Борис Кузнецов, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством», д.т.н., профессор ИНЭКА:
— Резких отличий между деятельностью Шаймиева и Минниханова я не вижу. Могу только сказать, что в целом сам по себе год был неудачным для Татарстана, прежде всего по климатическим условиям. В экономике республики произошел спад, в связи с чем трудиться приходилось больше, чем в предыдущие годы.
Мне нравится активность Минниханова, он играет по всему полю: сельское хозяйство, промышленность, культура. Он пытается активизировать жизнь Татарстана. Надеюсь, что следующий год будет проще и он проявит себя.
Думаю, что новый президент понимает, что экономику нужно попытаться перевести на инновационные рельсы. Знаю, что за опытом он ездил в Томск, но пока больших достижений в этом плане нет. Никаких сильных изменений в законодательстве также не проводится, правовое поле не изменилось, но активность у Минниханова действительно высокая.
Наиль Мухарямов, директор института экономики и социальных технологий (КГЭУ), доктор политических наук:
— Минниханов для Татарстана человек не новый, и ему не нужно было время, чтобы включиться в работу. Объект для него был очень хорошо знаком и адаптации не потребовалось. Анализировать период его президентства, безусловно, еще очень рано, но, очевидно, что год в связи с экстремально жарким летом, был тяжелым. Засуха отразилась на сельском хозяйстве, что вызвало негативную динамику на потребительском рынке. А что может сделать президент республики на макроэкономическом уровне? Он итак прикладывал усилия, чтобы смягчить последствия это ситуации.
По сравнению с работой Шаймиева, у Минниханова изменилась стилистика управления. Стиль стал более прагматичным и динамичным. В силу своего возраста Минниханов много успевает, перемещается, одновременно решает несколько вопросов. Он очень подвижен. Минниханов — эффективный менеджер, много времени уделяет экономике, работает над наращиванием инвестиционных проектов. Думаю, что его выбор правильный. Еще одно отличие — в сфере деятельности президента. Минниханов демонстративно сторонится вопросов идеологии и политики, не участвует в партийных политических мероприятиях. Он погружен в менеджерские задачи и достаточно редко высказывается по политическим вопросам. Шаймиев позиционировал себя как политик мирового масштаба, а Минниханов как менеджер регионального уровня. Думаю, что со временем он поймет, что нужно соблюдать баланс. Пока же он отмежовывается от конфликтов федерального центра.
В своей работе он взял за пример модель Сингапура, это характеризует его как человека, который ищет примеры, чтобы с их помощью вдохнуть в жизнь республики нечто новое. Он отказывается развивать тему о национальном компоненте, разработал новую методу взаимоотношений с Москвой, которая исключает политическое и этническое давление. Он хочет построить взаимоотношения на основе прагматики. Думаю, что он хотел бы практиковать более простой вид взаимоотношений с центром. Полтика для него — фоновое явление на котором он решает вопросы нефтехимии и инвестиций.
Он не склонен активно обновлять свою команду, смены элиты не произошло, а значит изменения будут постепенными. Будем надеяться, что и в следующем году у него все получится, поскольку очевидно, что желание работать у него есть.
Мухаммат Сабиров, экс-премьер-министр Республики Татарстан в 1989—1995 гг.:
— Работа президента очень ответственна. Прежде всего за уровень жизни населения. И я, и супруга часто замечаем, что цены на рынке стали для большинства неподъемными. Хочется, чтобы президент приложил как можно больше усилий, чтобы поднять уровень жизни отдельных категорий населения, таких как пенсионеры и студенты.
Считаю, что ему нужно собирать свою команду. Причем на всех уровнях. В нее должны войти деятельные, чистоплотные в экономическом плане и думающие люди. Я уверен, что сейчас такая команда создается.
Необходимо правильно вести работу с премьер-министром, правильно распределить направления деятельности. Еще важнее работать с федеральным центром и соседними республиками, быть с ними в дружбе, оказывать друг другу взаимопомощь. Считаю необходимы
м укрепление связи с Башкирией, Чувашией, Удмуртией, чтобы они со своей продукцией заходили на рынок Татарстана, а наши товары были представлены на их рынке. Минниханов в этом направлении работает. Также надо ужесточать борьбу с коррупцией.
Думаю, что сразу изменить политику Шаймиева непросто, так как люди к ней привыкли, да и времени прошло не много.
Рафаэль Хакимов, советник экс-главы республики по политическим вопросам, директор Института истории Академии наук РТ, эксперт TatCenter.ru по вопросам политики:
— Несмотря на непростую ситуацию, которая выдалась в этом году (засуха, неурожай, выход из финансового кризиса), Татарстан достаточно неплохо идет. Стратегия «Татарстан после нефти» продолжает реализовываться. Радует, что этот курс держится и наращивается, поскольку, как мы видим, зависимость от нефти достаточно опасна.
К плюсам года президентства Минниханова я бы отнес уверенность, с которой он работает на этой должности. А вот насколько выстроена его команда, сказать трудно. У него есть команда, и в ней даже появляются новые люди, но вот ярких личностей среди них я не вижу. Во время Шаймиева было много критичных для республики ситуаций, и в этих условиях иногда появлялись фигуры, заметные на политической арене.
У Минниханова, безусловно, есть политическая составляющая, президент Татарстана не может быть вне политики. Если это произойдет, то могут начаться проблемы, да и для республики это невыгодно.
В следующем году я бы пожелал Миннихнову усилить политическую составляющую, которая приумножит экономику. Также пока я не вижу у Минниханова четкой позиции по вопросам федерализма, как быть с религиозным лидером. Думаю, что эти вопросы достойны внимания. Тем более, что следующий год — год выборов президента России, а Шаймиев всегда к ним очень тщательно готовился.
Читайте также: Год президентства Рустама Минниханова. Мнение экспертов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: