По просьбе родственников погибших хоккеистов и членов экипажа собственное расследование провели летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов, ведущий эксперт России по авиакатастрофам Валентин Дудин и летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков.
Эксперты пришли к выводу, что главной причиной катастрофы под Ярославлем стали конструктивные и аэродинамические недостатки самолета Як-42. По мнения специалистов, один из пилотов действительно мог жать на педаль тормоза, но причину этого следует искать в несовершенстве конструкции педалей, а также в отсутствии рекомендаций по правильному положению ног летчиков на педалях этих лайнеров.
Кроме того, авторы расследования считают, что раз пилоты сумели поднять самолет в воздух, то изначально никакой катастрофической или даже аварийной ситуации не сложилось. Герасимов заявил, что непосредственной причиной катастрофы стало отсутствие поперечной управляемости самолета, то есть Як-42 в воздухе просто завалился на бок.
Валентин Дудин в свою очередь опроверг данные МАК о том, что Як-42 при взлете «вышел за критические углы атаки», то есть слишком резко набрал высоту. «Резкого и значительного отклонения руля высоты не было. К тому же сваливание самолета возможно лишь при достижении самолетом скорости сваливания, которая в данном случае должна быть порядка 170 км/ч, либо наличия вертикальной перегрузки примерно две единицы. Но „черный ящик“ не зафиксировал ни того, ни другого», — отметил эксперт.
Факт резкого кабрирования самолета отрицает и Александр Акименков. По его словам, если бы Як-42 взлетал слишком резко, то за время, которое лайнер провел в воздухе, он поднялся бы на 30 метров, а не на пять.»Вертикальную скорость набора, равную одному с небольшим метру в секунду, вряд ли можно назвать чрезмерной", — добавил он.
Специалисты также выяснили, что в авиакомпании «Як-Сервис» не проводилась летная подготовка пилотов. Несмотря на это, перевозчик успешно прошел проверку, проведенную комиссиями ООО «Центр сертификации эксплуатантов» ГА «Аэрофлот» и МТУ ВТ «Росавиации».
Эксперты сделали вывод, что расследование МАК не было независимым и не установило причину катастрофы. Председатель Научно-технической комиссии МАК Виктор Трусов заявил, что не знаком с результатами независимого расследования. При этом он выразил сомнение в том, что «у этих экспертов вообще есть возможности для объективного расследования».
Напомним, Як-42, на борту которого находились игроки хоккейного клуба «Локомотив», разбился 7 сентября 2011 г. при вылете из ярославского аэропорта Туношна. На взлете лайнер не смог набрать безопасную высоту, врезался в антенну маяка, находившегося за взлетно-посадочной полосой, и упал вблизи аэропорта. На борту самолета находились 45 человек, из которых в живых остался только член экипажа Александр Сизов.
МАК 2 ноября обнародовал итоги расследования катастрофы Як-42. Комиссия установила, что в ходе взлета экипаж совершил ряд ошибок, в частности не был выполнен расчет параметров, а движение по взлетной полосе осуществлялось с небольшим подтормаживанием. Кроме того, в крови второго пилота самолета Як-42 был обнаружен фенобарбитал, который запрещен к употреблению летчикам.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: