Новости
28 Января 2014, 15:30

Дубай-Казань-Сан-Франциско

Татарстан запустит водное сообщение с российскими городами и авиационное — с Северной Америкой. Регион планирует развивать транспортную инфраструктуру за счет речных перевозок, международных и внутренних авиарейсов и ВСМ. Сегодня на коллегии минтранса федеральные и республиканские власти еще раз «защитили» проект скоростной магистрали до Москвы.

Проект ВСМ в Татарстане все же будет реализован. Уверенность в этом выразил министр транспорта России Максим Соколов, посетивший сегодня расширенную коллегию республиканского Минтранса. Доклад о готовности проекта перед президентом и правительством может быть представлен уже в первом квартале года, проблема лишь в том, чтобы найти источники для его финансирования, сказал Соколов.

«Перед коллегией я провел заседание рабочей группы по развитию этого проекта, на сегодняшний день мы идем по графику, утвержденному председателем правительства, проведены все необходимые работы, изыскания, подготовлен инвестиционный меморандум, и сегодня этот проект полностью готов для одобрения и дальнейшей его реализации на уровне правительства и президента. Я уверен, что уже в первом квартале доклад по его готовности состоится, а вопрос будет только в поиске достаточных финансовых ресурсов… Этот проект кардинально изменит не только европейскую часть страны, но и всю Россию. Такая мобильность даст колоссальную производительность рабочих сил», — заявил министр транспорта России в Казани.

Его поддержал и президент республики Рустам Минниханов, ранее на Гайдаровском форуме пообещавший, что Татарстан будет бороться за строительство ВСМ.

«Наши мечты — это транспортный коридор „Европа-Китай“… И второй проект — ВСМ — это проект, который преобразит нашу страну. Необходимо, чтобы наши люди перемещались. Нельзя нам останавливаться. В нашем лице мы будем оказывать всестороннюю поддержку этому проекту. Другого пути у нас быть не может, это очень серьезный проект», — сказал Рустам Минниханов.

Из Казани — в Сан-Франциско

В ходе обсуждения региональный коллега Соколова Ленар Сафин озвучил планы по развитию транспорта в республике. Судя по его заявлениям, в ближайшие годы Татарстан продолжит открываться в международном авиасообщении и усилится в межрегиональных перевозках. Он обратился к федеральному министру с просьбой содействовать включению Казани как пункта назначения в таблицу маршрутов крупнейших авиаперевозчиков. Так, по словам Сафина, из Казани будут открыты прямые рейсы в Прагу, Барселону, Хельсинки, Лондон, Ганновер, Дюссельдорф, Франкфурт, Вену, Варшаву, Рим, Милан, Женеву, Тель-Авив, а также транзитный рейс Дубай-Казань-Сан-Франциско. В 2013 году международный аэропорт «Казань» принял 1,8 млн пассажиров, и министр Максим Соколов пожелал уже перейти рубеж в 2 млн пассажиров в год.

Татарстан, получивший согласование от Росавиации на моделирование программы региональных перевозок, после реконструкции казанского аэропорта перед Универсиадой будет ремонтировать и еще один республиканский аэродром — «Бегишево». Общие затраты министр оценил в 1,5 млрд рублей. Площадку, по его словам, будут рассматривать как резервную во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году. На местные перевозки в ПФО из федерального бюджета ежегодно выделяется более 600 млн рублей. При совокупной поддержке из бюджетов субъектов в размере 400 млн рублей получается, что в целом это порядка 1 млрд рублей. Всего же, как рассказал министр Соколов, из федеральной казны на развитие внутренних перевозок было направлено более 4 млрд рублей.

По оценке министра транспорта, сейчас местные авиаперевозки выросли в два раза, «достигнув лучших советских времен». В ПФО пассажиропоток составил 90 тыс. человек. Программа поддержки внутренних авиаперевозок, которая будет действовать еще как минимум три года, пополнилась 85 новыми маршрутами, 13 из которых пройдут через столицы субъектов, и в первую очередь через Казань, отметил Соколов.

Мигрантов научат водить автобусы

Уже с нынешнего года в республике в пилотном варианте могут заработать региональные речные перевозки. Министр Ленар Сафин рассказал, что рассматриваются маршруты до Тольятти, Ульяновска, Новочебоксарска, Самары и Нижнего Новгорода. Перевозить людей будет «Татфлот», пока только на двух скоростных «Метеорах». Предполагается, что водное сообщение откроется вместе с навигацией.

Первыми в республике хотят быть и в сфере общественного транспорта — в регионе будут создавать ресурсный центр для обучения и переподготов
ки водителей транспорта. Открыт он будет на базе Казанского техникума наземного и подземного электрического транспорта, и ориентирован, скорее всего, на водителей-мигрантов: их будут тестировать на знание русского языка, обучать правилам и культуре народов России. В ресурсном центре намерены также переподготовить весь нынешний водительский состав, ремонтных рабочих и механиков Татарстана.

За пределами Иннополиса: инвестиции в Верхнеуслонский район

Когда говорят о Верхнеуслонском районе, первое, что приходит на ум, — это динамично развивающийся Иннополис. Но какие еще проекты реализуются в этом регионе? Об этом в АИР РТ поговорили Талия Минуллина и глава района Евгений Варакин.

«Район не одним только Иннополисом сыт»

ВТП района в 2024 году составил 27,5 млрд рублей, причем 51% приходится на информатизацию и связь. Сельское хозяйство составило 9%, а промышленность — 7% от общего объема. Глава района открыто признает: «51% ВТП — это Иннополис, мы это понимаем».

Район лидирует по зарплатам в Татарстане. Средняя зарплата здесь составляет 187 254 рубля, что более чем вдвое превышает республиканский показатель в 78 142 рубля.

«Сразу оговорюсь, когда эту сумму озвучиваю. Мы все понимаем, что эта зарплата формируется за счет Иннополиса. Да, в Татарстане мы занимаем первое место, но это зарплата Иннополиса», — глава Верхнеуслонского района Евгений Варакин.

Фото: АИР РТ

В 2024 году в Иннополисе запланировано три крупных инвестпроекта: технопарк Б1 для IT-стартапов и робототехники, вторая очередь дата-центра и третий этап жилого комплекса «Зион». Однако это не значит, что вся экономика района завязана на одном проекте. Помимо этого, в районе появляются и другие значимые инициативы.

«Район не одним Иннополисом только сыт. Точки роста там есть очень интересные», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Новые проекты

Помимо Иннополиса, здесь успешно работают новые предприятия, создающие рабочие места и вносящие вклад в местный бюджет. Например, ООО ПК «ЗОЦМ» с объемом производства 99,4 млн рублей обеспечивает работой 26 человек, предлагая среднюю зарплату в 146 тыс. рублей — это один из примеров высокотехнологичного производства в районе.

Малый и средний бизнес также вносит свой вклад в экономику территории. Например, ИП «Ромашка У.В.» с годовым оборотом 69,5 млн рублей, и ООО «Молочная мастерская», специализирующаяся на производстве качественной молочной продукции, выпускает товаров на 1,08 млн рублей. Хотя уровень зарплат на этих предприятиях пока скромнее, чем в IT-секторе (25 тыс. рублей), их развитие помогает диверсифицировать экономику района.

Санаторно-курортный комплекс «Аква Вита» — проект, ориентированный на бальнеологическое лечение и международный туризм. Комплекс строится на берегу Покровского озера. Здесь еще в 1940 году обнаружили минеральные источники, аналогичные грузинской «Боржоми» и бромистые воды для лечения нервных расстройств. Минуллина назвала проект отличной точкой притяжения. Природные красоты и близость к Казани сыграют свое дело.

Проект открыт для сотрудничества. Инвестиции в проект составят 39 млрд рублей, а число новых рабочих мест достигнет 1,5 тыс., что особенно важно для привлечения местных жителей, так как район сталкивается с ежедневной миграцией.

Фото: скриншот трансляции АИР РТ

Каждый день 5 тыс человек из населения в 17 тыс едут работать в Казань

Уровень безработицы упал на 43%, до 0,18%. Однако глава района сразу отметил, что не стоит переоценивать этот результат. Главная проблема территории — постоянная трудовая миграция. Парадокс в том, что выгодное расположение — близость к столице и федеральным трассам М-7 и М-12 — сыграло двойную роль. С одной стороны, это плюс для логистики, с другой — причина массового оттока рабочей силы. Около 5 тыс. человек из 17,6 тыс. населения ездят на работу в Казань, ведь до города всего 4 км по воде.

Глава района с иронией отмечает: «Если убрать детей и пенсионеров, останутся я, мои замы и айтишники — они не любят уезжать». Однако глава АИР РТ увидела в этой ситуации и потенциал.

«Ага, значит, там у нас есть рабочая сила, которую мы можем использовать для наших новых проектов», — сказала Талия Минуллина, показывая, как превратить недостаток в преимущество.

По ее словам, многие жители готовы остаться, если им предложат достойные условия. Чтобы переломить тенденцию, в районе планируют создать три промпарка: «М-7», «Верхний Услон» и «М-12. Верхнеуслонский» — почти на 3,5 тыс. рабочих мест.

«Когда к нам приходят инвесторы, первый мой вопрос им: где брать кадры? — рассказывает глава района. — Они говорят: поверьте, ваши ребята с большой радостью останутся. Давайте честно, ездить за зарплатой в 80−90 тыс. ежедневно в Казань — мы все понимаем, что 25−30 тыс. у них тратится на дорогу: бензин, штрафы, питание. Поэтому, если мы им предоставим хорошую зарплату, очень большое количество людей не захочет ездить в Казань», — глава.

Промпарки против миграции

Индустриальный парк «М-7» расположен всего в 800 м от трассы «Волга». Это промышленная зона площадью 148,5 га, предназначенная для различных производств: от металлообработки и машиностроения до переработки полимеров и дерева. Проект реализуется без государственных субсидий. Резиденты покупают землю или арендуют подготовленные площади.

«Это дешевле, чем строить в чистом поле», — пояснил директор парка «М-7» Валерий Бригаднов.

Включение района в состав казанской агломерации открывает новые перспективы. Согласно планам, к 2050 году население Верхнеуслонского района может вырасти до 63 тыс. человек. Это потребует не только новых рабочих мест, но и развития жилья, социальной инфраструктуры. Постепенно в районе создают все условия, чтобы люди не уезжали.

Анастасия Сорокина

Варакин Евгений Анатольевич

Глава Верхнеуслонского района РТ

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: