Накануне в Москве завершился предпринимательский форум, организованный общероссийской общественной организацией «Опора России».
Два дня малый бизнес искал ответы на поднимаемые из года в год перед банкирами, чиновниками и самими собой вопросы, ключевые из которых глава «Опоры» Александр Калинин задал президенту РФ Владимиру Путину.
Однако в начале выступления акцент Калинин сделал на вопросительном знаке в названии форума: «Малый бизнес — национальная идея?»
«У малого и среднего бизнеса достаточно много проблем. С одной стороны, принимаются правильные решения, например создание государственной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Регионам предоставлено право вводить налоговые каникулы, снижать налоговые ставки, введён мораторий на плановые проверки малого бизнеса…
Но, с другой стороны, клубок многолетних проблем в таких сферах, как контроль и надзор, декриминализация предпринимательской деятельности, доступ к финансовым ресурсам, инженерная инфраструктура, никак не может размотаться. Занятость в малом бизнесе стабилизировалась и не растёт уже несколько лет. В 2015 году инвестиции малого бизнеса сократились вместе со всей экономикой", — констатировал Калинин.
«Можем оценить, как госбанки работают с МСБ»
Далее Калинин обозначил одну из ключевых проблем — доступ к заемному финансированию.
«Кредиты для малого и среднего бизнеса достаточно дорогие, где‑то в среднем 17\% годовых. Получить кредит очень сложно, к сожалению, скоринговые модели банков, которые раньше работали в экономике роста, часто просто отсекают МСБ по той причине, что, согласно модели, если у тебя не растут обороты, значит, ты являешься не тем заёмщиком, которому можно давать деньги. Поэтому и банкам нужно пересмотреть свои бизнес-модели», — заявил он.
По словам главы «Опоры», работа по поиску резервов дешевых денег ведется и с ЦБ РФ. «Мы говорим о нормах резервирования, о затратах банков по проведению транзакций», — пояснил он.
Напомним, ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина анонсировала инициативу, которая, как рассказал Калинин, вступила в силу с 1 января текущего года. Так, нормы резервирования по кредитам, выданным МСБ, уменьшены со 100 до 75\%. «Одна эта мера даст без всяких внешних вливаний банкам возможность использовать свой высвободившийся капитал на дополнительное кредитование малого и среднего бизнеса», — полагает Калинин, подчеркивая, что без подобных мер доступ у предпринимателей к деньгам не появится.
«К сожалению, по итогам 2015 года при росте кредитования в кредитном портфеле всей экономики в 5\% доля портфелей кредитов МСБ снизилась, и существенно, и прежде всего у крупнейших банков, в том числе с контрольным пакетом государства», — констатировал Калинин и попросил президента поручить правительству проработать вопрос об утверждении в банках с госучастием коэффициентов для премирования руководителей банков в зависимости от объема кредитов МСБ в портфеле.
Владимир Путин предложение счел вполне разумным.
«Мы же оцениваем деятельность регионов и выставляем оценки регионалам и региональным командам. И у банков с госучастием тоже можем вполне посмотреть, сколько они и в какие секторы экономики направляют своих ресурсов: только «Роснефти» и «Газпрому» дают или они работают с большим кругом клиентов, в том числе с малым и средним бизнесом.
И в зависимости от этого оценивать их работу, в том числе это касается и премиальных. Через представителей государства в советах директоров, конечно, можно всё это сделать. Не вижу здесь ничего необычного, вполне возможно", — сказал президент.
В отношении других моментов, обозначенных в рамках этой проблемы, Путин, не стал»вдаваться в детали и изображать из себя крупного экономиста или финансиста" и пояснил, что не может быть низких ставок при определённой ситуации на рынках, в экономике — «иначе мы просто с обратной стороны подберёмся к экономике, огреем её палкой так, что она уже не встанет».
Президент успокоил предпринимателей тем, что «и правительство, и Банк России постоянно думают над тем, как в отдельных отраслях экономики создать наиболее благоприятные условия для такого фундаментального вида деятельности, как кредитование».
«Проверка — как подарок»
Далее Александр Калинин предложил реформировать концепцию контроля и надзора за МСБ.
«Главный принцип должен быть: контролёр как консультант, а проверка — как подарок», — предложил президент «Опоры».
Сегодня, напомним, по незначительным правонарушениям есть два варианта у органов контроля и надзора: выписать штраф либо сделать предупреждение.
«Поскольку все опасаются, что его потом обвинят в коррупции, все выписывают штрафы. Штрафы выросли за последние годы в разы. Если раньше средний штраф был 40 тысяч, сейчас — 100 тысяч и выше, ввели их кратность.
Поэтому, может быть, вспомнить хорошие традиции советского времени, когда контроль тоже был, и был достаточно жёсткий, но контролёр приходил как консультант. Он выписывал предписание, давал время на устранение — два месяца, и если только это не было выполнено, тогда принимались уже меры другого порядка, в частности штраф", — предложил Калинин, не забыв поблагодарить президента за трехлетний мораторий по плановым проверкам.
О представителях надзорных органов и их деятельности Владимир Путин высказался следующим образом:
«Конечно, планы, наверное, какие‑то существуют, сколько они должны «наколотить» этих штрафов, но не в этом смысл, смысл не фискальный в данном случае. Смысл в том, чтобы создать нормальные условия экономической деятельности. И конечно, оградить потребителя от злоупотреблений неправильно работающих предпринимательских структур…
Согласен: нужно наладить именно такой стиль работы, даже не просто стиль — должны быть такие нормы", — сказал он, пообещав, что поговорит с коллегами о возвращении практики советских проверок — сначала предупреждение, а потом штраф.
Льготы «для совсем маленьких офисов»
Завершил «прошение» Александр Калинин темой налогового стимулирования.
Во-первых, он попросил для бизнеса возможность работать в специальных налоговых режимах с выручкой в 120 млн рублей.
Во-вторых, в свете взимания налога по кадастровой стоимости предложил «для совсем маленьких офисов» предусмотреть возможность вычета в 500 кв. м площади. «Чтобы именно с 500 квадратных метров этот налог не платить», — пояснил Калинин.
В-третьих, Калинин попросил специальный налоговый режим для самозанятых граждан.
«Достаточно большое количество населения нашей страны — а речь идёт о миллионах людей, которые сейчас никак не оформлены, не платят никаких налогов, не платят отчислений в Пенсионный фонд. Идея была в том, чтобы дать им очень простой и удобный режим: зарегистрировался как самозанятый — тут же тебе автоматически в налоговой инспекции открывают регистрацию. А когда твой патент, который ты купил на несколько месяцев, закончил своё существование, ты решил дальше не работать, — он закрылся, сама налоговая закрыла, никуда ходить не надо», — пояснил Калинин, обратив внимание президента на то, что вопрос «забуксовал» в правительстве.
Владимир Путин, выслушав предложения, отреагировал на каждое.
По налогу на имущество по кадастровой стоимости президент парировал, что льготы — прерогатива регионов. «Можно подумать, конечно, о какой‑то усреднённой норме, это, наверное, не так просто будет придумать, но подумать на этот счёт нужно и можно в качестве методической рекомендации на первом этапе такие решения предложить», — сказал президент.
«Абсолютно» согласился с «опоровцами» Путин в вопросе патента, а по поводу налогового стимулирования традиционно обещал «подумать».
«Мы действительно увеличили сумму оборота с 60 до 120 миллионов рублей. Можно ли учитывать при переходе на упрощёнку какой‑то предел по выручке? Этот вопрос, насколько я понимаю, рассматривался в правительстве, и решение принято не было по нескольким соображениям.
Во‑первых, есть опасность дробления, и, может быть, в этом случае удастся сократить только количество этих дроблений. Второе, что самое главное, — могут понести ущерб региональные бюджеты, потому что могут возникнуть выпадающие доходы", — резюмировал президент, заверив, что тема остается открытой.
Фото: kremlin.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: