Стелла Писарева: «Казанский университет — самое дорогое, что есть в моей жизни»

Основатель и директор музея истории КГУ Стелла Писарева не представляет себя работающей в другом городе, не мыслит своей жизни без музея, без университета. «Я никогда не оставила бы Казань и Казанский университет», — уверяет она.

Стелла Владимировна Писарева родилась и выросла на Украине — в Харькове, Киеве, других городах. В Казань попала в эвакуацию в 1941 году. Здесь получила аттестат зрелости и в 1942 году стала студенткой историко-филологического факультета Казанского университета. После окончания университета работала в музее Горького, в Государственном (ныне Национальном) музее РТ. За годы работы Стеллой Писаревой созданы десятки постоянных и временных экспозиций, среди которых музей Я. Гашека в Бугульме, музей строителей КАМАЗа в Набережных Челнах, музей Н.И.Лобачевского в Козловке (Чувашия). В конце 70-х она сформировала музей истории Казанского университета и вот уже более 25 лет бессменно руководит им.
Заслуженный работник культуры РТ. Заслуженный работник Казанского университета. Награждена Почетной грамотой Союза музеев России «за большой вклад в развитие музейного дела». В 2005 году Стелла Писарева стала победителем республиканского конкурса «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» в номинации «Женщина — культура и духовность».

Стелла Владимировна, какое первое впечатление на вас произвела Казань, каким вам запомнился город?

В ноябре 1941 года мы с мамой приехали в эвакуацию из Харькова в Раифский лесхоз. А Казань я впервые увидела поздно вечером под новый год. Помню, с вокзала мы шли пешком, и было очень холодно. После Харькова — красивого большого города — заснеженная Казань произвела ужасное, удручающее впечатление. Но потом я привыкла к городу.

Город может быть родиной, домом, средой обитания, может быть другом. Чем для вас является Казань?

Для меня Казань — вторая родина. Пожалуй, даже больше, чем родина. Вся моя жизнь связана с Казанью — здесь я училась, здесь вышла замуж, здесь родился мой сын. Здесь я работаю и живу уже много лет.

А как в вашей жизни появился Казанский университет?

Когда я училась в школе, знала, что в Казани есть университет, что здесь учился Ленин. И у меня не было сомнений куда поступать. Что касается выбора профессии, наверное, на меня повлияла моя харьковская учительница, в которую мы все были влюблены. Она привила интерес и любовь к классической литературе, поэтому я, не раздумывая, выбрала историко-филологический факультет. После окончания университета я была оставлена в аспирантуре, но, честно говоря, очень легкомысленно отнеслась к предстоящим экзаменам, не готовилась, гостила в Москве у друзей. Сказала своему преподавателю профессору А.Н.Вознесенскому, что хочу год поработать, а потом уже вернуться в аспирантуру. И он мне дал записочку директору музея Горького Марии Николаевне Елизаровой. И так случилось, что пришла я в музей на один год, а проработала 18 лет. Я очень благодарна своей судьбе, что она меня свела с этой профессией, с этой работой.

Мария Елизарова стала вашим учителем в профессии музейщика?

У меня в профессии два учителя. Это Мария Николаевна Елизарова и Владимир Михайлович Дьяконов — директор Государственного (ныне Национального) музея. В 1964 году я решила уйти из музея работать на телевидение. Меня пригласили в литературную редакцию. Тогда телевидение только зарождалось, я писала сценарии, выступала в качестве автора, была ведущей многих передач и мне очень понравилась эта работа. Но Дьяконов, узнав, что я ухожу, перетащил меня к себе. И я осталась в Государственном музее, где проработала 14 лет.

А затем меня пригласили в университет. К 175-летию вуза планировалось открыть музей истории КГУ. Поначалу я думала отказаться, потому что мне одной нужно было за год создать музей. Меня убедил доцент исторического факультета КГУ Валентин Семенович Королев, занимавший тогда должность заместителя секретаря парткома по идеологии. Влюбленный в университет, он сумел доказать насколько важной является история этого вуза, и что музей необходимо создавать. Целый год я жила только историей университета. Было собрано огромное количество интереснейшего материала, фактов университетской истории, персональных коллекций наших ученых. К счастью, все удалось, и 30 ноября 1979 года музей открылся. И с тех пор я его директор, пока бессменный.

Я счастлива, что мне пришлось начинать с нуля. Рада, что вернулась в университет, в этот свой зал, где жила целый год во время войны в общежитии. Для меня университет — это самое дорогое, что есть в Казани. Самое дорогое, что есть в моей жизни.

Тогда следующий вопрос — с чего бы вы посоветовали начать знакомство с городом — отпадает. Несомненно, в первую очередь вы познакомите гостей Казани с университетом?

Да, экскурсию по городу я начну с университета. Я всегда повторяю слова Маяковского — «университет — горделивость Казани». Мимо университета никто из гостей нашего города не должен пройти. Так и получается: все приезжающие в Казань считают своим долгом посетить университет.

Кроме университета, есть у вас в Казани любимые места?

Со времен работы в музее мне дорого творчество Максима Горького. Я очень близко общалась с Е.П. и Н.А. Пешковыми, с дочерью Шаляпина Ириной Федоровной. Потому люблю горьковские места Казани. Всегда любила Фуксовский садик. В год празднования 220-летия со дня рождения Карла Фукса я выступила с инициативой отметить эту дату. Написала письмо президенту РТ, мэру города, отметила, что хорошо бы реставрировать садик, возможно, поставить бюст ученому-энциклопедисту. Мне очень приятно, что в садике установлен великолепный памятник Карлу Фуксу. В этом и моя заслуга.

Город — это живой организм, со временем он неизбежно что-то теряет, а что-то приобретает. Какие перемены вызывают радость, какие огорчают? Есть то, что ушло безвозвратно, чего особенно жаль?

Многое и радует, и огорчает. Очень жаль, что уничтожаются интересные старинные двухэтажные здания, те, в которых жила в основном университетская профессура. Очень переживаю, что снесут дома, где жили профессоры Михаил Кандаратский, Николай Загоскин. Все же за счет этих домов Казань имела свой облик, свое лицо. Мне часто приходилось показывать город приезжим, и всегда большой интерес вызывали именно такие казанские дома. Скажем, в Москве подобные здания стараются реставрировать, сохранять, а у нас много разрушено. Но есть и красивые места. Радует, что в Казани появилась новая красивая улица Петербургская. Очень интересным уголком стала деревня «Туган авыл». Много хорошего сделано для города к его тысячелетнему юбилею. Казань стала современным европейским городом.

Евтушенко в поэме «Казанский университет» писал: «провинция, ты тем и хороша, что сохраняешь от распада личность, а если в нас духовная столичность, провинциальность, право, не грешна». Казань, на ваш взгляд, город столичный или провинциальный?

Я не считаю Казань провинцией. Судя по развитию образования, науки, искусства, по насыщенной театральной жизни наш город нельзя назвать провинциальным. Конечно, и столичным он был не всегда. Но жизнь города меняется. Посмотрите, какие у нас концертные залы, сколько в Казани вузов. Разве может быть такое в провинциальном городке? И публика у нас столичная. В Казани есть настоящая интеллигенция. Даже по внешнему облику наших людей нельзя их назвать провинциалами.

Существует для вас понятие «казанский стиль жизни»? Есть что-то отличающее казанцев от жителей других городов?

Не знаю, что отличает жителей нашего города и есть ли что-то такое, характеризующее казанский стиль жизни. Мне трудно судить, как живет обыватель. Я чаще встречаюсь с интеллектуалами, с интересными людьми, которые живут очень насыщенной жизнью. Когда я приезжаю в Москву или в Петербург, мне кажется, что столичные жители меньше интересуются театром, нежели приезжие. Может, это нас и отличает.

Если говорить об образе города, какой ассоциативный ряд возникает у вас при слове Казань? Какого цвета для вас Казань? Какую мелодию рождает в вас город, с каким музыкальным произведением ассоциируется?

Во всяком случае, для меня цвет города светлый. Петербург — он серый и мрачный. Украинские города, к которым я привыкла с детства, живописные. Но Казань, пожалуй, тоже в последнее время становится все более живописной.

Я очень люблю классическую музыку. Мой сын — Владимир Муравьев — занимается авторской бардовской песней, к этой музыке я тоже не равнодушна. Люблю песни Окуджавы, Визбора. Люблю репертуар камерного оркестра «La Primavera», не пропускаю ни одного концерта. По инициативе М.А.Теплова они начинали и выросли у нас, в музее истории КГУ. Люблю Вивальди, люблю Моцарта. Но Казань ассоциируется не только с классикой, с татарской национальной музыкой — тоже. Люблю романсы талантливого композитора Рустема Яхина и лучшую их исполнительницу Муниру Булатову — моего большого друга.

Если одним словом определить главную черту города — Казань, какая она?

Тут двойственное отношение. Иногда идешь по улице, смотришь на казанскую грязь, видишь уже с утра мусор… Трудно говорить о том, какая Казань. Все равно — любимая. А если говорить о городе в мое любимое время года — осенью, то Казань золотая, лучезарная.

Город — это, прежде всего, люди. Кого из жителей города вы могли бы выделить, назвать незаурядной личностью, человеком, оказавшим влияние на развитие города, моральным авторитетом? Кто для вас лично в наши дни является моральным авторитетом?

Сейчас мне об этом трудно сказать. Вот когда я пришла в университет, у меня были моральные авторитеты, люди, перед которыми я преклонялась. Это Михаил Тихонович Нужин, Борис Лукич Лаптев, Семен Александрович Альтшулер, Борис Александрович Арбузов, Александр Петрович Широков. Сейчас таких людей, к сожалению, становится все меньше. Многое мы утратили за это время. Я даже не могу назвать, кто из современников так близок мне по духу. В масштабе страны близкий любимый человек — это Дмитрий Сергеевич Лихачев, его, к сожалению, тоже уже нет. Я очень уважаю директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, директора музея имени Пушкина Ирину Антонову. Для меня эти люди являются образцами.

Мне в жизни очень повезло на общение. В музее Горького нашими частыми гостями были представители творческой интеллигенции, известные писатели, поэты, художники, драматические актеры, музыканты — Гумер Баширов, Кави Наджми, Хасан Туфан, Абдурахман Абсалямов, Виктор Куделькин, Лотфулла Фаттахов, Харис Якупов, Александр Ключарев, Рустем Яхин, Николай Якушенко, Николай Провоторов, Лидия Шмидт и многие другие. Тесно общались с известными советскими писателями, с горьковедом Б.А.Бяликом. В результате этих встреч на моей книжной полке появились десятки книг с автографами К. Федина, Л. Соболева, М. Лисянского, Н. Доризо, М. Луконина, Е. Евтушенко, Е. Долматовского и многих других. Когда я перешла в государственный музей, там в моем круге общения были общественные деятели, участники революции, гражданской, Великой Отечественной войн. Большую роль в моей музейной судьбе сыграл Е.Г.Бушканец. А здесь, в музее истории КГУ, я общаюсь с крупными учеными, академиками, которые часто бывают в нашем музее, проявляя интерес к университетской истории. Я счастлива, что могу назвать своими друзьями И.А.Тарчевского, А.И.Коновалова, Ю.Г.Коноплева, Е.П.Бусыгина, Ф.Л. Ратнер, Р.Ю.Абязова. Горжусь вниманием и поддержкой ректора университета Мякзюма Халимулловича Салахова.

Должна сказать, я прожила очень долгую жизнь. Мне даже страшно называть эту цифру, но на днях мне исполнился 81 год. Я прожила очень интересную жизнь, не могу сказать, что очень счастливую, все было: и радости, и горести… Самое главное, что было — радость, удовольствие от общения с очень интересными людьми. Прав был Экзюпери, говоря, что самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения. В этом отношении мне очень повезло.

Новости
07 Мая 2024, 17:28

На подготовку техники к полевым работам в РТ требуется ₽5,8 млрд

Из них 3,1 млрд предназначены для весенне-полевых работ, а 2,7 млрд — для уборочных.

Для подготовки техники к полевым работам хозяйствам Татарстана потребуется 5,8 млрд рублей, из которых 3,1 млрд предназначены для весенне-полевых работ, а 2,7 млрд — для уборочных. Об этом сообщил глава минсельхоза РТ Марат Зяббаров.

Зяббаров отметил, что технические возможности машинно-тракторного парка позволяют засевать более 100 тыс. га ежедневно или засеять зерновой клин за 16 дней. Во время посевной планируется использовать 11 тыс. тракторов, 6 тыс. почвообрабатывающих агрегатов, 5 тыс. сеялок и 863 посевных комплекса. В этом году предприятия закупили 767 единиц сельхозтехники и оборудования на сумму 2,9 млрд рублей.

Напомним, в Татарстане на производство растениеводческой продукции в этом году потребуется около 79 млрд рублей.

Зяббаров Марат Азатович

Заместитель премьер-министра РТ - министр сельского хозяйства и продовольствия РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: