Новости
25 Марта 2016, 15:00

«Все хотят, чтобы приезжала хорошая машина, быстро и недорого»

Из более чем 20 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность в Татарстане добровольно возвращены почти 9 тыс. О том, как меняется рынок, и почему бизнес становится все менее привлекательным — репортаж TatCenter.ru с прошедшего в Казани круглого стола, посвященного проблемам таксомоторных перевозок.

С момента вступления в силу нового закона о такси в 2011 году в Татарстане было выдано 20,8 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность. Из них 8,6 тыс. возвращены добровольно, по инициативе самих владельцев, которые предпочли уйти из бизнеса, обрастающего проблемами и конкурентами.

На сегодняшний день структура республиканского рынка такси больше ориентирована на индивидуальных предпринимателей, нежели крупные компании.

«За последнее время более 3 тыс. инициаторов заявлений о выдаче разрешений на таксомоторную деятельность — индивидуальные предприниматели. Из этих трех тысяч заявителей, всего 200 — являются юрлицами. Остальные — ИП», — рассказывает начальник управления транспорта минтранса РТ Алексей Сидоров.

Ключевая тенденция, с которой таксисты вошли в 2016 год, — консолидация рынка. Характерна тенденция как для России в целом, так и для Татарстана в частности. «Но особенность процесса консолидации заключается в том, что консолидируются не компании, как таковые, а отдельные звенья цепочки создания стоимости», — считает директор по региональному развитию UBER в России Михаил Фишер.

По словам Фишера, еще 10 лет назад рынок в России был устроен совершенно иным образом. К примеру, существовало порядка четырех звеньев цепочки создания стоимости. «Во-первых, нужно было сделать так, чтобы о компании узнали — маркетинг, реклама. Во-вторых, обработка заказов через создание диспетчерского отдела. В-третьих, надо было раскидать заказы по машинам и управлять процессом. И, наконец, на последнем этапе нужна была поддержка в случае, если у клиента возникает какая-то проблема».

Сегодня процесс работы службы такси кардинально изменился. «Появились агрегаторы, которые консолидируют отдельные звенья цепочки создания стоимости. Это позволяет таксомоторной компании экономить. К примеру, можно избавиться от отдела маркетинга, диспетчеризации, поддержки… Это ключевое изменение, на мой взгляд», — говорит Фишер.

С тем, что рынок такси меняется, согласен и руководитель службы развития регионов Яндекс. Такси Алексей Федотов. «Сервисы, которые сегодня развиваются, делают услугу для конечного потребителя доступней», — говорит Федотов.

По его словам, работа агрегаторов и рост конкуренции повышают качество услуги. «Мы все хотим, чтобы к нам приезжала хорошая машина с персональным водителем. Последним важно, чтобы они зарабатывали, а не выживали. Мы считаем, что не конкурируем с партнерами, потому что Яндекс. Такси — приложение. Помимо того, что мы предоставляем профессиональное ПО, чтобы упростить работу с парком, мы еще развиваем партнерские парки, так как предоставляем доступные заказы», — говорит Федотов, по словам которого, сегодня рынок развивается преимущественно благодаря тому, что ИТ-решения оптимизируют издержки компаний.


По статистике, сегодня средняя дальность поездки в Казани составляет 9 км. Стоимость одного километра варьируется от 6 до 15−16 рублей. Стоимость не регулируется государством, тарифы устанавливают сами участники рынка, и зависят тарифы от направления деятельности компании — так или иначе может меняться стоимость за простой, вызов, пробки и проч. Снижение тарифов, бесспорно, выгодно для потребителей, однако сами компании о демпинге говорят, скорее, как о проблеме, заставляющей водителей не зарабатывать, а выживать.

Несовершенства участники рынка видят и в законодательной базе. Закон есть, однако он не решает вопросы и не регулирует деятельность диспетчерских служб.

«Если вернуться к статистике по Татарстану, то вот те 8,6 тыс. добровольно сданных разрешений от ИП это что? Предприниматели попросту отказались от разрешений, потому что можно прийти в диспетчерскую службу, зарегистрироваться и получать заказы. Следовательно, идет возврат к серому рынку, потому что контроля за водителем нет», — говорит директор группа компаний «Прогресс», корпоративное такси Александр Алексеев.

При этом участники рынка подчеркивают: содержать собственный парк машин на сегодняшний день компаниям крайне невыгодно. Помимо поддержания парка, это и административное взаимодействие с водителями. Так что найти на рынке компанию с парком уже практически невозможно — работают исключительно диспетчерские службы.

Вопрос: что делать остался сегодня без ответа. Изменения, происходящие на рынке, крутятся вокруг безопасности перевозок, тарифообразования, законодательной базы, работы сервисов и агрегаторов… Главную задачу для развития рынка таксомоторных перевозок его участники видят в том, чтобы «все были довольны» — и клиенты, и компании, и водители. Однако единого мнения, как «добраться» до цели, таксисты в ходе сегодняшней встречи озвучить так и не смогли.

Юлия Амочаева, Мария Андреева

Что нового в мае 2024  10:17

Новости
27 Апреля 2024, 15:46

Единственный действующий полигон в Казани переполнится в следующем месяце

Ежедневно в городе образуется 1,6 тыс. тонн отходов.

В Казани единственный действующий полигон на улице Химической переполнится уже в следующем месяце, сообщил замглавы исполкома Искандер Гиниятуллин.

Ежедневно в городе образуется 1,6 тыс. тонн отходов, а годовой объем составляет 510 тыс. тонн. Еще 200 тонн мусора привозят из соседних регионов. Первая карта полигона «Восточный» уже полностью заполнена, и с 2021 года туда отходы не принимают. Сейчас идет строительство второй очереди, но до его завершения придется использовать улицу Химическую для складирования мусора.

Гиниятуллин Искандер Анварович

Заместитель руководителя исполкома г. Казани по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: