Так, в 2007 году цены выросли на 3,5%, а потребление лекарств в упаковках почти не изменилось. Пока кризис не повлиял на объемы потребления, утверждают в DSM Group. Впрочем, по данным других экспертов рынка, за последние три месяца прошедшего года продажи сократились во всех сегментах коммерческого рынка.
Объем фармацевтического рынка в 2008 году превысил 450 млрд. рублей, или 18,5 млрд. долларов, подсчитали эксперты DSM Group, подводя предварительные итоги года. Коммерческий сегмент лекарственного рынка в прошлом году вырос на 24% и составил порядка 235 млрд. рублей. В долларах рост более существенен — 28%, до 9,5 млрд. долларов.
«Если в 2007 году основным фактором роста коммерческого рынка был переход потребителей на дорогостоящие препараты, то в этом году добавилась новая тенденция — значительный рост цен на лекарства, — отмечает гендиректор DSM Group Александр Кузин. — Если за 2007 год лекарства подорожали на 3,6%, то по предварительным итогам 2008 года, которые еще не учитывают данные за декабрь, можно констатировать удорожание лекарственных препаратов на 12%».
По словам г-на Кузина, такие цифры стали для экспертов неожиданными, поскольку еще в ноябре рост цен прогнозировался на уровне 10%. Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов говорит, что, по его данным, цены выросли значительнее — на 15%.
Еще одним неожиданным итогом 2008 года для экспертов DSM Group стал показатель роста рынка в упаковках. Если за последние два года натуральное потребление лекарств практически не изменялось, то в прошлом году количество проданных упаковок выросло на 12%. Впрочем, по оценкам «Фармэксперта», рост натуральных продаж составил всего 5%.
Александр Кузин также отмечает ускорение темпов роста госзакупок — в основном за счет выделения из дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) программы закупки дорогостоящих лекарств. «На закупки этих препаратов государство стало выделять больше денег, — утверждает эксперт. — На эти препараты потрачено в три раза больше, чем в 2007 году».
По итогам года новым лидером коммерческого рынка, по данным DSM Group, стал отечественный «Фармстандарт», потеснив Sanofi Aventis. Такие же выводы делает и ЦМИ «Фармэксперт». По словам г-на Кузина, «Фармстандарт» по-прежнему пожинает плоды успеха своего главного препарата — арбидола. Давид Мелик-Гусейнов объясняет потерю лидерских позиций Sanofi Aventis исключением препаратов компании из списка ДЛО.
Влияние кризиса, по словам Александра Кузина, пока не отразилось на фармрынке: «Данные нашего мониторинга показывают, что в последние месяцы года темпы роста год от года сохраняются на уровне 30−35%. Это видно и по декабрю 2008 года». Впрочем, сезонное падение продаж в ноябре по отношению к октябрю заметно больше, признает эксперт: если в 2007 году в ноябре продажи сократились на 3%, то в 2008-м — на 6%. «Фармэксперт» также пока не отметил существенного влияния кризиса на рынок.
Однако глава российского представительства IMS Healthcare Никола Милевчич утверждает, что в четвертом квартале 2008 года отмечалось сокращение объемов продаж во всех сегментах рынка. По этой причине были изменены прогнозы по росту рынка в 2008 году. «Если мы прогнозировали рост рынка по итогам года порядка 20%, то сейчас мы ожидаем, что рост не превысит 10−12%», — говорит г-н Милевчич. По его мнению, эти тенденции будут сохраняться и в первом квартале 2009 года.
Эксперты единодушны в своих ожиданиях на 2009 год: рынок в долларах практически не вырастет, а в рублях рост за счет инфляции составит 25−30%.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: