Цифровая трансформация «ТАГРАС»: как Холдинг выстроил архитектуру управления на основе процессов и данных

«ТАГРАС» — один из крупнейших нефтесервисных холдингов России, объединяющий восемь дивизионов и более 50 дочерних предприятий, с численностью персонала свыше 16 тысяч человек. Компания оказывает услуги в области геологоразведки, бурения, строительства, транспортной логистики, ремонта нефтегазового оборудования и других смежных сфер ТЭК. С 2019 года в Холдинге реализуется флагманская программа цифровой трансформации TAGRAS-Digital, направленная на переосмысление всей системы управления через призму архитектурного подхода и процессной зрелости.

В 2025 году проект получил главный приз престижного конкурса «BPM-проект года», организованного российским отделением Международной ассоциации профессионалов по управлению бизнес-процессами при поддержке ИТ-кластера Фонда «Сколково» и Аналитического центра при Правительстве РФ. Победа среди более чем 70 представленных инициатив из стран ЕАЭС стала не только подтверждением успеха, но и репутационным трамплином, продемонстрировавшим зрелость подхода Холдинга «ТАГРАС» к трансформации.

Почему потребовалась трансформация?

До запуска программы цифровой трансформации дивизионы Холдинга занимались автоматизацией обособленно и фрагментарно. Каждое подразделение самостоятельно выбирало вендоров, подходы и инструменты, опираясь на локальные потребности. В результате сформировалась ситуация, характерная для «лоскутной автоматизации»:

отсутствовали единые методологии, архитектура систем не имела сквозной логики;

существовало множество разрозненных ИТ-решений с низкой степенью интеграции;

высока была доля ручного труда и дублирования функций;

данные терялись либо были недоступны для принятия управленческих решений.

Фактически ИТ играло роль вспомогательной функции, не вовлеченной в формирование конкурентных преимуществ. Было очевидно, что такой подход ограничивает рост, снижает управляемость и эффективность. Руководство приняло стратегическое решение — перейти от автоматизации ради автоматизации к построению единой, согласованной архитектуры управления, интегрированной с бизнес-целями и ИТ-системами.

Методология: от бизнес-модели к цифровому двойнику управления

Программа цифровой трансформации, которая получила название TAGRAS-Digital, была основана на принципе: «Сначала понять, потом автоматизировать». В ее основе — структурированный архитектурно-процессный подход, выстроенный по следующей логике:

1.

Стратегическая архитектура: анализ бизнес-модели дивизиона, формулирование стратегических целей, описание ролей, функций и зон ответственности.

2.

Бизнес-архитектура: формирование реестра бизнес-процессов, их диагностика, оптимизация, установка метрик эффективности (KPI).

3.

Системная архитектура: подбор ИТ-инструментов, проектирование цифровой поддержки процессов, анализ покрытия типовым функционалом.

Для приоритизации инициатив по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов используется собственная методика, основанная на трех критериях: важность, проблемность и возможность изменений. Целевым уровнем зрелости системы управления является цифровой двойник. Который через описанную цифровую модель, дашборды и метрики эффективности характеризует текущее состояние предприятия и моделирует прогнозы на будущее.

Как это устроено: организационная модель и инструментарий

Управление программой цифровой трансформации построено по модели управления проектным портфелем:

На уровне Холдинга — заказчик и куратор, члены правления, управляющий комитет, утверждающий инициативы.

Центр управления TAGRAS-Digital: включает проектный офис, процессный офис.

В дивизионах — координаторы трансформации, владельцы процессов и ИТ-специалисты.

В качестве методологических и технологических инструментов используются:

Business Studio — единая система моделирования процессов и архитектуры;

1С:ERP — как основа для автоматизации;

Astra Linux, PostgreSQL, RuPost — как часть импортонезависимого стека;

ИИ-ассистенты и чат-боты — для снижения нагрузки на персонал и повышения доступности данных;

RPA и предиктивная аналитика — для устранения рутины и повышения проактивности управления.

Этапность: путь от оптимизации к цифровизации

В рамках TAGRAS-Digital каждый дивизион проходит четырехэтапный путь трансформации:

1. Формирование целевой бизнес-модели — через стратегическую сессию, анализ ценностных предложений и рыночной роли.

2. Проектирование архитектуры управления — описание текущего состояния и проектирование целевой модели.

3. Оптимизация процессов — с акцентом на устранение потерь и установку KPI по методике сбалансированной системы показателей.

4. Автоматизация и цифровизация — после полной готовности процессов, с опорой на типовой функционал и его расширение.

Важно: автоматизация идет после оптимизации. Такой подход исключает цифровизацию неэффективных практик и обеспечивает реальную ценность от ИТ.

Пример: трансформация сервисного дивизиона

Один из ярких примеров — переход сервисного дивизиона «ТАГРАС» от роли исполнителя к экосистемному партнеру. В ходе трансформации:

была разработана новая бизнес-модель, ориентированная на комплексные решения;

проведен аудит процессов, выстроена новая цепочка создания ценности;

оптимизирован процесс «Маркетинг, PR и разработка продукта», KPI связаны с целями бизнес-модели;

разработаны регламенты в Business Studio, затем адаптированы под специфику деятельности;

на финальном этапе выбран продукт 1С с наибольшей степенью соответствия бизнес-потребностям, зафиксирован процент использования типового функционала;

подготовлена стратегия цифровизации: внедрены инструменты ИИ, автоматизированы процессы первичного взаимодействия с клиентами.

Экономический и стратегический эффект

За шесть лет реализации программы достигнуты следующие результаты:

215 млн рублей совокупной экономии, включая:
- 170 млн — отказ от повторных обследований и внешнего архитектурного консалтинга;
- 45 млн — инсорсинг реинжиниринга;
- 8 млн ежегодно — на поддержке пользователей;
- 27 млн ежегодно — на адаптации новых сотрудников;
- 14 млн ежегодно — на формировании и поддержании регламентов.

Выросла управленческая зрелость: создан процессный офис, единый центр экспертизы, клуб развития, база знаний.

Повысилась скорость и качество управленческих решений благодаря уникальной архитектуре и цифровому контуру.

Значимость и масштабируемость

TAGRAS-Digital — это не просто успешный проект внутри корпоративного контура. Это методология, которая масштабируема на внешние рынки. В условиях импортозамещения, роста интереса к цифровой зрелости и необходимости сокращать издержки, «ТАГРАС» может предлагать не только ИТ-решения, но и архитектурно-методологическую экспертизу другим компаниям.

Кейс «ТАГРАС» — это иллюстрация перехода от ИТ как функции поддержки к ИТ как стратегическому активу, интегрированному в ДНК бизнеса.

Реклама

ТаграС-Холдинг

Российский нефтесервисный холдинг

Новости
26 Июля 2025, 16:45

По нацпроекту в шести районах РТ благоустроили зоны отдыха

В них появились современные пляжные зоны с беседками, банями и спасательными вышками.

В шести районах республики завершились работы по благоустройству зон отдыха в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство». Как сообщает Госкомитет РТ по туризму, в Альметьевском, Бугульминском, Заинском, Тукаевском, Мензелинском и Пестречинском районах появились современные пляжные зоны с беседками, банями и спасательными вышками.

В Альметьевском районе на базе отдыха в селе Каськи оборудовали новую зону отдыха с банными комплексами. Бугульминские глэмпинги «Ивушка камп» и «Новая земля» получили спасательные вышки, навесы с шезлонгами и детские качели. Значительные преобразования произошли в Заинском районе, где в санатории «Ромашкино» благоустроили территорию, и в Тукаевском районе, где усадьба «Багряж» расширила спектр услуг за счет новых банных комплексов. Мензелинский пляж, созданный в 2023 году, в этом сезоне дополнился понтонным причалом. В пестречинском глэмпинге «Минем Ранчо» особое внимание уделили семейному отдыху, установив детские площадки и многофункциональные беседки.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: