Партнёрский материал
18 Декабря 2024, 15:36

Итоги «Черной пятницы»: россияне стали покупать с умом

«Черная пятница» — феномен, вышедши за рамки одного «скидочного» дня. Особенно в России, где текущая экономическая ситуация и желание сэкономить на предновогодних тратах усиливают актуальность распродаж.

В 2023 году объем онлайн-продаж в рамках «Черной пятницы» достиг 17,4 млрд рублей, что подчеркивает значимость этого события для ритейлеров. Исследования показывают, что более трети россиян готовы потратить на покупки в этот период до 5 тыс. рублей, а 27% — до 10 тыс. рублей.

Вовлеченность россиян в «Черную пятницу» по-прежнему сохраняется. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли в 2024 году в акции приняли участие более 40% россиян. Наибольший прирост активности наблюдался среди молодых покупателей в возрасте 18−34 лет, проживающих в крупных городах.

Популярные товары, платформы и средний чек

Согласно исследованию «Яндекс.Маркет», в 2024 году российский потребитель отдал предпочтение:

электронике и бытовой технике: смартфонам, ноутбукам, мелкой технике.

одежде и обуви: спрос на эти категории вырос на 25%, особенно на зимние вещи, что связано с сезонными потребностями.

косметике и парфюмерии.

Подавляющее количество покупок совершалось онлайн: на Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и Aliexpress. Средний чек покупок в этом году составил около 5,7 тыс. рублей. При этом 42% участников акции предпочли делать покупки в интернет-магазинах именно из-за удобства сравнения цен и доступности промокодов.

В офлайн-формате активными игроками остаются сетевые магазины электроники и одежды. Однако их доля сокращается, так как потребители все чаще идут в онлайн для экономии времени и получения кешбэка.

Совершая покупки в рамках «Черной пятницы» покупатели становятся более избирательными и осознанными, фокусируются на товарах с долгосрочной пользой и реальными скидками. Именно снижение цены и становится главным мотивом для покупок. 80% потребителей искали максимальное снижение цен. В основном покупатели интересовались проверенными брендами по сниженным ценам в категориях электроники и одежды. При этом потребители фокусировались на товарах первой необходимости или тех, которые планировали приобрести заранее: зимней одежде, бытовой технике и гаджетах.

Покупки осознанные и импульсивные

Уход от импульсивных покупок в пользу потребительской осознанности (по сравнению с 2023 годом доля таких покупок выросла на 15%) в этом году обусловило и то, что распродажи начались в ноябре. Импульсивные приобретения наблюдаются в основном в сегментах аксессуаров, косметики и мелкой электроники. Влияние рекламных кампаний и агрессивного маркетинга продолжало стимулировать спонтанные траты, однако их эффект стал менее значительным по сравнению с прошлым.

В остальном же покупатели старались готовиться заранее и анализировали цены. 58% покупателей начали отслеживать динамику стоимости интересующих товаров за несколько недель до «Черной пятницы», чтобы избежать манипуляций с фиктивными скидками. Более половины респондентов (52%) заранее определили, что именно они хотят приобрести. Это помогло избежать лишних трат.

Скидки не то, чем они кажутся

Акция «Черная пятница» давно стала не только возможностью выгодных покупок, но и почвой для недобросовестных действий некоторых ритейлеров. В 2024 году жалобы потребителей и случаи завышения цен накануне распродаж вновь подтверждают существование проблем в ценообразовании.

Кто-то покупает товар «со скидкой», но вскоре обнаруживает такой же в другом магазине и дешевле. Где-то бытовая техника за месяц до распродажи была дешевле, чем в день акции с «новой ценой» и «скидкой». Еще одна популярная уловка — несуществующие старые цены. Например, товар предлагается со скидкой от зачеркнутой цены, которая ранее не была установлена​​.

Среди случаев более масштабного мошенничества — создание фальшивых интернет-магазинов, которые предлагают товары с большими скидками, но исчезают после получения предоплаты с кредитной карты покупателя​​. Именно поэтому важно использовать приложения для отслеживания цен, внимательно проверять отзывы о продавцах на независимых платформах, приобретать товары только в крупных маркетплейсах с прозрачной системой возврата и отправки жалоб. Ну и самый универсальный совет — внимательнее читать условия акций и промокодов​.

«Черная пятница» и «кризис недоверия»

Иллюзия выгодных скидок — еще один фактор, из-за которого отношение россиян к «Черной пятнице» становится более осознанным, избирательным и с оттенком недоверия. Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» провел среди своих интернет-пользователей опрос на эту тему. В исследовании приняли участие 3 тыс. жителей городов-миллионников. Почти половина опрошенных (48%) не планируют участвовать в распродажах, считая их ненадежными. 35% респондентов готовы тратить значительные суммы, надеясь на выгодные сделки. В прошлом году уровень доверия был выше: 42% опрошенных позитивно относились к распродажам.

Большинство россиян (73%) предпочитают заказывать товары через маркетплейсы, а не посещать офлайн-магазины. Это подтверждает тенденцию к онлайн-покупкам в «Черную пятницу» и объясняется удобством и разнообразием предложений, доступных в интернете. Однако, как показывает практика, тут кроется наибольшая угроза столкнуться с «не совсем честными» действиями, в первую очередь, связанными со скидками.

«Официальные периоды распродаж — это благодатная почва для злоумышленников. Ведь здесь они смело могут оперировать своим излюбленным козырем — иллюзией ограниченного времени. Очень часто предлагаются товары „по акции“, которая вот-вот закончится: осталось 15 минут; успей заказать в течение часа — именно такие фразы служат триггерами для покупателей. Я бы посоветовала покупателям более ответственно подходить к финансовым решениям в дни распродаж и насторожиться в случае слишком большой скидки на дорогой товар. То есть стиральная машина за 60 тыс. никак не может стоить 5 тыс. Если вы видите подобный ценник, да к тому же еще и сайт магазина выглядит подозрительно — скорее всего, речь идет о мошенниках», — считает директор департамента коммуникационной политики «Выберу.ру» Анна Романенко.

В условиях увеличивающегося числа мошеннических схем Романенко рекомендует покупателям тщательно проверять информацию о магазине и не доверять предложениям, которые кажутся слишком выгодными.

«Если цена на товар значительно ниже рыночной, это должно вызвать подозрение», — добавляет она.

Адаптация распродаж к экономическим реалиям 2022−2024 годов

Но даже несмотря на риск нарваться на «псевдоскидки», россияне не обходят стороной «Черную пятницу». К тому располагает экономическая нестабильность последних лет.

Многие ритейлеры адаптировали свои предложения под изменившуюся покупательную способность россиян. Они предлагают рассрочку, скидки на социально значимые товары, кешбэк по банковским картам и дополнительные бонусы для владельцев карт лояльности. Учли ритейлеры и тенденцию к увеличению сбережений у потребителей: акции не только стимулировали покупки, но и предлагали реальную экономию на продуктах длительного использования, таких как бытовая техника и автомобили.

Также маркетплейсы активно вводят услуги, помогающие сократить траты, включая бесплатную доставку и кешбэк-программы. Это создает конкурентное преимущество и улучшает восприятие акции потребителями​​.

Чего ждать от «Пятницы» в будущем?

Очередная «Черная пятница» подтвердила свою значимость как для потребителей, так и для бизнеса. Для покупателей это был шанс приобрести желанные товары с ощутимой экономией, особенно в сегментах электроники и бытовой техники. Для ритейлеров акция стала инструментом увеличения оборота и способом привлечения новых клиентов, в том числе, на цифровых платформах.

В ближайшие годы «Черная пятница» в России, скорее всего, будет эволюционировать, адаптируясь к меняющимся условиям рынка. Основными направлениями развития могут стать онлайн-распродажи, большая прозрачность скидок за счет новых технологий мониторинга цен и, возможно, новые скидочные форматы, включающие гибкие предложения, рассрочки и персонализированные акции. Уже в 2024 многие ритейлеры перенесли акцию в цифровую среду, предлагая эксклюзивные скидки через приложения и онлайн-платформы. Последнее не стоит исключать в том числе и за счет усиления конкуренции, особенно в сегментах маркетплейсов и малого ритейла.

Потребители продолжат становиться более разборчивыми, и их доверие к распродажам будет зависеть от прозрачности и честности ритейлеров. Компании, готовые учитывать эти тренды, смогут не только удерживать текущих клиентов, но и завоевывать новых. Ну, а «Черная пятница» будет оставаться не просто днем покупок, а значимым индикатором экономических и потребительских изменений в российской экономике.

Реклама
ООО «ВЫБЕРУ.РУ МАРКЕТПЛЕЙС»

Инвестиции в родники: зачем нефтяному Лениногорску проект Royal Spa Hotel & Wellness?

Марат Гирфанов, возглавивший Лениногорский район восемь месяцев назад, предложил АИР РТ нестандартный инвестиционный проект — создание спа-комплекса в нефтяном регионе. Подробности — на TatCenter.

Нефтяной фундамент экономики

Лениногорский район, отмечающий в этом году 70-летие, вырос буквально на нефти — его территория сформирована вокруг гигантского Ромашкинского месторождения. Основу экономики района традиционно составляют нефтедобыча и нефтесервис. Ключевыми игроками являются ПАО «Татнефть» и его структурное подразделение — НГДУ «Лениногорскнефть», а также малые нефтяные компании. В 2024 году объем инвестиций в район достиг 37 млрд рублей. Средняя заработная плата составила 76 тыс. рублей, а в нефтедобывающей отрасли она колеблется от 110 до 300 тыс.

«Получается, по инвестициям в 2023 году район был 12-й, а в 2024 занял уже седьмое место. Входит в десятку, это очень хорошая позиция для такого небольшого района», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Но нефть — не единственный двигатель экономики. В районе развиваются промпарки, в частности «Идея-Юго-Восток», промпарки на улицах Промышленной и Нагорной, а также агропромышленный парк «Виктория». Промпарки строят новые цеха, но они моментально заполняются. Общий оборот резидентов этих парков к началу 2025 года достиг.

«Вроде столько промпарков, столько возможностей, земельные участки там есть, а помещений опять нет. Мы говорим, якобы промпарки заполнены, да заполнены, нет там места вообще, земля есть, да. А помещений никаких нет», — задела постоянный вопрос республики Минуллина.

Фото: АИР РТ

Скрытый потенциал сельского хозяйства

Несмотря на промышленное доминирование — 57,4% ВТП, глава района Марат Гирфанов делает ставку на агросектор. Из 120 млрд рублей ВТП на сельское хозяйство приходится лишь 2,3%, но здесь видят потенциал: 73,4 тыс. га пашни, семеноводство, овощеводство и даже коневодство.

«Объем сельскохозяйственной выручки 3 млрд, что сравнимо со многими сельскохозяйственными районами нашей республики. Мы понимаем, что туда нужно идти. Если у нас сегодня на 3 млрд, мы уже видим, что к концу года мы выходим на 5 млрд, при этом задачу мы ставим на 7 млрд. Мы в поиске инвесторов по сельскому хозяйству», — глава Лениногорского района Марат Гирфанов.

Одна из проблем — последствия вспышки птичьего гриппа, уничтожившая Лениногорскую птицефабрику. Однако за два года предприятие по выращиванию индейки восстановлено: 36 корпусов, 1,6 млрд рублей инвестиций. Генеральный директор холдинговой компании «Чистополье» и «Лениногорской птицефабрики» Наиль Залаков поделился планами — выход в топ-6 российских производителей индейки.

аграрии урожай овощи колхоз

Рекордсмен татарстана — 263 родника в районе

Лениногорский район рекордсмен в Татарстане по количеству родников — их здесь 263. Эти водные источники открывают значительные экономические перспективы. Особый интерес представляет форелеводство — благодаря чистоте родниковой воды в районе уже создаются специализированные пруды для выращивания ценных пород рыбы.

Как бы метафорично не звучало, «из родников вытекает» еще одно стратегическое направление развития — санаторно-курортный кластер, который уже сегодня, по словам главы, составляет 9% ВТП района. Известный санаторий «Бакирово» работает с предельной загрузкой — 95%, как и «Лениногорский» санаторий.

Фото: АИР РТ

Спа-комплекс в нефтяном крае: зачем?

Идея спа-отеля в промышленном регионе кажется неожиданной. Однако Лениногорск успешно развивает туристическое направление. По словам Талии Минуллиной, санаторий «Бакирово» принимает около трети всех отдыхающих республиканской санаторно-курортной базы.

Артур Мухаметшин, директор ресторана «Бархат», представил проект двухэтажного спа-отеля Royal Spa Hotel & Wellness. Особенностью комплекса станет медицинское сопровождение: штатный терапевт будет проводить обследования и разрабатывать индивидуальные оздоровительные программы для гостей.

Фото: презентация АИР РТ

Комплекс площадью 1,5 тыс. кв. м предложит посетителям четыре сауны разных типов, массажные кабинеты, бассейн, номера с панорамными видами, ресторан, тренажерный зал и вип-зал. Санаторий можно будет посетить как разово, так и приобрести абонемент. Инвестиции в проект превышают 100 млн рублей. Ранее этот же инвестор реализовал проект ресторана «Бархат» на 150 посадочных мест с объемом вложений 70 млн рублей.

Анастасия Сорокина

Гирфанов Марат Нилевич

Руководитель исполкома Лениногорского района РТ

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: