Новости
10 Августа 2006, 14:48

Геральдика Казани:
Железнодорожный вокзал

В Казани немало зданий так или иначе связанных с геральдическими символами города и республики. С самым значительным геральдическим архитектурным памятником большинство из гостей города знакомится уже в первые минуты пребывания в Казани — это здание железнодорожного вокзала.

Вокзал любого города является своеобразной визитной карточкой. Здание казанского железнодорожного вокзала более ста лет занимает видное место в архитектурном ансамбле города.

До 90-х годов XIX века Казань, будучи крупным административным, культурным и торгово-промышленным центром, не имела железнодорожного транспорта. В конце 1890 года казанский городской глава Сергей Дьяченко отправился в столицу с ходатайством о сооружении Казанской железной дороги. В 1891 году было принято решение о строительстве Московско-Казанской дороги и началось строительство железнодорожной ветки на Казань от Алатыря. Казань к сети российских железных дорог была присоединена в 1893 году, когда к городу подошла тупиковая ветка. С этого времени по ветке открылось пассажирское движение. С 1894 года по казанской ветке было открыто движение товарных поездов.

Здание пассажирского вокзала представляет собой памятник промышленной архитектуры XIX века. Оно было построено менее чем за два года по проекту архитектора Генриха Руша. Двухэтажное здание из красного кирпича является доминирующим элементом вокзального комплекса, состоящего из ряда позднейших сооружений, размещенных вокруг центрального сквера.

Вот как казанская газета «Волжский вестник» в номере за 24 января 1896 года описывала освящение вокзала: «Закладка здания состоялась в 1893 году, стоит вокзал 300 тысяч рублей. Длина здания 40 саженей, высота до крыши 5 саженей, высота с крышей — 6,5 саженей. На здании — гербы губерний, через которые проходит дорога. Фон стен — темно-красный, украшения, гербы и вазы — цвета серого цемента».

В первые годы функционирования Московско-Казанской железной дороги при благоприятной погоде от Казани до Москвы доезжали за 53 часа. Сегодня расстояние до Москвы скорые поезда преодолевают за 13−14 часов, а с 1 августа 2006 года фирменный поезд «Татарстан» отправляется в путь по новому графику: время состава в пути сокращается на 2 часа и составляет 10,5 часов.

Здание вокзала в хорошо сохранившемся состоянии функционировало до 17 марта 1992 года, когда в результате пожара оказалось уничтожено все, кроме стен и фундаментов. Восстановление здания началось в 1993 году. К 100-летию вокзала в 1997 году оно было принято в эксплуатацию Государственной комиссией.

В ходе восстановления были проведены реставрационные работы внешнего вида здания вокзала с воссозданием первоначального архитектурно-лепного декора. Фасад украшен стилизованными фонарями, часами, и, по-прежнему, барельефами с гербами Российских губерний: Казанской, Пензенской, Вятской, Симбирской, Московской, Рязанской и Тамбовской.

Герб Казанской губернии:

Подробнее о гербе Казани — в разделе «Города и районы»

Гербы Пензенской и Вятской губерний:

Гербы Симбирской и Московской губерний:

Гербы Рязанской и Тамбовской губерний:

Благодарим за участие в подготовке материала Григория Бушканца, председателя Татарстанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз геральдистов России».

Использованные материалы:

  • Казань в памятниках истории и культуры. Казань, 1982.
  • Журнал «Гербовед» № 82 (№ 4, 2005).
Новости
13 Декабря 2025, 16:52

В Татарстане собрали 30 тыс. га технических культур

Включая 8 тыс. га кукурузы и 22 тыс. га подсолнечника.

Раис Татарстана Рустам Минниханов провел республиканское совещание по итогам сельскохозяйственного сезона. Как доложил первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ленар Гарипов, в последние две недели убрали 30 тыс. га, включая 8 тыс. га кукурузы и 22 тыс. га подсолнечника. Остается убрать еще 46 тыс. га, значительные площади сохраняются в Нижнекамском, Бугульминском и Муслюмовском районах. Об этом пишет пресс-служба главы республики.

На сахарные заводы вывезено 1,322 млн тонн свеклы, произведено 184 тыс. тонн сахара. Под урожай 2026 года хозяйства закупили 123 тыс. тонн минеральных удобрений, в декабре планируется приобрести еще 37 тыс. тонн. Особое внимание было уделено постановке техники на зимнее хранение и ремонт. По словам Гарипова, правильное хранение одного комбайна или посевного комплекса позволяет сэкономить до 500 тыс. рублей за сезон. Для ремонта всего машинно-тракторного парка республики потребуется более 6,4 млрд рублей. Качественный капремонт способен восстановить до 80% ресурса техники, что является экономически эффективным решением при высокой стоимости новых машин.

Читайте также: «Агробизнес и наследие Заказанья: Атнинский район на «Муниципальном часе».

Минниханов Рустам Нургалиевич

Глава - раис Республики Татарстан

Гарипов Ленар Наилевич

Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: