— По-вашему, что явилось главными и знаменательными событиями прошлого года как для всей отрасли, так и для «Химграда»?
— В целом, 2013 год для «Химграда» был продуктивным. Мы получили плоды той деятельности, которая проводилась годом ранее: завершен первый этап по расширению инфраструктуры площадки и строительству новых помещений. Этот проект был запущен еще в 2011 году совместно с Газпромбанком, на сегодняшний день он успешно реализован. Благодаря проделанной работе мы привлекли новых резидентов на площадку, создали большое количество рабочих мест; как следствие, мы получили дополнительные инвестиции от резидентов, размещенных на новых площадях. Общий объём выпуска продукции резидентов в 2013 году составил более 14,5 млрд рублей, на сегодняшний день на площадке работает более 6700 работников, и количество компаний-резидентов у нас достигло 230. Динамика роста за 2013 год составила 25−30%.
2013 год можно однозначно назвать успешным для развития отрасли в целом.
Все инвестиционные площадки — индустриальные парки, особые экономические зоны, технопарки Татарстана — достаточно успешно развивались.
Появились новые резиденты, запустились новые предприятия, в том числе, международные. А это и увеличение рабочих мест, и получение дополнительных инвестиций, налоговых отчислений в бюджеты всех уровней — те деньги, которые, в принципе, ускоряют развитие отрасли и делают нашу жизнь комфортнее.
Что касается федерального уровня, то год прошел в ожидании принятия решения по внесению изменений в законодательство, которые бы регулировали деятельность индустриальных и промышленных парков. На сегодняшний день под эгидой нескольких структур созданы рабочие группы, которые занимаются подготовкой и выступают с инициативами о внесении изменений в федеральное законодательство. Это касается вопросов регулирования деятельности, утверждения стандартов индустриальных парков. Законодательством будут предусмотрены определенные субсидии, льготы как для управляющих компаний, так и для резидентов. Надеемся, что в 2014 году эта работа будет завершена.
— Подобная деятельность является следствием того, что практически любое предприятие может быть индустриальным парком?
— Я бы не сказал так однозначно. Предприятие может захотеть назвать свою выделенную площадку индустриальным парком или иначе, но она должна обладать рядом свойств, чтобы соответствовать этому названию. Если мы говорим о том стандарте, который мы разработали совместно с Ассоциацией индустриальных парков (активным членом которой «Химград» является достаточно давно), то это наличие управляющей компании, обособленной территории, комплекса имущества, инженерных коммуникаций, и так далее. При наличии всех этих характеристик мы считаем, что площадку можно назвать индустриальным парком. Ещё одним обязательным условием является получение сертификата, что задает некий качественный уровень.
Сейчас достаточно много представителей бизнеса, которые пытаются называть себя индустриальным парком.
Однако формально их деятельность сводится к тому, что они сдают в аренду земельные участки или помещения, не занимаются обслуживанием и созданием условий для резидентов и инвесторов. Возможно, в этом кроется одна из проблем, почему индустриальные парки не развиваются теми темпами, которые хотели бы видеть не только управляющие компании, но и различные госорганы.
— Здесь, наверное, важной частью становится частно-государственное партнерство?
— В данном вопросе «Химграду» в частности и любому индустриальному парку Татарстана в целом повезло. Мы выгодно отличаемся от тех условий, в которых работают индустриальные парки в большинстве субъектов федерации. В нашем регионе присутствует абсолютное взаимопонимание и поддержка республиканского руководства, представителей министерств и муниципальных органов власти. Здесь созданы уникальные условия для развития в любой сфере инвестиционной деятельности. Эти условия создаются для предприятий малого и среднего бизнеса, и многие компании реально этим пользуются.
— Не могу не вспомнить о некоторых фактах вашей биографии. Вы занимали должность первого замруководителя исполкома Зеленодольского района. Что интереснее — коммерческая или государственная структура?
— На самом деле, чиновником я был всего два с половиной года. Опыт работы в администрации позволил мне расширить кругозор. Работая на этой должности, я курировал вопросы экономического развития района. Можно отметить, что, несмотря на близость к Казани, есть большие различия по уровню жизни в районах. Одна из задач, которая нам ставилась — это создание благоприятных условий для привлечения малого и среднего бизнеса, заполнение свободных земельных участков, вовлечение в хозяйственный оборот промышленных площадок. Мы тоже искали инвесторов, которые вложились бы в Зеленодольский район, и, надо сказать, это неплохо у нас получалось. Была начата работа по реализации двух больших проектов — технополис «Новая тура» и строительство распределительного центра «Тандер». И эта деятельность во многом схожа с работой в «Химграде». Проблемы резидентов и инвесторов зачастую одинаковы независимо от того, кто их привлекает и где они располагаются.
— В мае этого года пройдет финал конкурса FIABCI. В нем нет денежных призов. Чем является для вас этот конкурс?
— На сегодняшний день мы приняли решение не участвовать в международном этапе этого конкурса. В основе этого решения ряд причин, основная из которых заключается в том, что формат конкурса и организационные условия не соответствуют целям «Химграда». Для нас важнее национальный этап, потому что мы рассчитываем на малый и средний бизнес. Если же говорить о международном конкурсе, то там в большей степени участвуют проекты, привлекающие крупный бизнес. Поэтому достаточно существенные затраты, необходимые для участия в финальном этапе конкурса, не оправданы.
— Получается, что таких гигантов, как «Данафлекс» и BASF, в «Химграде» ждать не стоит?
— «Данафлекс» — это предприятие, развитию которого можно по-хорошему позавидовать. Компания, которая всего за четыре года достигла внушительных масштабов и объемов производства, качества работы, такого вложения на рынке. Наш новый резидент BASF начал свою деятельность в сентябре 2013 года, и мы надеемся, что он будет развивать свою деятельность на нашей площадке. В 2014 году у нас запланирован уже второй этап плана по расширению инфраструктуры, подразумевающий строительство новых модульных зданий. Общий объем помещений производственного назначения составит порядка 60−70 тыс. кв. м.
— Каков идеальный портрет резидента «Химграда»?
— Идеал — это всегда абстрактное и достаточно временное понятие. Идеальный портрет любого партнера по бизнесу определяется его выполнением взятых на себя обязательств в рамках общих договоренностей. У нас нет портрета идеального резидента, например, по критерию его отраслевой направленности или объемов производства. Скорее, портрет нашего резидента определяется спецификой Технополиса и теми задачами, которые ставит наш главный акционер — Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. За последние годы можно отметить положительные изменения в облике наших резидентов: компании стали использовать современные технологии производства, занимаются новыми разработками, повышают общую культуру производства и ведения бизнеса. Не последнюю роль в этом процессе играет соседство с ведущими российскими и мировыми компаниями, производства которых также размещены на нашей площадке. Резиденты обмениваются опытом, перенимая лучшие практики друг друга.
— Чего не хватает самому «Химграду»?
— Боюсь, что список получится внушительным (улыбается): хочется и новых резидентов, и новых инвесторов, и больше государственной поддержки, и дешевые кредиты, и много чего еще. Но если говорить серьезно, то ответ кроется в нашей собственной работе.
Чтобы чего-то достигать, нужно много работать.
Развитие определяется тем, какие вопросы ты на сегодняшний день решаешь. Мы решаем задачи, которые перед нами стоят.
— Что бы хотелось добавить о частно-государственном партнерстве?
— На эту тему сейчас очень много говорят и пишут. Развитие ЧГП носит комплексный характер. Форм взаимодействия государства и частного бизнеса великое множество.
Основная роль государства не только в выделении ресурсов, но и в создании благоприятных условий ведения бизнеса для инвесторов.
Что касается нас, то в большей степени мы нуждаемся в инфраструктурной поддержке; там, где без помощи федеральных, республиканских, муниципальных
властей не обойтись.
— Хватает ли технологических мощностей предприятию?
— «Химград» обеспечен технологическими и энергетическими мощностями с запасом развития площадки на несколько лет вперед. Тем не менее, работа по их увеличению ведется постоянно. Так как мы планируем деятельность Технополиса, связанную с расширением инфраструктуры, появлением новых резидентов и открытием новых производств на несколько лет вперед, соответственно, мы предпринимаем меры для обеспечения этого развития.
Беседовал Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: