Новости
14 Апреля 2012, 10:26

14 апреля мир отмечает 100-летнюю годовщину гибели «Титаника»

В Британии отчеканили коллекционную, достоинством в пять фунтов стерлингов, с напылением 24-х каратного золота, монету. На одной стороне монеты красуется моложавый профиль английской монархини, на другой — гордо рассекающий волны Корабль Ее Величества «Титаник», и даты как на надгробном памятнике — 1912 — 2012.

титаник На самом же деле корабль погиб в возрасте новорожденного младенца, повидав этот белый свет всего четыре апрельских дня. Но эти четыре дня потрясли мир. Сенсацией стало появление в английском порту Саутхэмптон грандиозного, 269-метрового, не имевшего аналогов океанского лайнера, который три года строили по последнему слову корабельной инженерии на верфи североирландского Белфаста. Выживший при крушении корабля второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер позже вспоминал: «Мне потребовалось 14 дней, прежде чем я смог с достаточной степенью уверенности находить дорогу от одной части корабля к другой». Отход" Титаника" 10 апреля 1912 года в его первый рейс от причала 43/44 стал причиной первополосных заголовков в ведущих мировых изданиях. Корабль поражал воображение.

«Мы обедали вчера вечером в ресторане „Ритц“… Столы смеялись розовыми розами и белыми маргаритками. Дамы в восхитительных сверкающих шелках и мужчины, безупречные в своей ухоженности, струнный оркестр, исполнявший Пуччини и Чайковского… Еда была превосходна: икра, омары, виноград, выращенный в оранжереях, свежие персики… Ночь была холодной и ясной, а море — стеклянным…» Этот последний обед на «Титанике», поданный пассажирам первого класса за считанные часы до жуткого кошмара, обессмертила впоследствии в своих воспоминаниях выжившая пассажирка Уолтер Дуглас. Этот обед, с соблюдением всех мельчайших деталей чудом уцелевшего и намедни проданного с аукциона корабельного меню, ежегодно, в день катастрофы судна, воспроизводят в качестве поминального застолья члены Исторического общества «Титаника». Это представительная международная организация вот уже более полувека заботится о сохранении всего, что связано с легендарным лайнером.

В крупнейшей морской катастрофе ХХ века погибли 832 пассажира и 685 членов экипажа, что составило 68\% от плывших на «Титанике». Между тем, по подсчетам экспертов, могли бы спастись не 32\% отправившихся в несчастный круиз, а 53,4\% — если учесть число мест в спасательных шлюпках корабля. Погибли 80\% мужчин, находившихся на «Титанике» и 25\% женщин. Из пассажиров 1-го класса удалось спастись 61\%, из «стандартного» класса — 42-м, из 3-го класса — 24-м. Из океана смогли поднять тела 333 погибших. «Звук, который исходил от тонущих людей — это то, что я не могу описать вам, и то, что никто другой не сможет. Этот ужаснейший звук — и потом наступавшая вслед за ним страшная тишина», — так описала происходившее вокруг шедшего на дно «Титаника» спасшаяся пассажирка Ева Харт.

Ад разверзся после того, как 14 апреля, за 20 минут до полуночи в 375 милях к юго-востоку от канадского Галифакса «Титаник» напоролся на айсберг. В самом ли деле это был айсберг? Два расследования причин гибели гигантского лайнера, остановившихся именно на этом заключении, не убедили многих исследователей трагедии, продолжавших искать более «достоверную» причину. Наиболее популярная версия крушения — значительное превышение скорости, с которой шел корабль. Почему же он шел на таких скоростях? Инженер Роберт Эссенхай из университета Огайо является автором теории, что в кочегарках «Титаника» начал тлеть уголь — и дабы предотвратить возгорание, в топки поспешили забрасывать дополнительные порции этого тлеющего угля, что, якобы, и прибавило рыси кораблю. Еще одна версия — подозрения относительно махинации со страховкой «Титаника», составлявшей колоссальные на ту пору 1 млн. фунтов стерлингов.

Судовладельцы могли специально подставить корабль под удар для получения страховки за его повреждение, не рассчитывав при этом, что корабль затонет. Ряд экспертов утверждают, что «Титаник» столкнулся вовсе не с айсбергом, а с паковым льдом. Наконец, самая экзотическая версия называет причиной трагедии, находившуюся на борту египетскую мумию, которую, якобы, выкупил у Британского Музея пассажир «Титаника» журналист Уильям Томас Стэд. Эта мумия, как гласит молва, имела эпитет «приносящая несчастье». Полагают, что Стэд пронес ее на борт контрабандой и рассказал о своем «багаже» другим пассажирам в ночь перед крушением.

Возможно, тайна — если она существует — была бы раскрыта, поднимись «Титаник» с океанского дна. Но «покойный» корабль продолжает ржаветь на глубине в 3 тысячи 750 метров, разбросав свои обломки на двух с лишним квадратных километрах. Поднять «Титаник» со дна так и не решились. Многие родственники погибших категорически воспротивились этой идее, не желая, чтобы упокоившиеся в гробнице корабля мертвые восстали из своих могил. По сей день так и не ясно, были ли на «Титанике» русские. По разным данным, на корабле плыли от 10 до 27 пассажиров из России, хотя как таковые русские фамилии в списке отсутствуют. Полагают, что в составе экипажа служил кассиром Михал Яковский (в некоторых источниках это имя пишется как Ядовский), которого считают сыном русского генерала. Но ни один солидный источник «титаниковедов» ничего определенного на сей счет не содержит.

Сегодня не осталось в живых уже никого из тех, кто пережил крушение «Титаника». В 2001-ом, в возрасте 92-х лет во французском Монпелье скончался профессор философии Мишель Навратил, которому в момент катастрофы было всего три года. Он спасся вместе со своим двухлетних братом, но, так как отец, тайно увозивший сыновей в Америку от своей бывшей жены, внес их в список пассажиров под вымышленными именами, то братьев, покуда их не разыскала мать, долгое время именовали «сиротами Титаника». В 1997-ом в Британии в возрасте ста лет — будучи всего лишь на один год младше киношной Роз — умерла еще одна пассажирка «Титаника «, Эдит Хейсман. И точно также как Роз, Эдит не пережила второй встречи с «Титаником». Она умерла вскоре после того, как приняла участие в рекламном круизе к месту гибели корабля. Ни разу за восемь десятков лет Эдит не осмеливалась навестить «могилу «отца, погибшего при крушении «Титаника». Это путешествие стало, по словам дочери миссис Хейсман, сильнейшим эмоциональным шоком для столетней дамы.

Но сегодня потомки тех, кто плыл на «Титанике», повторяют путь великого корабля на океанском суперлайнере «Балморал». Ушедшему 10 апреля с того же самого причала, «Балморалу» предстоит довести до конца прерванный маршрут «Титаника» и 20 апреля высадить 1 тысячу 309 пассажиров своего рейса в порту Нью-Йорка. Ажиотаж в связи с мемориальным круизом был таков, что практически все билеты стоимостью до нескольких десятков тысяч фунтов стерлингов раскупили в 28 странах мира уже несколько месяцев назад. 14 апреля «Балморал» подойдет к месту катастрофы и на его борту точно в то же время, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, пройдет мемориальная церемония.

Пройдут поминальные службы, выставки и концерты и в самой Британии. В североирландском Белфасте, где строился легендарный корабль, в эти дни проходит «Фестиваль Титаника». А Лондон отметит 100-летнюю годовщину трагического события концертом «Гибель Титаника». Музыканты исполнят одноименное сочинение в память о том, что струнный ансамбль «Титаника» героически продолжал исполнять англиканский гимн «Осень», когда корабль уже уходил под воду.

«Титаник» не пришел в порт назначения. Он ушел в вечность…

«Российская газета»

За пределами Иннополиса: инвестиции в Верхнеуслонский район

Когда говорят о Верхнеуслонском районе, первое, что приходит на ум, — это динамично развивающийся Иннополис. Но какие еще проекты реализуются в этом регионе? Об этом в АИР РТ поговорили Талия Минуллина и глава района Евгений Варакин.

«Район не одним только Иннополисом сыт»

ВТП района в 2024 году составил 27,5 млрд рублей, причем 51% приходится на информатизацию и связь. Сельское хозяйство составило 9%, а промышленность — 7% от общего объема. Глава района открыто признает: «51% ВТП — это Иннополис, мы это понимаем».

Район лидирует по зарплатам в Татарстане. Средняя зарплата здесь составляет 187 254 рубля, что более чем вдвое превышает республиканский показатель в 78 142 рубля.

«Сразу оговорюсь, когда эту сумму озвучиваю. Мы все понимаем, что эта зарплата формируется за счет Иннополиса. Да, в Татарстане мы занимаем первое место, но это зарплата Иннополиса», — глава Верхнеуслонского района Евгений Варакин.

Фото: АИР РТ

В 2024 году в Иннополисе запланировано три крупных инвестпроекта: технопарк Б1 для IT-стартапов и робототехники, вторая очередь дата-центра и третий этап жилого комплекса «Зион». Однако это не значит, что вся экономика района завязана на одном проекте. Помимо этого, в районе появляются и другие значимые инициативы.

«Район не одним Иннополисом только сыт. Точки роста там есть очень интересные», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Новые проекты

Помимо Иннополиса, здесь успешно работают новые предприятия, создающие рабочие места и вносящие вклад в местный бюджет. Например, ООО ПК «ЗОЦМ» с объемом производства 99,4 млн рублей обеспечивает работой 26 человек, предлагая среднюю зарплату в 146 тыс. рублей — это один из примеров высокотехнологичного производства в районе.

Малый и средний бизнес также вносит свой вклад в экономику территории. Например, ИП «Ромашка У.В.» с годовым оборотом 69,5 млн рублей, и ООО «Молочная мастерская», специализирующаяся на производстве качественной молочной продукции, выпускает товаров на 1,08 млн рублей. Хотя уровень зарплат на этих предприятиях пока скромнее, чем в IT-секторе (25 тыс. рублей), их развитие помогает диверсифицировать экономику района.

Санаторно-курортный комплекс «Аква Вита» — проект, ориентированный на бальнеологическое лечение и международный туризм. Комплекс строится на берегу Покровского озера. Здесь еще в 1940 году обнаружили минеральные источники, аналогичные грузинской «Боржоми» и бромистые воды для лечения нервных расстройств. Минуллина назвала проект отличной точкой притяжения. Природные красоты и близость к Казани сыграют свое дело.

Проект открыт для сотрудничества. Инвестиции в проект составят 39 млрд рублей, а число новых рабочих мест достигнет 1,5 тыс., что особенно важно для привлечения местных жителей, так как район сталкивается с ежедневной миграцией.

Фото: скриншот трансляции АИР РТ

Каждый день 5 тыс человек из населения в 17 тыс едут работать в Казань

Уровень безработицы упал на 43%, до 0,18%. Однако глава района сразу отметил, что не стоит переоценивать этот результат. Главная проблема территории — постоянная трудовая миграция. Парадокс в том, что выгодное расположение — близость к столице и федеральным трассам М-7 и М-12 — сыграло двойную роль. С одной стороны, это плюс для логистики, с другой — причина массового оттока рабочей силы. Около 5 тыс. человек из 17,6 тыс. населения ездят на работу в Казань, ведь до города всего 4 км по воде.

Глава района с иронией отмечает: «Если убрать детей и пенсионеров, останутся я, мои замы и айтишники — они не любят уезжать». Однако глава АИР РТ увидела в этой ситуации и потенциал.

«Ага, значит, там у нас есть рабочая сила, которую мы можем использовать для наших новых проектов», — сказала Талия Минуллина, показывая, как превратить недостаток в преимущество.

По ее словам, многие жители готовы остаться, если им предложат достойные условия. Чтобы переломить тенденцию, в районе планируют создать три промпарка: «М-7», «Верхний Услон» и «М-12. Верхнеуслонский» — почти на 3,5 тыс. рабочих мест.

«Когда к нам приходят инвесторы, первый мой вопрос им: где брать кадры? — рассказывает глава района. — Они говорят: поверьте, ваши ребята с большой радостью останутся. Давайте честно, ездить за зарплатой в 80−90 тыс. ежедневно в Казань — мы все понимаем, что 25−30 тыс. у них тратится на дорогу: бензин, штрафы, питание. Поэтому, если мы им предоставим хорошую зарплату, очень большое количество людей не захочет ездить в Казань», — глава.

Промпарки против миграции

Индустриальный парк «М-7» расположен всего в 800 м от трассы «Волга». Это промышленная зона площадью 148,5 га, предназначенная для различных производств: от металлообработки и машиностроения до переработки полимеров и дерева. Проект реализуется без государственных субсидий. Резиденты покупают землю или арендуют подготовленные площади.

«Это дешевле, чем строить в чистом поле», — пояснил директор парка «М-7» Валерий Бригаднов.

Включение района в состав казанской агломерации открывает новые перспективы. Согласно планам, к 2050 году население Верхнеуслонского района может вырасти до 63 тыс. человек. Это потребует не только новых рабочих мест, но и развития жилья, социальной инфраструктуры. Постепенно в районе создают все условия, чтобы люди не уезжали.

Анастасия Сорокина

Варакин Евгений Анатольевич

Глава Верхнеуслонского района РТ

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: