«Черная пятница» — феномен, вышедши за рамки одного «скидочного» дня. Особенно в России, где текущая экономическая ситуация и желание сэкономить на предновогодних тратах усиливают актуальность распродаж.
В 2023 году объем онлайн-продаж в рамках «Черной пятницы» достиг 17,4 млрд рублей, что подчеркивает значимость этого события для ритейлеров. Исследования показывают, что более трети россиян готовы потратить на покупки в этот период до 5 тыс. рублей, а 27% — до 10 тыс. рублей.
Вовлеченность россиян в «Черную пятницу» по-прежнему сохраняется. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли в 2024 году в акции приняли участие более 40% россиян. Наибольший прирост активности наблюдался среди молодых покупателей в возрасте 18−34 лет, проживающих в крупных городах.
Популярные товары, платформы и средний чек
Согласно исследованию «Яндекс.Маркет», в 2024 году российский потребитель отдал предпочтение:
электронике и бытовой технике: смартфонам, ноутбукам, мелкой технике.
одежде и обуви: спрос на эти категории вырос на 25%, особенно на зимние вещи, что связано с сезонными потребностями.
косметике и парфюмерии.
Подавляющее количество покупок совершалось онлайн: на Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и Aliexpress. Средний чек покупок в этом году составил около 5,7 тыс. рублей. При этом 42% участников акции предпочли делать покупки в интернет-магазинах именно из-за удобства сравнения цен и доступности промокодов.
В офлайн-формате активными игроками остаются сетевые магазины электроники и одежды. Однако их доля сокращается, так как потребители все чаще идут в онлайн для экономии времени и получения кешбэка.
Совершая покупки в рамках «Черной пятницы» покупатели становятся более избирательными и осознанными, фокусируются на товарах с долгосрочной пользой и реальными скидками. Именно снижение цены и становится главным мотивом для покупок. 80% потребителей искали максимальное снижение цен. В основном покупатели интересовались проверенными брендами по сниженным ценам в категориях электроники и одежды. При этом потребители фокусировались на товарах первой необходимости или тех, которые планировали приобрести заранее: зимней одежде, бытовой технике и гаджетах.
Покупки осознанные и импульсивные
Уход от импульсивных покупок в пользу потребительской осознанности (по сравнению с 2023 годом доля таких покупок выросла на 15%) в этом году обусловило и то, что распродажи начались в ноябре. Импульсивные приобретения наблюдаются в основном в сегментах аксессуаров, косметики и мелкой электроники. Влияние рекламных кампаний и агрессивного маркетинга продолжало стимулировать спонтанные траты, однако их эффект стал менее значительным по сравнению с прошлым.
В остальном же покупатели старались готовиться заранее и анализировали цены. 58% покупателей начали отслеживать динамику стоимости интересующих товаров за несколько недель до «Черной пятницы», чтобы избежать манипуляций с фиктивными скидками. Более половины респондентов (52%) заранее определили, что именно они хотят приобрести. Это помогло избежать лишних трат.
Скидки не то, чем они кажутся
Акция «Черная пятница» давно стала не только возможностью выгодных покупок, но и почвой для недобросовестных действий некоторых ритейлеров. В 2024 году жалобы потребителей и случаи завышения цен накануне распродаж вновь подтверждают существование проблем в ценообразовании.
Кто-то покупает товар «со скидкой», но вскоре обнаруживает такой же в другом магазине и дешевле. Где-то бытовая техника за месяц до распродажи была дешевле, чем в день акции с «новой ценой» и «скидкой». Еще одна популярная уловка — несуществующие старые цены. Например, товар предлагается со скидкой от зачеркнутой цены, которая ранее не была установлена.
Среди случаев более масштабного мошенничества — создание фальшивых интернет-магазинов, которые предлагают товары с большими скидками, но исчезают после получения предоплаты с кредитной карты покупателя. Именно поэтому важно использовать приложения для отслеживания цен, внимательно проверять отзывы о продавцах на независимых платформах, приобретать товары только в крупных маркетплейсах с прозрачной системой возврата и отправки жалоб. Ну и самый универсальный совет — внимательнее читать условия акций и промокодов.
«Черная пятница» и «кризис недоверия»
Иллюзия выгодных скидок — еще один фактор, из-за которого отношение россиян к «Черной пятнице» становится более осознанным, избирательным и с оттенком недоверия. Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» провел среди своих интернет-пользователей опрос на эту тему. В исследовании приняли участие 3 тыс. жителей городов-миллионников. Почти половина опрошенных (48%) не планируют участвовать в распродажах, считая их ненадежными. 35% респондентов готовы тратить значительные суммы, надеясь на выгодные сделки. В прошлом году уровень доверия был выше: 42% опрошенных позитивно относились к распродажам.
Большинство россиян (73%) предпочитают заказывать товары через маркетплейсы, а не посещать офлайн-магазины. Это подтверждает тенденцию к онлайн-покупкам в «Черную пятницу» и объясняется удобством и разнообразием предложений, доступных в интернете. Однако, как показывает практика, тут кроется наибольшая угроза столкнуться с «не совсем честными» действиями, в первую очередь, связанными со скидками.
В условиях увеличивающегося числа мошеннических схем Романенко рекомендует покупателям тщательно проверять информацию о магазине и не доверять предложениям, которые кажутся слишком выгодными.
Адаптация распродаж к экономическим реалиям 2022−2024 годов
Но даже несмотря на риск нарваться на «псевдоскидки», россияне не обходят стороной «Черную пятницу». К тому располагает экономическая нестабильность последних лет.
Многие ритейлеры адаптировали свои предложения под изменившуюся покупательную способность россиян. Они предлагают рассрочку, скидки на социально значимые товары, кешбэк по банковским картам и дополнительные бонусы для владельцев карт лояльности. Учли ритейлеры и тенденцию к увеличению сбережений у потребителей: акции не только стимулировали покупки, но и предлагали реальную экономию на продуктах длительного использования, таких как бытовая техника и автомобили.
Также маркетплейсы активно вводят услуги, помогающие сократить траты, включая бесплатную доставку и кешбэк-программы. Это создает конкурентное преимущество и улучшает восприятие акции потребителями.
Чего ждать от «Пятницы» в будущем?
Очередная «Черная пятница» подтвердила свою значимость как для потребителей, так и для бизнеса. Для покупателей это был шанс приобрести желанные товары с ощутимой экономией, особенно в сегментах электроники и бытовой техники. Для ритейлеров акция стала инструментом увеличения оборота и способом привлечения новых клиентов, в том числе, на цифровых платформах.
В ближайшие годы «Черная пятница» в России, скорее всего, будет эволюционировать, адаптируясь к меняющимся условиям рынка. Основными направлениями развития могут стать онлайн-распродажи, большая прозрачность скидок за счет новых технологий мониторинга цен и, возможно, новые скидочные форматы, включающие гибкие предложения, рассрочки и персонализированные акции. Уже в 2024 многие ритейлеры перенесли акцию в цифровую среду, предлагая эксклюзивные скидки через приложения и онлайн-платформы. Последнее не стоит исключать в том числе и за счет усиления конкуренции, особенно в сегментах маркетплейсов и малого ритейла.
Потребители продолжат становиться более разборчивыми, и их доверие к распродажам будет зависеть от прозрачности и честности ритейлеров. Компании, готовые учитывать эти тренды, смогут не только удерживать текущих клиентов, но и завоевывать новых. Ну, а «Черная пятница» будет оставаться не просто днем покупок, а значимым индикатором экономических и потребительских изменений в российской экономике.
Реклама
ООО «ВЫБЕРУ.РУ МАРКЕТПЛЕЙС»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: