Новости
25 Декабря 2013, 09:00

Малый бизнес: куда ведет «дорожная карта»?

В Татарстане представили «дорожную карту», по которой в ближайшее время будет развиваться малый и средний бизнес республики. Согласно документу, к 2015 году доля таких предприятий должна составить в ВРП 34%. Предприниматели, которых попросили внести свои предложения в проект, пока сомневаются, что их мнение будет учтено, а сама программа будет реализована.

За три года действия программы по поддержке малого и среднего бизнеса Татарстан потратил 5 млрд рублей местных и федеральных средств. Финансовая помощь из них составляет 2,9 млрд рублей. Больше получила только Москва, рассказал на республиканской конференции по взаимодействию власти и бизнеса заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев.

«Когда регионы приезжают в Минэкономики РФ защищать свои проекты, их представители выстраиваются перед татарстанской делегацией и говорят: татар не пускать. Потому что у них (Минэкономики — прим. ред.) уже денег нет. В принципе, мы берем больше всех», — гордо заявил на конференции в «Гранд Отель Казань» Николаев.

Большая часть средств ушла на инфраструктурные проекты — 65\%, самой затратной стала программа «Лизинг-грант».

Структура распределения бюджета в 2013 году

Несмотря на огромные потраченные суммы, число малых и средних предприятий в регионе продолжает снижаться. По данным начальника департамента поддержки предпринимательства Минэкономики РТ Рустема Сибгатуллина, в 2013 году их доля в общем объеме составляет порядка 24\%, что ниже прошлогоднего показателя на два процентных пункта.

«Динамика этих показателей нас не устраивает, и мы намерены их увеличить», — сказал он.

Рост местные власти планируют обеспечить за счет новой стратегии развития МСБ, презентованной в Казани на конференции в виде «дорожной карты». Ее разработкой занимались формально общественные организации — Торгово-промышленная палата и Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Проект, уже сейчас доступный на сайте Минэкономики и основанный на мониторинге бизнес-климата республики за пять лет, должен охватить период с 2014 по 2016 годы.

Представивший мониторинг член совета ассоциации Рафик Шайхутдинов сделал акцент на том, что действующая система господдержки предпринимателей неэффективна из-за ее перекоса в сторону инфраструктурной направленности. В то же время доля прямой финансовой поддержки значительно уменьшается, сказал он. По новой программе «центр тяжести» по развитию предпринимательства переходит из центра в муниципальные районы, от которых будут требовать собственных стратегических проектов по поддержке МСБ.

Проект «дорожной карты», как рассказал Артур Николаев, создавался на основе успешного опыта зарубежных стран — США, Канады, Японии и европейских стран, где доля малых и средних предприятий составляет 97−99\% в общей структуре частного бизнеса.

По планам авторов проекта документа, ежегодный прирост субъектов малого и среднего предпринимательства должен будет составлять до 3,1\% к уровню предыдущего года, ежегодный прирост выручки таких предприятий в республике будет на уровне не менее 6\%. При этом сама доля малых и средних предприятий в ВРП в 2015 году должна составлять 34\%.

Основные пункты «дорожной карты» по развитию МСП в Татарстане на 2014−2016 годы:

  • Повышение эффективности работы органов местного самоуправления по поддержке бизнеса. Разработчики предлагают включать индикатор развития МСП в показатель оценки эффективности местных властей. Планируется, что муниципалитеты должны будут разработать собственные программы по развитию предпринимательства и сами же их внедрять на основе софинансирования.

  • Повышение доступности финансовых ресурсов в секторе малого и среднего предпринимательства. Создатели «дорожной карты» предлагают развивать систему микрофинансирования, сделать субсидирование по кредитам более эффективным, а к самому кредитованию МСБ привлекать коммерческие банки.

  • Поддержка начинающим предпринимателям. Ожидается, что будет разработана специальная программа для новичков в бизнесе, в которую, в том числе, войдет и пункт по выделению квот для участия в аукционах по заключению госзаказа. Разработчики предлагают также развивать в республике франчайзинг.

  • Популяризация предпринимательства — вовлечение в него экономически активного население, развитие молодежного предпринимательства.

  • Создание новой, развитие и повышение эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Нужно внедрить практику оценки эффективности каждой государственной структуры и создавать новые, считают разработчики.

    • Развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства за счет обучения специалистов.

    • Стимулирование инновационной активности МСБ. Помимо субсидирования затрат, предлагается ввести налоговые льготы для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.

    • Повышение доступности энергетических ресурсов для МСБ — субсидирование затрат на техприсоединение компаний.

    • Усиление рыночных позиций предпринимателей на внутрирегиональном, межрегиональном и международных рынках. Этим пунктом планируется прописать компенсацию затрат на участие в выставках, поддержку экспорта.

    • Содействие технологическому перевооружению производства субъектов малого и среднего предпринимательства. По замыслу авторов, субсидии необходимо выделять на приобретение основных средств, ремонт старых помещений и внедрение энергосберегающих технологий.

    • Снижение налоговой нагрузки на бизнес и оптимизация системы распределения налоговых доходов от предпринимательской деятельности по уровням бюджетной системы. Здесь говорится также и о налоговых «каникулах» для вновь создаваемых предприятий. Дополнительные доходы от предпринимательских налогов предлагается отдавать в местные бюджеты. По патентной системе налогообложения разработчики хотят снизить размер потенциально возможного годового дохода, получаемого индивидуальными предпринимателями. При этом размеры базовой доходности они планируют разделить по характеристикам населенных пунктов: промышленно развитые города — Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск; прочие города и прочие населенные пункты.

    • Снижение тарифной нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства. Авторы намерены подготовить поправки в законодательные акты РФ в части регулирования естественных монополий, предложить перераспределение тарифной нагрузки от малых к крупным предприятия и снижение тарифа за электроэнергии до минимального.

    Всего на развитие малого и среднего предпринимательства, по словам Рустема Сибгатуллина, будет выделяться по 500 млн рублей в год из республиканского бюджета. Это 40\% от общего финансового вложения государства. Планируется, что остальные 60\% будут перечисляться из федерального бюджета.

    Предложения от предпринимателей Минэкономики, ТПП и ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса будут принимать до 24 января. До 31 числа планируется обработка полученных инициатив и завершение работы над проектом. Затем его должны рассмотреть в парламенте. Внедрение начнется в первом квартале 2014 года.

    «Шансы, что она будет принята, очень высоки», — считает замминистра Рустем Сибгатуллин.

    Несмотря на заявления властей о том, что «дорожная карта» — это «100\% общественный документ», предприниматели, участвовавшие в конференции, засомневались, что их мнения на этапе доработки проекта будут учтены.

    Председатель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Хайдар Халиуллин, заявивший взявшим слово бизнесменам, что «взаимодействия здесь не предполагалось» (название республиканской конференции — «Взаимодействие власти и бизнеса: новые возможности повышения деловой активности в муниципальных районах РТ» — прим. ред.) и «для дискуссий надо отдельно собираться», пообещал, что в проект войдут только системные предложения, отбирать которые будет экспертная комиссия.

    Предприниматели опасаются, что новый проект может так и остаться на бумаге и не найти воплощения на практике.

    «Я считаю, что это очень значимый документ, родившийся за последнее время в результате конференций и съездов. Но опасаюсь того, что это будет тем же хорошим продуктом, который, в лучшем случае, ляжет в стол, в худшем — в урну.

    Мы знаем, как трепетно руководство республики относится к целевым программам. Если этот документ будет доведен до руководства региона и принят, будет прописан исполнитель, сроки и ответственность за неисполнение, тогда это все принесет какой-то эффект. Но если этого не будет, это окажется очередной болтовней. Мы знаем, какова участь резолюции съезда предпринимателей. Ведь там практически ничего не сделано", — сказал генеральный директор группы компаний «СПБ» Шамиль Булушев.

    По мнению депутата Казгордумы и предпринимателя Ильдуса Янышева, шанс быть реализованной у программы может быть только в том случае, если ее позиционирование будет происходить в общем ряду с другими «дорожными картами», внедрение которых поддерживает правительство России.

    «Сложно сказать о будущем этой программы, потому что опыт предыдущих съездов и конференций, которые проводят предприниматели, и даже личные встречи с президентом показывают, что уровень реагирования власти на предложения бизнес-сообщества достаточно слабый. Я бы его суммарно обозначил в 10−20\%. Где-то все замалчивается, где-то сводится к реагированию только на частные случаи, когда делается пиар, и помощь оказывается только отдельному предпринимателю.

    С другой стороны, надежду вселяет послание президента, в котором говорится о «дорожных картах». Это правительственная программа, которая призвана учитывать интересы предпринимателей. Поэтому, может быть, магическое слово «дорожная карта» сработает, и через нее удастся наши вопросы донести до правительства", — считает депутат.

    За пределами Иннополиса: инвестиции в Верхнеуслонский район

    Когда говорят о Верхнеуслонском районе, первое, что приходит на ум, — это динамично развивающийся Иннополис. Но какие еще проекты реализуются в этом регионе? Об этом в АИР РТ поговорили Талия Минуллина и глава района Евгений Варакин.

    «Район не одним только Иннополисом сыт»

    ВТП района в 2024 году составил 27,5 млрд рублей, причем 51% приходится на информатизацию и связь. Сельское хозяйство составило 9%, а промышленность — 7% от общего объема. Глава района открыто признает: «51% ВТП — это Иннополис, мы это понимаем».

    Район лидирует по зарплатам в Татарстане. Средняя зарплата здесь составляет 187 254 рубля, что более чем вдвое превышает республиканский показатель в 78 142 рубля.

    «Сразу оговорюсь, когда эту сумму озвучиваю. Мы все понимаем, что эта зарплата формируется за счет Иннополиса. Да, в Татарстане мы занимаем первое место, но это зарплата Иннополиса», — глава Верхнеуслонского района Евгений Варакин.

    Фото: АИР РТ

    В 2024 году в Иннополисе запланировано три крупных инвестпроекта: технопарк Б1 для IT-стартапов и робототехники, вторая очередь дата-центра и третий этап жилого комплекса «Зион». Однако это не значит, что вся экономика района завязана на одном проекте. Помимо этого, в районе появляются и другие значимые инициативы.

    «Район не одним Иннополисом только сыт. Точки роста там есть очень интересные», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

    Новые проекты

    Помимо Иннополиса, здесь успешно работают новые предприятия, создающие рабочие места и вносящие вклад в местный бюджет. Например, ООО ПК «ЗОЦМ» с объемом производства 99,4 млн рублей обеспечивает работой 26 человек, предлагая среднюю зарплату в 146 тыс. рублей — это один из примеров высокотехнологичного производства в районе.

    Малый и средний бизнес также вносит свой вклад в экономику территории. Например, ИП «Ромашка У.В.» с годовым оборотом 69,5 млн рублей, и ООО «Молочная мастерская», специализирующаяся на производстве качественной молочной продукции, выпускает товаров на 1,08 млн рублей. Хотя уровень зарплат на этих предприятиях пока скромнее, чем в IT-секторе (25 тыс. рублей), их развитие помогает диверсифицировать экономику района.

    Санаторно-курортный комплекс «Аква Вита» — проект, ориентированный на бальнеологическое лечение и международный туризм. Комплекс строится на берегу Покровского озера. Здесь еще в 1940 году обнаружили минеральные источники, аналогичные грузинской «Боржоми» и бромистые воды для лечения нервных расстройств. Минуллина назвала проект отличной точкой притяжения. Природные красоты и близость к Казани сыграют свое дело.

    Проект открыт для сотрудничества. Инвестиции в проект составят 39 млрд рублей, а число новых рабочих мест достигнет 1,5 тыс., что особенно важно для привлечения местных жителей, так как район сталкивается с ежедневной миграцией.

    Фото: скриншот трансляции АИР РТ

    Каждый день 5 тыс человек из населения в 17 тыс едут работать в Казань

    Уровень безработицы упал на 43%, до 0,18%. Однако глава района сразу отметил, что не стоит переоценивать этот результат. Главная проблема территории — постоянная трудовая миграция. Парадокс в том, что выгодное расположение — близость к столице и федеральным трассам М-7 и М-12 — сыграло двойную роль. С одной стороны, это плюс для логистики, с другой — причина массового оттока рабочей силы. Около 5 тыс. человек из 17,6 тыс. населения ездят на работу в Казань, ведь до города всего 4 км по воде.

    Глава района с иронией отмечает: «Если убрать детей и пенсионеров, останутся я, мои замы и айтишники — они не любят уезжать». Однако глава АИР РТ увидела в этой ситуации и потенциал.

    «Ага, значит, там у нас есть рабочая сила, которую мы можем использовать для наших новых проектов», — сказала Талия Минуллина, показывая, как превратить недостаток в преимущество.

    По ее словам, многие жители готовы остаться, если им предложат достойные условия. Чтобы переломить тенденцию, в районе планируют создать три промпарка: «М-7», «Верхний Услон» и «М-12. Верхнеуслонский» — почти на 3,5 тыс. рабочих мест.

    «Когда к нам приходят инвесторы, первый мой вопрос им: где брать кадры? — рассказывает глава района. — Они говорят: поверьте, ваши ребята с большой радостью останутся. Давайте честно, ездить за зарплатой в 80−90 тыс. ежедневно в Казань — мы все понимаем, что 25−30 тыс. у них тратится на дорогу: бензин, штрафы, питание. Поэтому, если мы им предоставим хорошую зарплату, очень большое количество людей не захочет ездить в Казань», — глава.

    Промпарки против миграции

    Индустриальный парк «М-7» расположен всего в 800 м от трассы «Волга». Это промышленная зона площадью 148,5 га, предназначенная для различных производств: от металлообработки и машиностроения до переработки полимеров и дерева. Проект реализуется без государственных субсидий. Резиденты покупают землю или арендуют подготовленные площади.

    «Это дешевле, чем строить в чистом поле», — пояснил директор парка «М-7» Валерий Бригаднов.

    Включение района в состав казанской агломерации открывает новые перспективы. Согласно планам, к 2050 году население Верхнеуслонского района может вырасти до 63 тыс. человек. Это потребует не только новых рабочих мест, но и развития жилья, социальной инфраструктуры. Постепенно в районе создают все условия, чтобы люди не уезжали.

    Анастасия Сорокина

    Варакин Евгений Анатольевич

    Глава Верхнеуслонского района РТ

    Минуллина Талия Ильгизовна

    Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

    Lorem ipsum dolor sit amet.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: