Новости
20 Декабря 2013, 09:50

Доступность напоказ

Министерство труда и соцзащиты Татарстана отчиталось по программе «Доступная среда». Вновь сообщается, что инфраструктура для людей с инвалидностью была улучшена. Но действительность и сами инвалиды говорят об обратном: крутые пандусы и неработающие лифты по-прежнему оставляют горожан с ограниченными физическими возможностями «заложниками» квартир.

За два года на реализацию программы «Доступная среда» в Татарстане было потрачено более 1,4 млрд рублей. Бюджетные деньги освоены, но передвижение в городах региона для людей с инвалидностью — это по-прежнему борьба с препятствиями. Внешне изменения есть, но на самом деле созданная якобы для маломобильных групп населения инфраструктура выполняет только декоративные функции — этими пандусами невозможно пользоваться, а подъемные лифты не работают.

По данным анализа Института сравнительных исследований модернизации обществ КФУ, в Казани проводят свободное время так, как они хотят, только 46% людей с инвалидностью в возрасте от 18 до 30 лет. 42% испытывают трудности, связанные с адаптированностью для них городской среды, а более 11% — вообще не имеют возможности самостоятельно выйти из дома.

На коллегии в министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ, где подводились итоги года по реализации программы «Доступная среда», замминистра Ирина Просвирякова сообщила, что в республике было адаптировано 264 объекта сферы здравоохранения, культуры, спорта и образования.

«Проведены работы на пешеходных переходах по понижению бортового камня и укладке тактильной плитки, адаптированы 1710 подъездов, в которых проживают инвалиды-колясочники, в многоквартирных домах», — сказала она.

О том, как «проводились работы» по установке откидного пандуса в ее подъезде, порталу TatCenter.ru рассказала Амина Ибниева. Новым пандусом она ни разу не воспользовалась. Женщина обратилась с жалобой в прокуратуру, но ни власти, ни ведомство на ее просьбы провести экспертизу пригодности пандуса пока не реагируют.

«Пандусом невозможно пользоваться, он установлен с нарушениями, начиная с угла наклона, заканчивая тем, что нет перил с двух сторон, он не автоматический, каким его обещали сделать. Пандус очень крутой, громоздкий и неудобный — другие жители подъезда о него спотыкаются. Я подала жалобу в прокуратуру и попросила прокурора нашего района быть моим представителем. Прошел месяц, но официального ответа не поступило. По телефону мне пообещали провести проверку. Хочется, чтобы представители компании, установившей пандус, просто сели в коляску и попробовали по нему спуститься и подняться. Если у них это получится, я заберу заявления. Я одинокий человек и привыкла все делать сама, этот пандус мне нужен», — говорит женщина.

Однако в министерстве заявляют, что при внедрении программы главными экспертами выступили организации инвалидов. А председатель Татарской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов Рифат Ганибаев занял позицию властей, и на коллегии подтвердил, что «они с самого начала включились в реализацию этой программы».

Проследить, как, по официальной версии, Татарстан становится зоной с «Доступной средой», можно на специальной карте, где отмечены 1125 объектов. Но участники инициативной группы «Город без преград» создали другую карту, на которой отмечаются проблемные места в Казани, создающие трудности для людей с колясками и инвалидов.

В начале декабря участники группы написали письмо мэру столицы Татарстана Ильсуру Метшину, в котором активисты указывают на очевидную неэффективность при расходовании бюджетных средств, рассчитанных на программу, рассказал координатор проекта, преподаватель КФУ Искандер Ясавеев. Несмотря на то, что изменения в городе внешне произошли, люди с инвалидностью не почувствовали себя свободнее.

«В Казани произошел ряд изменений, связанных с реализацией программы «Доступная среда» и подготовкой к Универсиаде… Однако Казань не стала городом, открытым и доступным для всех. В частности, откидные пандусы в подъездах, установленные в рамках программы, не могут использоваться людьми с инвалидностью самостоятельно вследствие значительного веса и несоответствия нормативам.

Даже такие социально значимые объекты, как поликлиники, не приспособлены для людей, использующих коляски… Тротуары и пешеходные дорожки на некоторых отремонтированных улицах, включая территорию непосредственно у станций метро, вообще не оборудованы съездами на проезжую часть. Большая часть лифтов, установленных в надземн
ых пешеходных переходах, до сих пор не работает…

Все это означает, что родители с детскими колясками и люди, испытывающие трудности при передвижении, сталкиваются с серьезными проблемами, а значительная часть людей с инвалидностью вообще не имеет возможности самостоятельно передвигаться по городу. Люди все так же заперты в своих квартирах и домах", — говорят координаторы инициативной группы «Город без преград».

Недостижимые образовательные стандарты

Недоступным для людей с инвалидностью из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры остается и образование. Учреждения, где люди с ограниченными возможностями могут получить среднее образование, находятся в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Бугульме. Но даже специализированные образовательные учреждения для них не приспособлены — людям с инвалидностью трудно попасть и в учебные здания, и в общежития. В рамках создания среды для инклюзивного образования в этом году в республике были адаптированы 13 школ.

Напомним, по стандартам Минобразования России 20% образовательных учреждений должны быть доступны инвалидам. В республике 1503 школы, 20% от них — около 300 школ. «Это очень высокий показатель, и достичь его очень трудно», — отметила замминистра республики Ирина Просвирякова.

Министр труда, занятости и соцзащиты РТ Айрат Шафигуллин считает, что министерство образовании приняло стандарты по инклюзивному образования, достичь которых невозможно.

«В самом министерстве образования России были заложены принципы, которые достичь практически невозможно. Нужно и решение заложить, и самим помочь министерству образования с решением этой проблемы. Если мы не сможем достигнуть показателя в 20%, то говорить о социальной адаптации инвалидов нам не придется. Это более глубокие вещи, нежели пандусы. Это все нужно, но образование может оказаться критичным», — сказал он.

Особенная работа

Всего в Татарстане проживают 313,3 тыс. людей с инвалидностью, и более 1 млн человек относятся к маломобильным группам населения: родители с детскими колясками, временно нетрудоспособные и пенсионеры.

Более 72 тыс. людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте, из них 30 тыс. человек работают. В службы занятости ежегодно обращаются порядка 6,5−8 тыс. инвалидов.

С 2006 года места для людей с инвалидностью на татарстанских предприятиях квотируются. В 2013 году их число составило 347.

Казанский центр занятости населения в декабре провел специализированную ярмарку вакансий для горожан с ограниченными физическими возможностями. По словам специалиста центра Энже Закировой, по состоянию на 1 декабря на учете состоят 494 инвалида, из которых 43,3% — женщины и 56,7% — мужчины. Людям с инвалидностью все же довольно трудно реализовать себя из-за особых условий на рабочем месте, которые им необходимы, но создать их могут не все работодатели, говорит Энже Закирова.

За содействием в трудоустройстве за это же время обратились 1184 человека, нашли работу 654 из них.

«Вообще, когда работодатели приходят со своими предложениями, мы стараемся найти и среди общего объема вакансии для этой категории граждан. В недавно прошедшей выставке приняли участие более 35 предприятий, которые готовы были предоставить 257 мест именно для людей с инвалидностью. Среди них — Казанский вертолетный завод, отдел образования исполкома, „Бахетле“, медицинские учреждения, „Метроэлектротранс“. Мы знаем, что направление на трудоустройство получили 55 человек, а уже работают — 15», — говорит Закирова, которая и такой результат называет «победой».

Виноваты законы

В министерстве все же признают проблемы, с которыми внедряется в республике «Доступная среда», но списывают их на несовершенство законодательства и некомпетентность строителей.

«Формирование доступной для инвалидов среды, несмотря на существующую нормативную базу, находится пока на недостаточном уровне. Все это вызывает замкнутость жизни инвалидов, равнодушие со стороны сограждан», — сказала Ирина Просвирякова.

Так, в числе факторов, влияющих на качество всех работ, она назвала разбалансировку нормативно-правовой базы, отсутствие жесткой системы контроля соблюдения доступности с момента проектирования до ввода здания, недостаточный уровень компетенции у проектировщиков и строителей в части прави
льного понимания того, как нужно работать с такими объектами.

Благотворительный фонд «День добрых дел», запустивший в Казани бесплатное такси для людей с инвалидностью, по словам его руководителя Рустама Хасанова, уже предлагал властям сотрудничество в реализации программы с конкретными условиями: чтобы подрядчики исправляли ошибки за свой счет. Но ответа от министерства они так не получили.

«О доступности городской среды говорит тот факт, что за две недели декабря наше социальное такси уже получило более 100 заявок на транспортировку. В основном, это поездки в медицинские учреждения. Получается, что за один выезд мы делаем 5−7 остановок. К нам звонит как молодежь, так и одинокие старики. Проблема в том, что, если и есть какие-то инфраструктурные возможности для инвалидов, то при выходе из дома или любого другого здания они заканчиваются. Инвалиду нужно сначала добраться до остановки, затем как-то выбраться из автобуса.

Я здоровый человек, и пандусы мне нужны только для того, чтобы гулять с ребенком на коляске. У нас на проспекте Амирхана есть надземный переход, но мы с семьей им никогда не пользовались, потому что пандусами там воспользоваться невозможно.

Еще здесь есть лифт, у которого единственный недостаток — он не работает. Он, как и многое в этой программе, был сделан для показухи. Вопрос ведь в том, что все рычаги давления для того, чтобы исправить ситуацию, у власти есть. Нужна воля руководства", — говорит Рустам Хасанов.

Использованы фотографии группы «Город без преград»

За пределами Иннополиса: инвестиции в Верхнеуслонский район

Когда говорят о Верхнеуслонском районе, первое, что приходит на ум, — это динамично развивающийся Иннополис. Но какие еще проекты реализуются в этом регионе? Об этом в АИР РТ поговорили Талия Минуллина и глава района Евгений Варакин.

«Район не одним только Иннополисом сыт»

ВТП района в 2024 году составил 27,5 млрд рублей, причем 51% приходится на информатизацию и связь. Сельское хозяйство составило 9%, а промышленность — 7% от общего объема. Глава района открыто признает: «51% ВТП — это Иннополис, мы это понимаем».

Район лидирует по зарплатам в Татарстане. Средняя зарплата здесь составляет 187 254 рубля, что более чем вдвое превышает республиканский показатель в 78 142 рубля.

«Сразу оговорюсь, когда эту сумму озвучиваю. Мы все понимаем, что эта зарплата формируется за счет Иннополиса. Да, в Татарстане мы занимаем первое место, но это зарплата Иннополиса», — глава Верхнеуслонского района Евгений Варакин.

Фото: АИР РТ

В 2024 году в Иннополисе запланировано три крупных инвестпроекта: технопарк Б1 для IT-стартапов и робототехники, вторая очередь дата-центра и третий этап жилого комплекса «Зион». Однако это не значит, что вся экономика района завязана на одном проекте. Помимо этого, в районе появляются и другие значимые инициативы.

«Район не одним Иннополисом только сыт. Точки роста там есть очень интересные», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Новые проекты

Помимо Иннополиса, здесь успешно работают новые предприятия, создающие рабочие места и вносящие вклад в местный бюджет. Например, ООО ПК «ЗОЦМ» с объемом производства 99,4 млн рублей обеспечивает работой 26 человек, предлагая среднюю зарплату в 146 тыс. рублей — это один из примеров высокотехнологичного производства в районе.

Малый и средний бизнес также вносит свой вклад в экономику территории. Например, ИП «Ромашка У.В.» с годовым оборотом 69,5 млн рублей, и ООО «Молочная мастерская», специализирующаяся на производстве качественной молочной продукции, выпускает товаров на 1,08 млн рублей. Хотя уровень зарплат на этих предприятиях пока скромнее, чем в IT-секторе (25 тыс. рублей), их развитие помогает диверсифицировать экономику района.

Санаторно-курортный комплекс «Аква Вита» — проект, ориентированный на бальнеологическое лечение и международный туризм. Комплекс строится на берегу Покровского озера. Здесь еще в 1940 году обнаружили минеральные источники, аналогичные грузинской «Боржоми» и бромистые воды для лечения нервных расстройств. Минуллина назвала проект отличной точкой притяжения. Природные красоты и близость к Казани сыграют свое дело.

Проект открыт для сотрудничества. Инвестиции в проект составят 39 млрд рублей, а число новых рабочих мест достигнет 1,5 тыс., что особенно важно для привлечения местных жителей, так как район сталкивается с ежедневной миграцией.

Фото: скриншот трансляции АИР РТ

Каждый день 5 тыс человек из населения в 17 тыс едут работать в Казань

Уровень безработицы упал на 43%, до 0,18%. Однако глава района сразу отметил, что не стоит переоценивать этот результат. Главная проблема территории — постоянная трудовая миграция. Парадокс в том, что выгодное расположение — близость к столице и федеральным трассам М-7 и М-12 — сыграло двойную роль. С одной стороны, это плюс для логистики, с другой — причина массового оттока рабочей силы. Около 5 тыс. человек из 17,6 тыс. населения ездят на работу в Казань, ведь до города всего 4 км по воде.

Глава района с иронией отмечает: «Если убрать детей и пенсионеров, останутся я, мои замы и айтишники — они не любят уезжать». Однако глава АИР РТ увидела в этой ситуации и потенциал.

«Ага, значит, там у нас есть рабочая сила, которую мы можем использовать для наших новых проектов», — сказала Талия Минуллина, показывая, как превратить недостаток в преимущество.

По ее словам, многие жители готовы остаться, если им предложат достойные условия. Чтобы переломить тенденцию, в районе планируют создать три промпарка: «М-7», «Верхний Услон» и «М-12. Верхнеуслонский» — почти на 3,5 тыс. рабочих мест.

«Когда к нам приходят инвесторы, первый мой вопрос им: где брать кадры? — рассказывает глава района. — Они говорят: поверьте, ваши ребята с большой радостью останутся. Давайте честно, ездить за зарплатой в 80−90 тыс. ежедневно в Казань — мы все понимаем, что 25−30 тыс. у них тратится на дорогу: бензин, штрафы, питание. Поэтому, если мы им предоставим хорошую зарплату, очень большое количество людей не захочет ездить в Казань», — глава.

Промпарки против миграции

Индустриальный парк «М-7» расположен всего в 800 м от трассы «Волга». Это промышленная зона площадью 148,5 га, предназначенная для различных производств: от металлообработки и машиностроения до переработки полимеров и дерева. Проект реализуется без государственных субсидий. Резиденты покупают землю или арендуют подготовленные площади.

«Это дешевле, чем строить в чистом поле», — пояснил директор парка «М-7» Валерий Бригаднов.

Включение района в состав казанской агломерации открывает новые перспективы. Согласно планам, к 2050 году население Верхнеуслонского района может вырасти до 63 тыс. человек. Это потребует не только новых рабочих мест, но и развития жилья, социальной инфраструктуры. Постепенно в районе создают все условия, чтобы люди не уезжали.

Анастасия Сорокина

Варакин Евгений Анатольевич

Глава Верхнеуслонского района РТ

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: