Новости
08 Декабря 2015, 14:33

«Сбербанк и „АК БАРС“ Банк способны запустить исламский банкинг и показать результат»

Малазийско-российский консорциум исследователей передал правительству Татарстана итоговый вариант технико-экономического обоснования по созданию исламского банка или исламского банковского окна в республике. Сегодня документ обсуждается в Москве с участием Сбербанка и «АК БАРС» Банка, которые могут стать операторами проекта. В эксклюзивном интервью TatCenter.ru президент IBFD Fund Линар Якупов рассказал о том, что еще предстоит сделать, чтобы работающее исламское финансовое окно появилось в Татарстане уже в 2016 году.

— Каковы главные выводы проведенного исследования?

— Самое главное, к чему мы пришли, это анализ полностью законодательной, налоговой баз, экономической системы Татарстана. Важный момент в том, что мы, наконец, поняли, не просто спекулятивно, а, исходя из серьезной работы по опросу населения — и верующих, и неверующих, и мусульман, и немусульман, что, как бы ни говорили скептики, население, все же, относится к этой тематике хорошо.

Потребители ждут продукты исламского банкинга. Эта информация дала нам возможность полагать, что целый ряд исламских финансовых инструментариев сегодня уже смогут быть запущены.

Конечно, внедрение исламского продукта нельзя осуществить поверхностно. Определенная работа должна быть проделана и на уровне Центробанка, и на уровне правительства.

Основной упор мы делали на то, что нужно сделать Татарстан пилотным регионом для этого проекта, и нам важно было понять, что в рамках этого можно было бы сделать. Наверное, самые важные рекомендации, которые последовали после проведения ТЭО — начинать с исламских банковских окон. Это самый главный результат. Потому что это дает свою траекторию развития. Мы говорим о том, чтобы создавать исламские банковские окна в рамках существующих традиционных банков.

Линар Якупов

— Какие банки могут присоединиться к реализации проекта?

— Наверное, на первом этапе не может быть много игроков, которые эти инструментарии предлагают. Нужно время, за которое даже Центробанк научился бы эту сферу регулировать.

Мы видим, что Сбербанк и «АК БАРС» Банк — это два финансовых института, которые способны запустить инструментарии исламского банкинга и показать правильный результат.

Мы не говорим о том, чтобы создавать исламские банки «с нуля». ТЭО, которое было сделано, подразумевает некоторые поправки к существующим законам. Потому что нужно ввести термины, объяснить, как эти понятия должны применяться к финансовым инструментам. Поправки нужны в законодательство о банковской деятельности, налоговое и гражданско-правовое.

В течение года было подписано соглашение между Татарстаном и Сбербанком о внедрении на территории республики пилотных исламских финансовых продуктов.


Герман Греф и Рустам Минниханов

Наше ТЭО как раз служит основанием для того, чтобы запускать эти процессы в аппликативном режиме. Сегодня (8 декабря, ред.) в Москве у нас состоится круглый стол, работа, в основном, предстоит с банками, участниками рабочих групп — всех тех, кто в последнее время активно лоббировали это направление. Порядка 50 человек. Это будет своего рода «мозговой штурм». Мы хотим понять, как результаты этого ТЭО использовать на примере работы, уже сделанной Сбербанком за последний год.

Мы очень любим наш «АК БАРС» Банк, но, если говорить в целом о влиянии на развитие исламских банковских продуктов в России, мы должны понимать, что те 20−25 млн мусульман, которые живут в стране, они не сконцентрированы в одном месте. В Татарстане проживает порядка 2 млн, но наши опросы показали, что заинтересованы в этих продуктах не только мусульмане и верующие.

СПРАВКА:
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) для создания в Татарстане исламского окна или исламского банка разработал Малазийско-российский консорциум в составе ведущего университета Малайзии Unirazak, Малазийского института исламского банкинга и финансов (IBFIM) и российского Фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund). Работа над исследованием продолжалась девять месяцев.

Единственный банк, у которого есть доступ на всей территории России, это, конечно же, Сбербанк. Но мы предлагаем сначала отработать проект на территории Татарстана. Важно, что у нас сам президент РТ Рустам Минниханов лично эту идею поднимает, правительство, банки активно в этом участвовали, сложилась практика финансовых организаций, лизинговых компаний. И Татарстан — очень плодородная почва, чтобы опробовать этот механизм.

ТЭО делалос
ь, конечно же, учитывая все законодательство России, но и учитывая экономическую ситуацию в Татарстане. И результат, который мы получили после работы с самыми разными слоями населения, нас обнадежил.

Результаты исследования:
Согласно маркетинговому исследованию, 23% татарстанцев считают, что обслуживание в исламском банке осуществляется на более справедливых условиях. Более 60% респондентов ответили, что им интересна идея появления в Татарстане исламского банка. Более 36% уверены, что за просрочку платежей, их не ждут какие-то дополнительные санкции.
Около 43% респондентов готовы открыть счет в исламском банке. 50% опрошенных хотели бы видеть исламский банк больше социальным, нежели коммерческим.
Что касается возможной причины, из-за которой исламский банк до сих пор не появился в Татарстане, то более 10% опрошенных ответили, что ею является неготовность юридической системы, около 8% считают, что не была готова финансовая система в целом.

Результаты исследования обнадежили и правительство республики, потому что-то, о чем только говорилось на словах несколько лет назад, сегодня уже можно реализовать. И это благодаря тому, что в Татарстане, как пилотном регионе, разработан такой пакет документов.

Есть пошаговый анализ законодательной базы, где что нужно корректировать, где можно и оставить, где термины сочетаются. Проработаны конкретные шаги по внедрению. И какие институты будут вовлечены в этот процесс, и какие для этого нужны будут человеческие ресурсы.

Сегодня мы можем считать, что впервые на территории России была создана проработанная основа, над которой в течение девяти месяцев работала команда из Малайзии, России, целый ряд организаций, и просто специалистов отрасли, участников рабочих групп, которым мы очень благодарны.

Понятно, что эту работы не нужно воспринимать как финальный вариант документов, но это уже серьезная платформа, на базе которой сейчас уже можно будет работать и анализировать непосредственно с самой банковской индустрией, с финансовой сферой в целом.

— В какие сроки в Татарстане может появиться первое исламское окно?

— Если получится Татарстану получить статус пилотного региона, тогда дела пойдут намного быстрее. И этот документ (ТЭО — ред.) для получения статуса может сыграть определенную роль. Мы не говорим о теории, мы говорим, реально вот это и вот это можно сделать. Я полагаю, что при необходимых инициативах, поддержке … в течение 2016 года эти продукты уже можно запускать.

Издание ТЭО

Мы четко всем даем понять, что исламские финансы — не про зеленый цвет, не про бороду, не про платок. Это экономические подходы, которые прописаны в нашей религии. Прежде всего, это экономический инструментарий. И, понимая это, мы благодарны нашим коллегам из Сбербанка, которые не побоялись своего рода предубеждений и медийного фона.

К сожалению, слово «ислам» не всегда используется по назначению. Но мы, в данным случае, надеемся, что в рамках самого Сбербанка, Внешэкономбанка, в которых сегодня есть определенные департаменты, работают определенные люди, рабочие группы, дело не будет откладываться в «долгий ящик». Не хотелось бы, чтобы результаты сейчас просто лежали.

Время идет, и через год, полгода некоторые моменты могут быть не совсем актуальны.

— Что необходимо, чтобы Татарстан получил статус пилотного региона уже в ближайшее время?

— Важно помнить, что это все наши инициативы, инициативы президента республики. Как ни крути, Татарстан в этом вопросе будет самым активным игроком. У нас не частные какие-то проекты, а системный подход. Это инициатива самого региона. В рамках передачи документа правительству (состоялось накануне — ред.) Ильдар Халиков очень правильно сказал, и нашим гостям это очень понравилось, о том, что мы получили то, что станет началом более серьезного внедрения.

Мы надеемся, что исламские финансы в России начнут внедряться. И нам бы очень хотелось, чтобы у Татарстана был так
ой статус, и мы смогли бы организовать первый проект. Для этого сейчас уже все основания есть. Если, допустим, полгода назад это было больше про желание, то сейчас можно работать и в рамках этого ТЭО, и в рамках существующих рабочих групп.

Необходимо решение на уровне правительства России и Центробанка, Госдумы РФ. Сегодня все поддерживают проект.

Пилотность дает возможность опробовать механизмы на небольшой территории, не меняя законодательство в целом. Пилот нужен для того, чтобы доказать — все, что мы говорили, писали, обсуждали, действительно дает результат. Многие проекты свою пилотную часть проходили в Татарстане, и только потом внедрялись на уровне страны.

— Кто будет присутствовать на круглом столе в Сбербанке по обсуждению ТЭО из Татарстана?

— От Татарстана — участники рабочей группы, работавшей над ТЭО, есть участники рабочей группы от Сбербанка, рабочей группы при ЦБ. Эти люди будут участвовать. Там и представители регуляторов, правительства, финансового рынка. Все игроки рынка соберутся вместе.

— Что дальше будет с документом, как ТЭО будет воплощаться в жизнь?

— ТЭО создано для большого количества людей. Есть маркетинговая часть для самих банков, которым нужно понимать, будут эти продукты востребованы или нет. Есть часть для банкиров, в которой есть информация о том, какие продукты можно сегодня запускать.

Прописано в целом, какие продукты есть, как они коррелируют с теми банковскими продуктами, которые существуют сегодня. Можно посмотреть законодательную часть, часть для регулятора, есть даже шариатская экспертиза. Есть в ТЭО и роль правительства, и роль образовательных структур.

СПРАВКА:
На данный момент, согласно исследованию, в Татарстане могут быть применены следующие исламские банковские продукты:
  • Сберегательные денежные или металлические счета (например, золото)
  • Текущие денежные или металлические счета
  • Общий счет для инвестиционных операций
  • Счет для инвестиционных операций, ограниченных клиентом
  • Счет для инвестиционных операций без ограничений
  • Финансирование на приобретение активов
  • Финансирование оборотного капитала
  • Партнерское финансирование
  • Частное финансирование
  • Покупка в рассрочку/лизинг
  • Краткосрочный заем (Ар-рахну)
  • Инструменты управления ликвидными средствами

Правительство Татарстана является заказчиком, финансовую поддержку оказало правительство Малайзии. Правительство Татарстана с этим документом сейчас может выходить на ЦБ, на Совет Федерации, на Госдуму, и говорить, что исследование по тому, чтобы мы стали пилотом есть, поэтому просим рассмотреть такой вариант. Это шаги, которые нужно делать.

Но на этом мы бы не хотели останавливаться. Именно поэтому мы проводим круглый стол, чтобы всем было, что сказать.

— Как вы считаете, может ли как-то ухудшение отношений с Турцией и сложности с Египтом сказаться на взаимодействии страны с международными исламскими институтами?

— Нужно понимать, что в Организацию Исламского сотрудничества сейчас входит 57 стран. ВВП этих стран равно ВВП Евросоюза и ВВП Китая. Конечно, если учесть, что, из 57 стран у нас с двумя не совсем порядок, мы не можем игнорировать оставшиеся 55. Рынок большой. Есть полный перечень стран Ближнего Востока, Юго-Восточная Азия, страны СНГ также.

Отношения между странами бывают разными, когда-то они более теплые, когда-то менее.

Беседовала: Карина Каримова

Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

Подтверждение стабильности валютного рынка
Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

Сигнал о нормализации режима капитального контроля
Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

фото: Антон Черныш/TatCenter.ru

Для бизнеса и производств

Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий
Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

Снижение давления на внутренний валютный рынок
Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

Уменьшение давления на «чистые продажи»
Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

Улучшение условий для реинвестирования прибыли
Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

Снижение рисков для «дружественных» партнеров
Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

фото: kzn.ru

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: