Новости
11 Февраля 2014, 14:57

Куда летит «Ак Барс Аэро»?

19 февраля мировой суд планирует рассмотреть дело гендиректора авиакомпании «Ак Барс Аэро» Петра Трубаева. Ему грозит дисквалификация. Тем временем, результаты деятельности компании за январь говорят о том, что судебные иски — лишь внешние проявления борьбы за выживание двух команд внутри компании. Зачем авиаторы написали письмо Минниханову, и почему компания готовится к миллиардным убыткам?

Авиация в Татарстане испытывает трудные времена. Две авиакомпании — «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» — не могут понять, как они должны взаимодействовать.

О том, что в «Ак Барс Аэро» (АБА) происходит что-то неладное, говорят и месячные задержки заработной платы, которую все-таки выплатили сотрудникам на днях, и недавнее обращение в суд сотрудников АБА, а также ряд других событий.

Так, конфликт между двумя командами — старой, из АБА, и новой, из авиакомпании «Татарстан» (АКТ) — проявился в эмоциональном письме сотрудников на имя президента Татарстана Рустама Минниханова (копия имеется в редакции).

«При переводе воздушных судов, по указанию ОАО «Холдинговая Компания «Ак Барс» (далее по тексту Холдинг), начался перевод сотрудников ОАО «АКТ» в ОАО «АБА». О том, как назначались руководители в ОАО «АКТ», не имеющие авиационного образования, опыта, в том числе лица, ответственные за безопасность полетов, знает не только Республика, знает вся Россия», — говорится в письме.

В письме сотрудников также заявляется:

«Действующим руководителям ОАО „АБА“ была представлена устная штатная расстановка, в которой данных руководителей снимают с занимающих должностей посредством либо понижения в должности и снижения заработной платы, либо увольнения».

По словам руководителя отдела организации перевозок «Ак Барс Аэро» Елены Губаревой, из-за морального давления, которое оказывает на сотрудников коммерческий директор Алексей Точилов, перешедший из АКТ, из службы продаж АБА за две недели ушло порядка 50% персонала. Чартерная группа, по словам Губаревой, покинула «Ак Барс Аэро» в полном составе.

алексей точилов

Алексея Точилова источники в отрасли характеризуют как опытного специалисты. Сотрудники «Ак Барс Аэро» считают иначе

Фото: «Бизнес-Онлайн»

Представитель пресс-службы авиакомпании Лейсан Садыкова подтвердила, что в «Ак Барс Аэро» «существует текучесть кадров — это естественный процесс». Также Садыкова признала, что в связи с высокой загруженностью в компании есть «некоторая напряженность в работе». Для снятия этой «напряженности» с переводящимися сотрудниками АКТ проводятся «Welcome-тренинги».

Разъяснять ситуацию с увольнением сотрудников конкретных служб пресс-служба не стала, заявив, что не имеет права говорить об этом: «Мы несем ответственность за защиту персональных данных».

Еще одним показателем, и более существенным, нежели эмоциональные заявления о внутреннем расколе, является показатель загруженности рейсов — по словам руководителя отдела организации перевозок, в последние месяцы он снизился примерно в полтора раза, с минимальных 70% до 40%. В пресс-службе АБА журналисту портала TatCenter.ru заявили, что «разглашение информации о средней загруженности не представляется возможной».

Фото: aex.ru

Однако подтверждение этим данным нашлось в записке по результатам оперативной деятельности АБА за январь 2014 г. (копия имеется в редакции). Так, коммерческая загрузка самолетов компании в январе составила 41% против плановых 75%. Это, а также снижение цен на билеты, повлияло на финансовый результат компании: «Ак Барс Аэро» в начале года получила убыток в 71,9 млн рублей.

«Получив выручку в размере 43 млн рублей, в январе авиакомпания не только не оплатила текущие прямые расходы, но и увеличила задолженность перед аэропортами, топливозаправочными комплексами и другими контрагентами на 30 млн руб., в результате чего почти ежедневно из-за долгов останавливают рейсы», — говорится в записке.

В записке также прямо заявляется, что «в случае продолжения текущей коммерческой политики, исходя из тенденций января-начала февраля, авиакомпания от регулярных полетов на CRJ-200 получит в 2014 году не 92 млн рублей прибыли (план), а около 1,5−2 млрд убытка».

петр трубаевСамое странное во всем этом переплетении эмоций и фактов — противоречие между иском, поданным к генеральному директору Петру Трубаеву, и текстом письма, в котором сотрудники АБА буквально пытаются «отвести беду» от генерального директора компании, называя его… «узником» сложившейся ситуации:

«Оказание давления… в результате судебных исков от сотрудников, может привести к административной и уголовной ответственности генерального директора ОАО „АБА“ Трубаева П.В., мнение и указания которого игнорируются Холдингом. Трубаев П.В. невольно стал узником „принудительных действий“ Руководства Холдинга».

Нешуточные страсти — и эмоциональные, и финансовые — ставят под вопрос существование региональной авиакомпании. Так, по словам директора по коммерческой работе авиакомпаний «Регион-Авиа» и «Руслайн» (2007−2012 гг.) Алексея Савченкова, «у „АК БАРС АЭРО“ серьезная проблема — большой парк самолетов, которому просто некуда летать, хотя бы покрывая собственные расходы, не говоря уже о прибыли».

Руководитель аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, чьи слова цитирует «РБК-Татарстан», рассказал что у «Ак Барс Аэро», судя по всему, не было на счетах средств для выполнения своих обязательств после того, как ей достался самолетный парк АКТ и ее обязанности по перевозке пассажиров.

Отметим, что за словами и цифрами, за личными амбициями и эмоциями совершенно незаметна ключевая обязанность всех авиаперевозчиков — обеспечивать безопасность пассажиров. Ноябрьская трагедия Boeing-737, похоже, так и не научила управленцев этой простой истине.

Руслан Серазетдинов

За пределами Иннополиса: инвестиции в Верхнеуслонский район

Когда говорят о Верхнеуслонском районе, первое, что приходит на ум, — это динамично развивающийся Иннополис. Но какие еще проекты реализуются в этом регионе? Об этом в АИР РТ поговорили Талия Минуллина и глава района Евгений Варакин.

«Район не одним только Иннополисом сыт»

ВТП района в 2024 году составил 27,5 млрд рублей, причем 51% приходится на информатизацию и связь. Сельское хозяйство составило 9%, а промышленность — 7% от общего объема. Глава района открыто признает: «51% ВТП — это Иннополис, мы это понимаем».

Район лидирует по зарплатам в Татарстане. Средняя зарплата здесь составляет 187 254 рубля, что более чем вдвое превышает республиканский показатель в 78 142 рубля.

«Сразу оговорюсь, когда эту сумму озвучиваю. Мы все понимаем, что эта зарплата формируется за счет Иннополиса. Да, в Татарстане мы занимаем первое место, но это зарплата Иннополиса», — глава Верхнеуслонского района Евгений Варакин.

Фото: АИР РТ

В 2024 году в Иннополисе запланировано три крупных инвестпроекта: технопарк Б1 для IT-стартапов и робототехники, вторая очередь дата-центра и третий этап жилого комплекса «Зион». Однако это не значит, что вся экономика района завязана на одном проекте. Помимо этого, в районе появляются и другие значимые инициативы.

«Район не одним Иннополисом только сыт. Точки роста там есть очень интересные», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Новые проекты

Помимо Иннополиса, здесь успешно работают новые предприятия, создающие рабочие места и вносящие вклад в местный бюджет. Например, ООО ПК «ЗОЦМ» с объемом производства 99,4 млн рублей обеспечивает работой 26 человек, предлагая среднюю зарплату в 146 тыс. рублей — это один из примеров высокотехнологичного производства в районе.

Малый и средний бизнес также вносит свой вклад в экономику территории. Например, ИП «Ромашка У.В.» с годовым оборотом 69,5 млн рублей, и ООО «Молочная мастерская», специализирующаяся на производстве качественной молочной продукции, выпускает товаров на 1,08 млн рублей. Хотя уровень зарплат на этих предприятиях пока скромнее, чем в IT-секторе (25 тыс. рублей), их развитие помогает диверсифицировать экономику района.

Санаторно-курортный комплекс «Аква Вита» — проект, ориентированный на бальнеологическое лечение и международный туризм. Комплекс строится на берегу Покровского озера. Здесь еще в 1940 году обнаружили минеральные источники, аналогичные грузинской «Боржоми» и бромистые воды для лечения нервных расстройств. Минуллина назвала проект отличной точкой притяжения. Природные красоты и близость к Казани сыграют свое дело.

Проект открыт для сотрудничества. Инвестиции в проект составят 39 млрд рублей, а число новых рабочих мест достигнет 1,5 тыс., что особенно важно для привлечения местных жителей, так как район сталкивается с ежедневной миграцией.

Фото: скриншот трансляции АИР РТ

Каждый день 5 тыс человек из населения в 17 тыс едут работать в Казань

Уровень безработицы упал на 43%, до 0,18%. Однако глава района сразу отметил, что не стоит переоценивать этот результат. Главная проблема территории — постоянная трудовая миграция. Парадокс в том, что выгодное расположение — близость к столице и федеральным трассам М-7 и М-12 — сыграло двойную роль. С одной стороны, это плюс для логистики, с другой — причина массового оттока рабочей силы. Около 5 тыс. человек из 17,6 тыс. населения ездят на работу в Казань, ведь до города всего 4 км по воде.

Глава района с иронией отмечает: «Если убрать детей и пенсионеров, останутся я, мои замы и айтишники — они не любят уезжать». Однако глава АИР РТ увидела в этой ситуации и потенциал.

«Ага, значит, там у нас есть рабочая сила, которую мы можем использовать для наших новых проектов», — сказала Талия Минуллина, показывая, как превратить недостаток в преимущество.

По ее словам, многие жители готовы остаться, если им предложат достойные условия. Чтобы переломить тенденцию, в районе планируют создать три промпарка: «М-7», «Верхний Услон» и «М-12. Верхнеуслонский» — почти на 3,5 тыс. рабочих мест.

«Когда к нам приходят инвесторы, первый мой вопрос им: где брать кадры? — рассказывает глава района. — Они говорят: поверьте, ваши ребята с большой радостью останутся. Давайте честно, ездить за зарплатой в 80−90 тыс. ежедневно в Казань — мы все понимаем, что 25−30 тыс. у них тратится на дорогу: бензин, штрафы, питание. Поэтому, если мы им предоставим хорошую зарплату, очень большое количество людей не захочет ездить в Казань», — глава.

Промпарки против миграции

Индустриальный парк «М-7» расположен всего в 800 м от трассы «Волга». Это промышленная зона площадью 148,5 га, предназначенная для различных производств: от металлообработки и машиностроения до переработки полимеров и дерева. Проект реализуется без государственных субсидий. Резиденты покупают землю или арендуют подготовленные площади.

«Это дешевле, чем строить в чистом поле», — пояснил директор парка «М-7» Валерий Бригаднов.

Включение района в состав казанской агломерации открывает новые перспективы. Согласно планам, к 2050 году население Верхнеуслонского района может вырасти до 63 тыс. человек. Это потребует не только новых рабочих мест, но и развития жилья, социальной инфраструктуры. Постепенно в районе создают все условия, чтобы люди не уезжали.

Анастасия Сорокина

Варакин Евгений Анатольевич

Глава Верхнеуслонского района РТ

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: