько инвестиционных стратегий — на выбор. Каждый, кто выбрал такую УК, может изъявить желание, чтобы его деньги были включены в агрессивную (то есть более высокорисковую, но и более доходную) или в консервативную, но менее доходную игру.
Большинство управляющих компаний в этом году ограничилось одним инвестиционным портфелем, справедливо полагая, что граждане в первую очередь будут ориентироваться при выборе на показатели самой управляющей компании (собственный капитал, опыт работы, историческую доходность, клиентскую базу).
Весь мир построен на системе негосударственного пенсионного обеспечения граждан. Однако согласно прогнозам лишь 5−6\% граждан России доверятся в первые годы пенсионной реформы негосударственным компаниям. Вероятно потому, что россияне научены горьким опытом с «Менатепом» и «МММ», когда для умножения средств люди несли свои деньги в финансовые пирамиды, которые «лопнули», а деньги вкладчикам не вернули.
Но тут нужно отметить, что в отличие от финансовых пирамид все 55 управляющих компаний прошли отбор по конкурсу, а Правительство России позаботилось о контроле над ними. Министерство труда РФ как уполномоченный федеральный орган власти исполняет в пределах своей компетенции следующие функции:
- осуществляет надзор и контроль за соблюдением требований по формированию и размещению средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений;
- принимает нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности НПФ;
- выдает лицензии и осуществляет регистрацию НПФ по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- рассматривает отчеты фондов, а также аудиторские и актуарные заключения.
Минтруд также вправе приостанавливать на срок до 6 месяцев действие лицензии НПФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в случае нарушения фондом лицензионных требований и законодательства РФ.
Сергей Орлов, доктор экономических наук:
— После дефолта 1998 года Правительство установило жесткие меры контроля за управляющими компаниями. Сегодня работают законы «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах», «О защите прав инвесторов», наконец, федеральный закон «Об инвестициях средств для финансовых накоплений части трудовой пенсии в РФ». Контроль настолько жесткий, что я не завидую управляющим компаниям, которые будут работать на этом рынке себе в убыток, так как эти средства нужно еще и застраховать. Поэтому доверять управляющим компаниям нужно — гарантии обозначены самим государством.
Вроде бы потеря денег исключена. Тем не менее из 40 млн. россиян, охваченных пенсионной реформой, к настоящему моменту лишь 10 тысяч известили Пенсионный фонд о намерении передать накопления в частные управляющие компании. Самыми решительными оказались жители Москвы, Петербурга и некоторых других крупных городов. Возможно ситуация в ноябре изменилась, так как рассылка извещений о состоянии лицевых пенсионных счетов завершилась.
Управляющие компании в Татарстане
Позитивным направлением в формировании республиканского рынка негосударственного пенсионного обеспечения является создание крупных негосударственных пенсионных фондов, обладающих высоким финансовым, кадровым и организационным потенциалом.
Напомним, что программы дополнительного пенсионного обеспечения реализуются отраслями химии и нефтехимии, в ряде коммерческих банков. Напомним, что в 1999 году на базе отдельных предприятий созданы НПФ в строительном комплексе, АПК и отрасли связи. Количество участников негосударственных пенсионных фондов Республики Татарстан составляет более 20 тыс., из них около 4 тыс. человек уже сегодня получают дополнительную пенсию.
В Татарстане уже имеется опыт по созданию пенсионных фондов. 10 лет по подобной системе работает ОАО «Татнефть». Соглашение между профкомом предпритятия и администрацией стало внутренним законом, регулирующим многие социальные вопросы.
Марат Магдеев, заместитель Председателя Госсовета РТ:
— В чем-то мы предвосхитили нынешнюю пенсионную реформу. Задолго до ее начала, когда многие и понятия не имели, что пенсии могут состоять из страховой и накопительной частей, в «Татнефти» взяли за правило делиться с пенсионерами-нефтяниками частью прибыли компании.
Особенностью системы негосударственных пенсионных фондов Республики Татарстан является наличие собственной нормативной правовой базы по негосударственному пенсионному обеспечению. В республике принят закон «О негосударственных пенсионных фондах», ряд других нормативных актов, в соответствии с которыми функции республиканского уполномоченного органа по регулированию и контролю деятельности НПФ на территории Татарстана осуществляет Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Кабинете Министров РТ (КЦБ и ФР). По предварительной оценке, годовой размер пенсионных взносов от данных групп потенциальных вкладчиков может составить 750 млн. рублей, в том числе по частным вкладчикам — до 150 млн. рублей.
Осуществление развития республиканской системы негосударственного пенсионного обеспечения будет иметь целый ряд благоприятных социальных и экономических последствий. Появится возможность повысить жизненный уровень населения Татарстана за счет выплат дополнительных пенсий из системы негосударственного пенсионного обеспечения, что приведет к снижению социальной напряженности.
Средний прогнозируемый размер дополнительной пенсии к 2005 году составит не менее 600 рублей; уровень охвата трудоспособного населения по отраслям республиканской экономики составит около 250 тыс. человек (в среднем 10\% жителей). Увеличение внутреннего спроса на услуги НПФ, государственная поддержка НПФ обеспечат появление крупных устойчивых фондов, способных конкурировать на российском рынке негосударственного пенсионного обеспечения. В свою очередь это создаст условия для притока дополнительных ресурсов в экономику Татарстана.
Объем пенсионных активов системы негосударственного пенсионного обеспечения Татарстана должен составить к 2005 году не менее 4 млрд. рублей. Это еще раз подтверждает значительный инвестиционный потенциал НПФ.
Как выбрать управляющую компанию
Как говорится: кто не рискует, тот не пьет шампанского. На что же нужно обратить внимание тем, кто все же решил передать свои пенсионные накопления в НПФ или УК, чтобы получить солидный и стабильный доход.
Прежде всего, на размер собственного капитала компании — это показатель надежности и масштаба компании, того, что она не разориться даже в тяжелые для российской экономики годы. Лучше, если это будет крупное предприятие, имеющее опыт работы на рынке.
Важно обратить внимание на клиентов, которых обслуживает управляющая компания. Если солидные предприятия и организации, имеющие собственных финансовых аналитиков доверяют свои средства данной управляющей компании, значит, с ней все в порядке.
Далее — общение со специалистами компании. Если на какие-то вопросы они отвечать не хотят, или видно, что ответа они просто не знают, вряд ли им стоит доверять будущее своей пенсии.
И еще: если компания сегодня инвестирует значительные деньги в разъяснение сути пенсионной реформы, значит, у нее есть деньги на такую работу, и она намерена остаться на этом рынке надолго, ведь такие затраты окупятся не за один год.
Пенсионные уведомления составлены следующим образом: деньги, которые на данный момент накоплены на вашем пенсионном счете, разбиты на две составляющих. В верхней строке (страховая сумма) указаны те средства, которые останутся в ПФР и никуда не будут инвестированы.
Во второй строке — страховые взносы, поступившие в ПФР в 2002 году и отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета на финансирование накопительной части трудовой пенсии, — это те средства, на которых вы имеете шанс заработать. Понятно, что не лично, а избрав один из двух путей: доверив эту часть пенсии государству или передав ее одной из частных управляющих компаний.
Если выбор пал на УК, то нужно поставить об этом в известность ПФР. Сделать это можно двумя способами: принести извещение в районное отделение ПФР или отправить его заказным письмом. Правда, во втором случае ваша подпись должна быть заверена. А это отдельная процедура. Заверить подпись можно у государственного нотариуса. Если же у него очередь, можно полюбопытствовать у своего работодателя, не заключил ли он договор с территориальным управлением ПФР. Если заключил — заверит, если же нет — то можно сходить в один из 12 банков, получивших от ПФР право заверять подписи граждан.
Время на заполнение бланка о выборе УК еще есть — до 31 декабря текущего года. Но если в этом году решительности передать свои пенсионные накопления не хватило, то это можно будет сделать в 2004 году, получив очередное «письмо счастья» из ПФР и обнаружив, что накопительная часть вашей пенсии приросла не так, как мечталось.
Марат Ганиев, директор Института стратегических исследований рынка:
— Уведомление я получил, но еще ничего не решил. В любом случае придется кому-то доверить свои пенсионные накопления. Но я не вижу большой разницы между управляющими компаниями и государственным пенсионным фондом, так как это большой бизнес, не важно — частный или государственный.
Главным судьей станет время. Только через несколько лет граждане смогут сравнить доходность государственного и негосударственного управления пенсионными накоплениями. А вот сколько заработает для каждого конкретного пенсионера УК — частная или государственная — зависит только от мастерства и опыта специалистов той компании, которой граждане доверили свои деньги, и от благоприятной обстановки на мировом и российском финансовом рынках.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: