О том, что в России программе утилизации старых автомобилей дают новую жизнь, было объявлено накануне на правительственном совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Падающий в бездну автопром вновь решили поддержать за счет автохлама.
Напомним, в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года российский рынок новых легковых автомобилей просел почти на 9%. По данным аналитического агентства «Автостат», продажи составили 1109,8 тыс. авто против 1218,8 тыс. штук годом ранее.
В Татарстане, как портал TatCenter.ru сообщал ранее, падение было даже выше среднего общероссийского и составило 14,1% — за шесть месяцев была продана 51 тысяча автомобилей против 59,4 тыс. штук, реализованных в аналогичном периоде 2013 года.
По мнению начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Андрея Топтуна, рынок по-прежнему находится под давлением снижающейся российской экономики. Кроме того, в первом полугодии он находился под негативным воздействием окончания в декабре 2013 года программы льготного автокредитования, оттянувшей покупателей, планировавших совершить покупку в текущем году.
Автокредитование же в целом ознаменовалось повышением ставок по автокредитам и ужесточением требований к заемщикам, что также способствует сокращению спроса. Покупатели нынче не уверены ни в дальнейшей экономической ситуации, ни в своей платежеспособности.
Падение спроса заметили и в правительстве. Впрочем, заявления премьер-министра Медведева в отношении авторынка выглядят более сдержанными. В отрасли, по его словам, наметился лишь «некоторый спад» производства. Между тем, автомобилестроение — один из основных секторов промышленности, от которого зависит и ситуация в смежных отраслях.
«Необходимы комплексные меры, включая стимулирование спроса и производства новой техники», — заключил Дмитрий Медведев…
…И автовладельцам вновь разрешили при условии сдачи старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый с доплатой получать через производителей или дилеров скидки при покупке новых авто.
На брифинге после заседания министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что программа запускается с 1 сентября и будет действовать до 31 декабря этого года. На нее до конца года будет выделено 10 млрд рублей, а коснется программа как физических, так и юридических лиц.
По оценкам министра, программа утилизации позволит дополнительно реализовать в стране 170 тысяч автомобилей разных классов. Распространяться она будет на все категории автомобилей старше шести лет. Сумма компенсации за сдачу машины в утиль составит от 40 тысяч рублей на сданный легковой автомобиль, до 350 тысяч рублей — на грузовой автомобиль.
«Что касается трейд-ин, то от 40 тысяч до 300 тысяч рублей, поэтому разница небольшая, тем не менее, она имеется», — пояснил Мантуров.
Бесспорно, основными выгодоприобретателями от возобновления программы утилизации станут автозаводы, а также производители комплектующих и торговые организации. Однако аналитики опасаются, что реанимированная программа, призванная простимулировать автовладельцев к приобретению новых машин и различной техники отечественного производства, может и не оправдать ожидания правительства.
«Не факт, что программа окажется успешной. Посмотрев на текущую статистику продаж, предоставляемую Комитетом Автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса в РФ, можно с уверенностью утверждать, что пока в экономике правит бал стагнация, немногие потребители готовы приобретать новый автомобиль. Вряд ли программа утилизации способна исправить ситуацию, если граждане стремятся сэкономить и не хотят покупать новый автомобиль», — отметил в беседе с корреспондентом портала TatCenter.ru ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
При этом эксперт напоминает, что программа утилизации действовала в нашей стране ранее, и значительное число старых автомобилей уже было по ней утилизировано — были приобретены новые автомобили, которые ещё не исчерп
али свой ресурс.
«Полагаю, вряд ли много автомобилей может быть предъявлено к утилизации в рамках возобновляемой программы, — говорит Дмитрий Баранов. — Теоретически, программа может „выстрелить“ за счёт юридических лиц, которые будут сдавать на утилизацию грузовики, автобусы и прочую спецтехнику. Но тут сразу встаёт вопрос о том, что ведь им компенсируют не очень много, а они сами должны будут заплатить за новую технику гораздо больше. Это в нынешних экономических условиях также представляется маловероятным».
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: