Новости
06 Июля 2015, 07:37

Егор Иванов: «Поражает степень лояльности молодежи к власти»

Мэр Иннополиса о том, что его удивило в Татарстане, как на карте России появился новый город и чем он будет притягивать жителей.

Ради работы мэром в новом городе Иннополисе Егор Иванов отказался от проектов в Москве и Лондоне и, как он рассказывает, собрал все свои вещи и переехал насовсем в Татарстан. Задуманный как город для программистов, Иннополис предполагается строить на особом социальном микроклимате, который будет притягивать людей так же, как Кремниевая долина.

Иннополис должен стать таким высокотехнологичным городом, куда с удовольствием будут переезжать люди из мегаполисов — где интересно, комфортно и безопасно.

— Вы стали мэром Иннополиса неожиданно для многих. Вы работали в бизнесе — были гендиректором «Скартела», занимались международными инвестпроектами. Как получилось, что вы так изменили свой карьерный путь?

— Последний год в Yota я постепенно передавал дела новому менеджменту и акционеру. И в этот период, и в течение следующего года, работая в инвестфонде, я постоянно находился в поиске новых смыслов и вызовов, по-настоящему интересных задач. Когда я узнал, что Иннополис ищет мэра, потому что они преобразовались в городское поселение в декабре 2013 г., все сошлось. Я понял, что хочу этим заниматься. Это проект про IT, а это моя специальность по образованию, и я семь лет проработал в отрасли. Это также проект про инфраструктуру, а в Yota я очень много времени уделял инфраструктурному развитию сетей 4G в России и за рубежом. И это новый технологичный стартап, хотя это и город. Ну и наконец, это история про Россию. Как бы пафосно это ни звучало, но для меня это важно. Делая международные проекты в фонде, я всегда подсознательно ловил себя на мысли: а для чего я все это делаю? Ведь, например, Yota начиналась с задорного мальчишечьего отношения, драйв был в том, что мы делаем одну из лучших продуктовых компаний в России, и именно это было очень важным.

СПРАВКА:

Егор Иванов, мэр Иннополиса:

  • Родился в 1980 г. в Москве. Окончил Московский инженерно-физический институт
  • 1999 Работал в IT-индустрии, пройдя путь от программиста до директора международной консалтинговой IT-компании Columbus
  • 2008 Директор по международному развитию компании Yota (ООО «Скартел»). Позже был назначен генеральным директором компании «Скартел», в которой проработал до 2013 г.
  • 2013 Инвестиционный директор фонда Marsfield Capital
  • 2014 В декабре избран мэром Иннополиса

— Что вы почувствовали, когда стали мэром?

— Большую ответственность. В Yota мы очень внимательно относились к клиентам и их проблемам, а здесь это вдвойне. Когда люди заезжают в строящийся город и пропадает электричество, вода, невозможно это воспринимать иначе как личную проблему. Тем более я сам поселился в одном из первых построенных многоквартирных домов, испытывая на себе те же проблемы, что и другие жители.

— И как жилось? Не было желания вернуться в Москву?

— На начальном этапе было сложно, но в то же время очень интересно. Я искренне считаю, что это проект моей жизни. Тем более сейчас, когда город открыт и в рамках первых мероприятий тысячи людей посетили Иннополис. В такие моменты понимаешь, ради чего это все создавалось.

— Как будет расти город?

— Инфраструктура, которая уже построена или находится в финальной стадии строительства, готова принять 5000 человек. Мастер-план Иннополиса рассчитан на 155 000 человек. И наша цель на ближайшие годы — набрать соответствующую динамику, чтобы прийти к этой цифре. На мой взгляд, Иннополис должен развиваться в логике сервисной компании и стать первым подобным городом в России. Город — это сервисная компания, а жители — ее клиенты: именно в этом направлении сейчас пытаются двигаться самые успешные города мира. Мы собираем команду, которая сможет работать с жителями как с клиентами: изучать их потребности, создавать наиболее актуальные для них продукты и услуги. Это касается и инфраструктуры, и развития городской среды, и мероприятий, которые проходят в городе. Принимая те или иные решения, выстраивая оргструктуру, мы будем в первую очередь отталкиваться от клиентского опыта. Все должно быть подчинено интересам и потребностям жителей.

— Какие компании вы хотите видеть в Иннополисе в дальнейшем?

— Вначале мы делаем ставку на IT-компании, в первую очередь из госсектора. За ними должны подтянуться IТ-компании из частного сектора, а затем — компании поменьше и стартапы. Мы не хотим ограничиваться исключительно IT. Иннополис — город про любые высокотехнологичные индустрии.

— Какие льготы по налогам компании могут получить в Иннополисе?

— Нулевая ставка по налогу на прибыль и транспортному налогу в течение пяти лет, нулевая ставка по налогам на имущество и землю в течение 10 лет, ставка в 14\% для единого социального налога.

— В России вы делаете ставку на специалистов из Татарстана в первую очередь?

— Иннополис — это общероссийский проект. И наша задача состоит в том, чтобы сюда переезжали люди из разных регионов и из других стран. Хотя жители Татарстана, безусловно, играют ключевую роль в Иннополисе, потому что для них это во многом личный проект.

— Капсула с посланием жителям в основание первого здания в Иннополисе торжественно закладывалась еще три года назад — до кризиса. Это корректирует развитие Иннополиса?

— Нет, потому что большая часть города была построена до кризиса. Всего за два с половиной года с нуля в чистом поле вырос город. И в этом большая заслуга подхода «взяли и сделали»: без раскачки, без многолетних согласований. Это вообще стиль руководства республикой: появилась идея — за нее взялись и стали четко реализовывать с очень глубоким вовлечением кабинета министров и лично президента.

— Кто делал мастер-план города?

— Мастер-план делала известная сингапурская компания RSP Architects Planners & Engineers, но всю архитектуру и дизайн делали уже молодые талантливые татарстанские ребята. У них за плечами не было огромного опыта, но результат получился просто супер.

— Вы впечатлены, как быстро удалось все сделать?

— Я действительно поражен. Считаю, есть два ключевых фактора такой динамики. Первый — жесткая постановка целей сверху вниз, а не наоборот, как это обычно бывает. Когда цель поставлена сверху, люди начинают искать путь, как ее достигнуть, а не ищут отговорки, почему это сделать невозможно. Еще один важный фактор — погружение в детали. Здесь принятие решений происходит на уровне глубокого понимания ситуации. Так работает и президент, и премьер-министр. Насколько здесь эффективно работает кабмин, действительно поражает, но по-другому и невозможно поднимать такие проекты.

— Что еще вас удивило в Татарстане?

— Меня поражает степень замотивированности молодежи и ее лояльность к власти. Набирая команду с нуля, я встречаюсь с большим количеством молодых ребят и девушек и вижу у них горящие глаза, очень большую мотивацию работать на страну и республику.

— Это общий крен в России — интерес к работе на государство. Но все-таки проект Иннополиса удался, потому что все двери были открыты — глава Республики Татарстан Рустам Минниханов лично патронировал проект?

— Конечно, роль Рустама Нургалиевича в успехе проекта огромна. Он лично и его команда очень активно занимаются вопросами, связанными с развитием Иннополиса. Во многом благодаря такому вниманию и поддержке удалось с нуля построить город меньше чем за три года. Также велика заслуга [министра связи] Николая Александровича Никифирова — он был главным идеологом проекта, а потом уже много сделал для Иннополиса в качестве федерального министра.

— Насколько бурно будет развиваться инфраструктура? Будет ли аэропорт?

— В идеале хотелось бы иметь и вертолетную площадку, и собственный аэропорт, но это не в ближайших планах.

— Строя планы Иннополиса, учитываете ли вы региональные инфраструктурные проекты, например дорогу Москва — Пекин?

— Естественно, мы смотрим на планирующиеся проекты, но закладывать их в развитие будем, когда эти проекты обретут более четкую форму. Проектов много. Например, стратегия развития Татарстана — 2030, разработанная совместно с Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина, предполагает строительство нескольких новых мостов через Волгу. Для нас очень важно, чтобы появилась прямая дорога из аэропорта, по которой можно будет добраться до Иннополиса за 15−20 минут.

— Какова структура управления городом, сколько денег уже вложено в Иннополис?

— Есть город, в нем есть муниципалитет и ряд ключевых на этом этапе развития компаний. В первую очередь это ОАО «Особая экономическая зона» «Иннополис», ОАО «Иннополис-сити» — владелец большей части земли в Иннополисе, ОАО «Иннополис» — компания, которая застраивает и эксплуатирует все объекты студенческого кампуса, и АНО «Университет Иннополис», которая отвечает за функционирование самого университета. Под особую экономическую зону отведено 200 га из общей площади города в 1200 га. Первоначальный объем инвестиций, направленных на создание особой экономической зоны и строительство инженерной, транспортной, коммерческой и социальной инфраструктуры, из средств федерального бюджета составил 15 млрд руб. На строительство университетского кампуса и развитие его инфраструктуры из бюджета Министерства связи и массовых коммуникаций России было выделено 4,7 млрд руб. Также в городе возводится жилье на общую сумму 3 млрд руб. в рамках государственно-частного партнерства. На развитие города привлекаются и внебюджетные средства, ведется финансирование за счет инвесторов, частных девелоперов и спонсоров. Сумма частных поступлений в Университет Иннополиса в 2013—2014 гг., например, составила 840,6 млн руб.

— Как будут оцениваться результаты Иннополиса?

— Мы ставим перед собой задачу, чтобы Иннополис стал одним из драйверов развития индустрии высоких технологий и IТ в России и смог оказать значительное влияние на диверсификацию ВВП страны. Это главная цель — и у нее нет одного ключевого показателя эффективности (KPI): их много и они разные. Это и появление реальных продуктов, которые будут конкурентоспособны на международном рынке, и новые рабочие места, и налоговые доходы города, и его инвестиционная привлекательность.

Олег Сальманов, Екатерина Кравченко/Ведомости

За пределами Иннополиса: инвестиции в Верхнеуслонский район

Когда говорят о Верхнеуслонском районе, первое, что приходит на ум, — это динамично развивающийся Иннополис. Но какие еще проекты реализуются в этом регионе? Об этом в АИР РТ поговорили Талия Минуллина и глава района Евгений Варакин.

«Район не одним только Иннополисом сыт»

ВТП района в 2024 году составил 27,5 млрд рублей, причем 51% приходится на информатизацию и связь. Сельское хозяйство составило 9%, а промышленность — 7% от общего объема. Глава района открыто признает: «51% ВТП — это Иннополис, мы это понимаем».

Район лидирует по зарплатам в Татарстане. Средняя зарплата здесь составляет 187 254 рубля, что более чем вдвое превышает республиканский показатель в 78 142 рубля.

«Сразу оговорюсь, когда эту сумму озвучиваю. Мы все понимаем, что эта зарплата формируется за счет Иннополиса. Да, в Татарстане мы занимаем первое место, но это зарплата Иннополиса», — глава Верхнеуслонского района Евгений Варакин.

Фото: АИР РТ

В 2024 году в Иннополисе запланировано три крупных инвестпроекта: технопарк Б1 для IT-стартапов и робототехники, вторая очередь дата-центра и третий этап жилого комплекса «Зион». Однако это не значит, что вся экономика района завязана на одном проекте. Помимо этого, в районе появляются и другие значимые инициативы.

«Район не одним Иннополисом только сыт. Точки роста там есть очень интересные», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Новые проекты

Помимо Иннополиса, здесь успешно работают новые предприятия, создающие рабочие места и вносящие вклад в местный бюджет. Например, ООО ПК «ЗОЦМ» с объемом производства 99,4 млн рублей обеспечивает работой 26 человек, предлагая среднюю зарплату в 146 тыс. рублей — это один из примеров высокотехнологичного производства в районе.

Малый и средний бизнес также вносит свой вклад в экономику территории. Например, ИП «Ромашка У.В.» с годовым оборотом 69,5 млн рублей, и ООО «Молочная мастерская», специализирующаяся на производстве качественной молочной продукции, выпускает товаров на 1,08 млн рублей. Хотя уровень зарплат на этих предприятиях пока скромнее, чем в IT-секторе (25 тыс. рублей), их развитие помогает диверсифицировать экономику района.

Санаторно-курортный комплекс «Аква Вита» — проект, ориентированный на бальнеологическое лечение и международный туризм. Комплекс строится на берегу Покровского озера. Здесь еще в 1940 году обнаружили минеральные источники, аналогичные грузинской «Боржоми» и бромистые воды для лечения нервных расстройств. Минуллина назвала проект отличной точкой притяжения. Природные красоты и близость к Казани сыграют свое дело.

Проект открыт для сотрудничества. Инвестиции в проект составят 39 млрд рублей, а число новых рабочих мест достигнет 1,5 тыс., что особенно важно для привлечения местных жителей, так как район сталкивается с ежедневной миграцией.

Фото: скриншот трансляции АИР РТ

Каждый день 5 тыс человек из населения в 17 тыс едут работать в Казань

Уровень безработицы упал на 43%, до 0,18%. Однако глава района сразу отметил, что не стоит переоценивать этот результат. Главная проблема территории — постоянная трудовая миграция. Парадокс в том, что выгодное расположение — близость к столице и федеральным трассам М-7 и М-12 — сыграло двойную роль. С одной стороны, это плюс для логистики, с другой — причина массового оттока рабочей силы. Около 5 тыс. человек из 17,6 тыс. населения ездят на работу в Казань, ведь до города всего 4 км по воде.

Глава района с иронией отмечает: «Если убрать детей и пенсионеров, останутся я, мои замы и айтишники — они не любят уезжать». Однако глава АИР РТ увидела в этой ситуации и потенциал.

«Ага, значит, там у нас есть рабочая сила, которую мы можем использовать для наших новых проектов», — сказала Талия Минуллина, показывая, как превратить недостаток в преимущество.

По ее словам, многие жители готовы остаться, если им предложат достойные условия. Чтобы переломить тенденцию, в районе планируют создать три промпарка: «М-7», «Верхний Услон» и «М-12. Верхнеуслонский» — почти на 3,5 тыс. рабочих мест.

«Когда к нам приходят инвесторы, первый мой вопрос им: где брать кадры? — рассказывает глава района. — Они говорят: поверьте, ваши ребята с большой радостью останутся. Давайте честно, ездить за зарплатой в 80−90 тыс. ежедневно в Казань — мы все понимаем, что 25−30 тыс. у них тратится на дорогу: бензин, штрафы, питание. Поэтому, если мы им предоставим хорошую зарплату, очень большое количество людей не захочет ездить в Казань», — глава.

Промпарки против миграции

Индустриальный парк «М-7» расположен всего в 800 м от трассы «Волга». Это промышленная зона площадью 148,5 га, предназначенная для различных производств: от металлообработки и машиностроения до переработки полимеров и дерева. Проект реализуется без государственных субсидий. Резиденты покупают землю или арендуют подготовленные площади.

«Это дешевле, чем строить в чистом поле», — пояснил директор парка «М-7» Валерий Бригаднов.

Включение района в состав казанской агломерации открывает новые перспективы. Согласно планам, к 2050 году население Верхнеуслонского района может вырасти до 63 тыс. человек. Это потребует не только новых рабочих мест, но и развития жилья, социальной инфраструктуры. Постепенно в районе создают все условия, чтобы люди не уезжали.

Анастасия Сорокина

Варакин Евгений Анатольевич

Глава Верхнеуслонского района РТ

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: