Как Татарстан стал лидером рейтинга инновационного развития субъектов РФ

Высшая школа экономики проанализировала сильные и слабые места в инновационном развитии региона.

Татарстан занял первое место в опубликованном 29 июня Высшей школой экономики рейтинге инновационного развития субъектов РФ, опередив Москву и Санкт-Петербург.

Исследователи проанализировали тенденции инновационного развития регионов страны и проранжировали субъекты РФ на основе комплекса показателей, характеризующих социально-экономические условия инновационной деятельности, ее результативность, научно-технический потенциал и качество инновационной политики региональных органов власти.

Соответственно, сводный рейтинг — Российский региональный инновационный индекс (РРИИ) — сформирован из нескольких субиндексов:

  • ИСЭУ — индекс социально-экономических условий инновационной деятельности;
  • ИНТП — индекс научно-технического потенциала;
  • ИИД — индекс инновационной деятельности;
  • ИКИП — индекс качества инновационной политики.

Значение индекса социально-экономических условий деятельности (ИСИЭУ) в Республике Татарстан на 18% выше среднероссийского показателя (ИСЭУ в регионе — 0.525, РФ — 0.4449).

Татарстан имеет весьма высокие (превышающие среднероссийские) значения по шести из восьми показателей рейтинга. И только по уровню занятости в наукоемких отраслях сферы услуг и доступности Интернета в домашних хозяйствах республика не достигает средних оценок по стране.

Республика является примером региона с высокоразвитой политикой поддержки инноваций. В рейтинге по ИКИП Татарстан по праву занимает первое место среди всех субъектов РФ. Крайне активно развивается и непосредственно сама инновационная деятельность. Интенсивно изучаются и внедряются технологические инновации, увеличивается число организаций, вовлекающихся в инновационную деятельность. (ИИД=0.575, 2 место).

Начиная с 2012 года Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) на регулярной основе представляет рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации.

В четвертом выпуске аналитического доклада представлены расчеты по 2013 и 2014 годам. Оригинальная система показателей построена на результатах многолетних исследований ИСИЭЗ. Использованы сведения официальной статистики, библиометрическая и патентная информация, отчеты Федерального казначейства, открытые данные с порталов органов госвласти.

Для более детального анализа таких факторов, как социально-экономические условия инновационной деятельности, ее результативность, научно-технический потенциал и качество инновационной политики региональных органов власти добавлены рейтинговые оценки по 13 тематическим рубрикам и 37 показателям.

Например, субиндекс «научно-технический потенциал» включает три рубрики: финансирование науки, ее кадры, результативность исследовательской деятельности. Последняя из них, к примеру, детализируется еще до четырех показателей (число научных статей, патентных заявок, передовых производственных технологий и отношение объема поступлений от экспорта технологий к ВРП). По каждому блоку выстроен свой субрейтинг и показана динамика его изменения с 2013 года. В таком виде рейтинг позволяет оценить сильные и слабые стороны инновационной системы каждого региона России, а также усилия, прилагаемые региональными властями для выполнения поручений президента и премьера РФ по ускорению инновационного развития отдельных субъектов Федерации.

Объектами рейтингования стали все регионы РФ, кроме Крыма и Севастополя, данные по которым за 2014 год были неполными.

Инновационное развитие субъектов РФ остается неравномерным, отмечают в ИСИЭЗ. По значению РРИИ регион, замыкающий рейтинг, отстает от региона на верхней строчке более чем в 3,5 раза. Усилить различия в дальнейшем, отметили в ИСИЭЗ, может сокращение поддержки инноваций на местах, которая сегодня активно проводится федеральным центром (через целевые программы, финансирование научных организаций и т. п.).

Рейтинг дает возможность лицам, принимающим решения на федеральном уровне, точнее «локализовать» инструменты поддержки инноваций, а каждому региону — оценить свои сильные и слабые стороны в этой сфере, проследить динамику изменения позиций за последние годы.

Источник: НИУ ВШЭ

Полная версия доклада

Новости
03 Мая 2024, 18:40

В бюджет РТ поступило ₽304,15 млн неналоговых доходов По состоянию на 30 апреля 2024 года

Бюджетное задание выполнено на 3%.

Неналоговые доходы от использования и продажи госимущества и земельных участков, поступившие в бюджет РТ, достигли 304,15 млн рублей по состоянию на 30 апреля 2024 года. Выполнение бюджетного плана для республиканского бюджета Татарстана составило 3%. В рамках отдельных статей в бюджет региона поступило:

от аренды имущества – 104,98 млн рублей;

от аренды земли – 44,59 млн рублей;

от сервитута – 16,1 млн рублей;

от реализации имущества – 80,18 млн рублей;

от продажи земельных участков – 0,35 млн рублей;

от доверительного управления – 57,45 млн рублей;

часть чистой прибыли государственных унитарных предприятий – 0,5 млн рублей.

Ранее TatCenter писал, что по состоянию на 1 марта 2024 года в общий бюджет Татарстана поступило 69,2 млрд рублей от налоговых и неналоговых источников.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: