Новости
13 Октября 2011, 11:11

Александр Сизов о катастрофе Як-42: «С грунта взлетели, и я понял, что сейчас мы разобьемся»

Единственный выживший при крушении Як-42 под Ярославлем, инженер по эксплуатации лайнера Александр Сизов рассказал, что происходило в последние трагические минуты перед катастрофой самолета. По его словам, о наличии проблем стало ясно уже при разбеге самолета. Бортинженер Сизов впервые пообщался с журналистами.

«Пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем, А.Сизовнемного времени прошло, и я понял, что по грунту идем. С грунта взлетели, и я понял, что самолет заваливается и сейчас мы разобьемся», — рассказал инженер в интервью «Первому каналу».

Сизов в момент катастрофы находился не в кабине пилотов, а в салоне, на последнем ряду справа. Он говорит, что не был пристегнут. «В момент удара все полетело, и меня чем-то сильно ударило, потому что правая сторона вся поломана. В воде я уже, честно говоря, ничего не видел, ничего вокруг практически не замечал — ни пожара, ни самолета — ничего», — вспоминает Сизов.

Первые мгновения после крушения он помнит плохо. Как раненный Александр пытался вытащить из огня своего коллегу, рассказали полицейские. В тот момент он и получил сильнейшие ожоги.

По словам Сизова, и члены экипажа, и пассажиры хорошо знали друг друга. И даже второй пилот, которого считали новичком, в команде проработал полгода. «Экипаж только на этом самолете летал, и я только на этом самолете работал все последние годы», — рассказывает Александр. Он вспоминает, что в коллективе были хорошие добрые отношения, сообщает РБК.

А.Сизов Даже спустя месяц Александр с трудом рассказывает об этой трагедии. Он многое помнит, поэтому так тяжело говорить. В НИИ Склифосовского его перевезли сразу же после крушения самолета. Здесь его лечили и здесь же его в буквальном смысле вернули к жизни. С единственным выжившим до сих пор работают психологи. Еще немного, и его отпустят домой. Правда, передвигается он пока только на костылях. Но главное, что самое сложное и опасное уже позади.

О многочисленных операциях, ожогах и травмах напоминают повязки на голове и руках. Но самая тяжелая рана, говорит Александр, на сердце. «Спасло чудо какое-то, а пережить это тяжелое время помогла любовь жены и семья», — говорит Александр.

Александру Сизову — 52 года. Всю свою жизнь он посвятил авиации. Только он не бортинженер, как говорили многие, а инженер по эксплуатации. То есть занимается обслуживанием лайнера на земле, но не имеет отношения к управлению самолетом в воздухе. Именно поэтому Сизов сидел не в кабине пилотов, а в салоне, со всеми пассажирами — на последнем ряду справа, сообщается на сайте Первого канала.

«Профессию я не буду менять…»

Причины авиакатастрофы устанавливают эксперты Межгосударственного авиационного комитета. В понедельник на аэродроме в Жуковском начались летные эксперименты. Задача опытных испытателей на Як-42 повторить все действия экипажа рухнувшего самолета: один пилот будет разгонять лайнер, другой тормозить. В самый последний момент оба испытателя должны остановить самолет и не дать ему оторваться от земли. Именно торможение в момент взлета — одна из основных версий причины авиакатастрофы в Ярославле.

Уже установлено: самолет приступил к разгону с начала взлетно-посадочной полосы, это три километра, затем еще 400 метров проехал по грунту. После взлета он задел мачту радиомаяка. Это случилось уже после того как Як-42 начал заваливаться на бок и падать, и не было причиной крушения, как считали некоторые. По словам Александра Сизова, нажат тормоз при разгоне или нет — он так и не понял.

Всё это Александр Сизов уже рассказал следователям и специалистам МАК. Их первыми пустили в палату после того, как А.Сизовврачи убедились, что жизнь пациента вне опасности. Сотрудники НИИ Склифософского сотворили своё медицинское чудо. Его привезли с травмой головы, переломами, ожогами, в состояние сильнейшего шока.

«Самое сложное — вывести его из шока, снять у него интоксикацию. Позже мы сделали пластику кожи глубоких ожогов. Кожа с первого раза прижилась, слава Богу», — рассказывает директор Научно-исследовательского института скорой помощи им. Н.В.Склифосовского Анзор Хубутия. Он отметил, что Александр Сизов — сильный человек, которому морально было тяжело все время, и поначалу он неохотно общался с людьми, но сейчас потихонечку восстанавливается.

Александр Сизов уже готов к выписке и с нетерпением ждет этого дня. И даже знает, что будет делать, когда полностью поправиться. «Профессию я не буду менять, потому что очень много отдал ей. Возможно, только летать не буду», — говорит Александр Сизов.

Напомним, трагедия произошла 7 сентября 2011 года в 16:02 мск. Самолет Як-42, на борту которого находился основной состав хоккейного клуба «Локомотив», разбился при вылете из ярославского аэропорта Туношна. По предварительной информации, на взлете лайнер не смог набрать безопасную высоту, врезался в антенну маяка, располагавшегося за взлетно-посадочной полосой, и упал вблизи аэропорта.

На борту самолета находились 45 человек, из которых выжить удалось только инженеру по эксплуатации лайнера Александру Сизову и хоккеисту Александру Галимову. Последний позднее скончался в больнице, несмотря на все усилия врачей.

Новости
26 Июля 2025, 11:19

Экспорт химикатов из РТ вырос на 10,6% В первом полугодии 2025 года

Наибольший рост поставок зафиксирован в портах Дальнего Востока — 1 млн тонн, что на 32,4% превышает показатели прошлого года.

По данным пресс-службы РЖД, Татарстан отправил на экспорт 589 тыс. тонн химикатов, что на 10,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот результат вывел Татарстан в лидеры среди российских регионов по объемам экспортных поставок химической продукции.

Всего за шесть месяцев через железные дороги страны было перевезено 4,9 млн тонн химических товаров, из которых 2,2 млн тонн транспортировали в контейнерах. Основными экспортными позициями стали метанол, сера и синтетический каучук. 2,6 млн тонн химикатов отгрузили через морские порты. Наибольший рост поставок зафиксирован в портах Дальнего Востока — 1 млн тонн, что на 32,4% превышает показатели прошлого года.

Ранее TatCenter писал, что за последние пять лет экспорт сельскохозяйственной продукции Татарстана достиг 2 млрд долларов. Продукция республики поставлялась в 56 стран мира.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: