В последнее время в прессе, на телевидении и деловых кругах широко обсуждаются вопросы, связанные с повышением мировых цен на нефть и соответственно повышением цен на нефтепродукты на российском внутреннем рынке. Задаются вопросы о причинах повышения цен на внутреннем рынке, механизме их сдерживания, в том числе методами эффективной налоговой системы в нефтяной отрасли. От эффективности налоговой системы (в том числе) зависят ценовые и объемные индикаторы рынка нефтепродуктов в России.
В качестве специфических элементов налоговой системы нефтяной отрасли в настоящее время существуют:
- экспортные пошлины на нефть;
- экспортные пошлины на нефтепродукты;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- акцизы на дизтопливо и бензин.
Мы задавались вопросом: оценить воздействие экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых на цены внутреннего рынка,
- на цены мазута;
- на цены дизтоплива;
- на цены бензина;
- на объемы экспорта нефти и нефтепродуктов;
- на долю экспорта нефти от общего объема производства.
Для проведения такого факторного анализа был использован помесячный массив информации за последние 2,5 года — в результате получена корреляционная матрица (табл. 1). Эта матрица позволяет оценить взаимную силу связи между факторами проранжирования в таблице рангами от 0 до 3.
Как показывают расчеты таблицы «Матрица факторов», экспортные пошлины на нефть очень сильно влияют на цены внутреннего рынка нефтепродуктов и практически не влияют на экспорт нефтепродуктов. Существует слабая, но однако противоречивая связь, при которой с ростом экспортной пошлины объем экспорта сырой нефти повышается.
Но экспортные пошлины на нефтепродукты фактически не влияют на цены внутреннего рынка нефтепродуктов (связь незначительная) и не влияют ни на объемы экспорта нефтепродуктов, ни на долю экспорта нефти.Все это свидетельствует о том, что экспортные пошлины перестали иметь регулятивный характер и, в основном, они выполняют чисто фискальные функции.
Повышение экспортных пошлин фактически провоцируют увеличение цен на внутреннем рынке. Нефтяные компании потери в своем бюджете за счет повышения экспортных пошлин частично «перекладывают» на внутренний рынок, повышая на нем цены.
Мы провели анализ коэффициентов эластичности по ряду показателей.Согласно расчетам при увеличении на 10% экспортных пошлин:
- на 4% повышается цена на мазут;
- на 4% — цена на дизтопливо и
- и на 3% — цена на бензин.
Таков вклад в повышение цен на внутреннем рынке экспортных пошлин.
Помимо экспортных пошлин сильное влияние на внутренние цены оказывает рост налога на добычу полезных ископаемых. В соответствии с данными корреляционной матрицы (таблица) он значимо влияет на рост цен на мазут и сильно значимо на дизтопливо и бензин. Существует малозначимая, но прямая связь между ростом НДПИ и объемом экспорта сырой нефти. При росте НДПИ объемы экспорта нефти увеличиваются. Фактически НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) провоцирует рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Существует сильная связь между мировой ценой нефти и НДПИ. При 10% росте цены нефти, НДПИ увеличивается на 13%.
Рост НДПИ на 10% провоцирует рост цен на внутреннем рынке:
- мазут на 10%;
- дизтопливо на 8−9%;
- бензин на 7−8%.
Такой большой рост НДПИ привел к парадоксальной ситуации, при которой НДПИ полностью сравнялся с себестоимостью продукции. Если принять затраты нефтяных компаний за 100%, то 50% в них будет составлять налог на добычу полезных ископаемых.
Такой высокий налог и его зависимость от мировой цены «душит» малые нефтяные компании, в том числе не работающие на экспорт. Более того, становится экономически непонятым, почему затраты нефтяных компаний, не работающие на экспорт, на 50% зависят от цены нефти на мировом рынке.
Мы проанализировали связь между ростом налога на добычу полезных ископаемых и ростом цен в отраслях промышленности и на транспорте.
Как показывают расчеты, проведенные на интервале 2,5 года, существует сильная статистическая связь роста НДПИ и ростом цен в отраслях экономики. Расчетные коэффициенты корре
ляции достигают значений 0,8 и выше. Фактически наша налоговая система сильно зависит от мировых цен на нефть. Так, на 10% роста цены нефти на 7% возрастают цены в такой общесистемной отрасли, как электроэнергетика; на 8% — в цветной металлургии; на 4% — в транспорте и машиностроении. Все это свидетельствует о том, что в сегодняшних условиях сильная привязка налогов к мировой цене на нефть, фактически провоцирует инфляционную составляющую в стране. Он фактически выполняет нерегулирующую, а дезрегулирующую функцию.
В этой связи и экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых должны быть подвергнуты реконструкции.
И такая работа сейчас активно проводится.
Что касается экспортных пошлин на нефтепродукты, то в этой области принято два координальных решения:
— дифференциация так называемой экспортной корзины нефтепродуктов с разделением ее на мазут и светлые нефтепродукты;
— установление долговременного понятного и предсказуемого механизма расчета пошлин, вместо не очень ясного для нефтяных компаний принятия решений по экспортным пошлинам на специальной комиссии.
В этой связи, в настоящее время приняв вариант, обсуждается шкала на нефтепродукты, в которой экспортная пошлина на нефтепродукты во-первых, становится дифференцируемой и вычисляется по специальным формулам; и, во-вторых, ставка пошлины на «темные» нефтепродукты практически вдвое ниже, чем на светлые нефтепродукты.
На наш взгляд, это правильное и закономерное решение. Дело в том, что существующие в стране нефтеперерабатывающие заводы имеют низкую глубину переработки. Выход «темных» нефтепродуктов составляет от 30 до 45%. Это означает, что, насыщая рынок бензином и дизтопливом, у нас происходит излишняя выработка мазута. Невостребованность мазута сокращает рынок светлых нефтепродуктов. Поэтому в целях насыщения рынка светлыми нефтепродуктами совершенно справедливо решение об уменьшении пошлин на мазут и другие «темные» нефтепродукты по сравнению со светлыми нефтепродуктами. Что касается реконструкции налога на добычу полезных ископаемых, то она в настоящее время проводится в двух направлениях:
— необходимо «отвязать» налог от мировой цены не нефть, поскольку, как я уже говорил, это провоцирует негативные явления;
— необходима дифференциация налога в зависимости от ценности разрабатываемого месторождения нефти.
Конечно, реконструкция НДПИ не может происходить изолировано. Она должна проводиться комплексно и совместно с другими элементами налоговой системы,
- не уменьшать налоговые поступления;
- не провоцировать повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;
- обеспечивать необходимые объемы экспорта нефти нефтепродуктов;
- не снижать капитализацию нефтяных компаний;
- и, наконец, она должна быть очень проста в администрировании.
В этих направлениях сейчас и ведется активная работа совместно с Минфином России.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: