— Антон, на концерте-закрытии Вы представите новую программу, расскажите о ней.
— Да, это будет крайне интересный дуэт с израильским гитаристом, которого зовут Джейк Писак (Jake Pisaq). Двадцать один год назад этот человек уехал из города Екатеринбурга, где он был довольно крупной фигурой, преподавал, много играл в разных клубах и самое удивительное, что он сделал до переезда в Израиль, он создал группу «Доктор Фауст». Это был экспериментальный коллектив современной музыки, близкой к стилю фьюжн — у нас в стране тогда такого вообще не было, только за границей.
После переезда он много где играл, участвовал в этнических проектах, в том числе с израильтянами не русскоговорящими, то есть он полностью окунулся в культуру, практически растворился в ней, ассимилировался.
Мы с ним контактируем уже около двадцати шести лет, а с 2010 года начали делать вместе концерты и по крупицам собирать программу. Он использует в своей музыке все то, что взял из общения с культурой страны, где сейчас живет. Помните, в нашей стране были города Ташкент и Баку, где из слияния традиций разных народов получалась такая многослойная культура? Так и в случае с Джейком: он воспринял такой сплав культур: европейской, марокканской, йеменской, арабской, каждая из которых, конечно, привносит свою краску.
— Чьи произведения вошли в программу «Разговор вдвоем»?
— В основном наши с Джейком авторские произведения, но будут и заимствованные известные вещи. Все это будет в таком необычном стиле, который не каждый день услышишь в клубе: это не традиционный джаз и не просто фьюжн, это некий особый стиль на стыке разных национальных культур.
Джейк, человек, который впитал в себя очень много всего, и я, тоже не сидевший все эти годы, сложа руки, мы скомпоновали все самое лучшее из накопленного опыта и создали вот такой дуэт. Программа называется «Разговор вдвоем». И это постоянное сплетение двух музыкальных линий друг с другом, здесь нет такого классического построения, где у каждого тема, один начал соло и закончил его, нет, здесь именно непрерывное взаимодействие. Мы закручиваем какую-то игру, это именно разговор вдвоем, лучше и не придумать, диалог между двумя музыкантами, которые друг друга слушают, уважают и поддерживают.
И мне лично этот стиль ближе, потому что есть возможность выразиться. В стандартном бэнде ты играешь аккомпанемент, его надо играть, безусловно, иначе костяк рассыплется, и ты постоянно держишься именно в ансамбле, не переходя границы. А в дуэте у нас есть моменты стыка аккомпанемента и солирования, наш диалог очень хитро завязан. Но нет такого, чтобы один играл соло, и второй играл соло — это уже напоминало бы анархию. У нас по-другому. Помните, раньше были календарики-переливашки: чуть меняешь угол наклона картинки, и изображение переходит в другое. Вот и у нас такая игра.
— Антон, этому разговору музыкальному предшествовали разговоры словесные?
— Конечно! О! Нет дыма без огня, не бывает музыки, если люди не общаются. Музыка — это ведь тот же язык, и он тесно связан с живой человеческой коммуникацией. Наша программа — это не джемовый вариант.
Вообще всегда, чтобы сделать какое-то движение музыкальное, надо пообщаться с человеком, понять, чем он дышит, чем он живет, какие у него интересы, привязанности, о чем он думает и какими он видит небо, солнце, воду, вино — все. Так что именно наши разговоры на протяжении двадцати шести лет стали основой этой программы. Я очень благодарен Джейку, потому что это именно он подводил меня к каким-то основополагающим моментам. В Израиле есть такая вещь: ребенок подходит к старику, разговаривает с ним «на ты», общается на равных, а тот не поучает, а слушает внимательно. Вот и у нас было также: когда лет двадцать пять назад я о чем-то спрашивал, он никогда не отвечал в тональности «слушай, сынок, что я скажу», нет, это был именно рассудительный рассказ о чем-либо. В общем, у нас довольно тесный контакт музыкальный и человеческий.
— Программа «Разговор вдвоем» — это музыкальное воплощение вашей человеческой дружбы?
— Да, именно так.
— Антон, расскажите, пожалуйста, о вашем инструменте, без которого «разговора» бы тоже, на верное, не получилось.
— Бас-гитара израильской фирмы. Три года назад этот инструмент сделали специально для меня, учли мои пожелания, такие как, скажем, длина грифа, определенный баланс инструмента и так далее. Получился очень эргономичный инструмент, который именно мне подходит. Гитара прекрасно разыгрывается, с каждым годом все лучше и лучше. К счастью, нашлось хорошее дерево, оно звучит, играет и радует: гриф — клен, а body (туловище) из канадского тополя, он мягкий, поэтому и звук такой пушистый, с резинкой и с хорошим мягким низом, что дает фундамент хороший.
— Антон, Вы принимали участие в таких не чисто музыкальных проектах: это и рок-опера «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева, и аудиокнига Александра Ф. Скляр. «Франц Кафка. Рассказы» и так далее. Ждете новых творческих проектов такого рода, или сейчас интереснее чисто музыкальные?
— Вопрос неоднозначный. Специально таких проектов не ищу, но когда они меня находят, участвую с интересом. Вообще паритет театра и музыки — это очень ценная вещь, когда музыкальная составляющая не вторична, а на полных правах участника спектакля подтверждает действие. Когда стоит задача не просто играть фоном, а именно составлять картину, показывать образы и характеры, раскрывать их — это интересно.
— Новый альбом пишется?
— Потихоньку, не с такой прытью, как раньше. Слишком много уже написано и сыграно, теперь надо найти особые моменты, где музыка перестает быть просто звучанием, но несет новое внутреннее содержание, что-то должно быть в ней сокрыто, чтобы грело душу. Поэтому создание новых вещей сейчас — это больше поиск формы, жанра, стиля, чтобы это работало не просто как композиция, а именно как художественный образ.
— Вы много играете на фестивалях. На Ваш взгляд, в чем своеобразие казанского форума «Jazz в усадьбе Сандецкого»?
— Таких фестивалей нет нигде в России. Мало того, что он длится два месяца, участвуют в основном отечественные артисты, которые в принципе не могут похвастаться участием в каких-то других российских фестивалях. Именно здесь, благодаря Ольге Скепнер, у них появляется такая возможность. Я уверенно могу сказать, что аналогов нет в России этому фестивалю.
Это уникальная возможность для музыкантов сыграть здесь, в окружении благодатной публики с очень хорошим вкусом. В России вообще хорошая публика, но всегда есть проблема, как связать слушателей с артистами. А вот Ольга Скепнер как раз является тем самым редчайшим связующим звеном, она полностью погружена в этот процесс, сама участвует и показывает все то многообразие, которое есть в сфере джазовой музыки. Я всегда при встрече ее благодарю, потому что знаю, насколько важно то, что она делает.
Этот фестиваль тоже многослойный: нет такого, скажем, что вот даем традиционный джаз и немного его разбавим для перчика, или фьюжн плюс чуть-чуть традиционной музыки. Нет, здесь все гораздо сложнее и интереснее, это арт-фестиваль, куда люди приезжают и с этнической музыкой, и с какими-то вариантами электро, и джазовые музыканты, творящие в русле традиции, и сторонники современных вариантов — кого только нет.
Наряду с очень известными музыкантами в Казани на этой площадке выступают и еще не достигшие такой большой славы, те, кого мы в принципе, возможно, больше нигде и не услышали бы. Но при этом публика всегда точно знает, что здесь никогда не будет каких-то преходящих людей, которые просто в интернете набрали кучу баллов и сейчас покажут кавер-версии. Нет, приезжают люди с авторскими программами, и это очень ценно. Похвастаться таким подходом может только фестиваль «Jazz в усадьбе Сандецкого».
Беседовала Нина Максимова
Фото: Викентий Потапов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: